Я мама двоих сыновей. Старшему 14 лет. С 8 лет у него диагностировано шизотипическое расстройство. С того момента сын находится на медикаментозной терапии. Схемы меняются в зависимости от изменения состояния.
Помимо просто исходных данных типа глубины дефекта, уровня интеллекта и проч., благодаря препаратам, периодической работе с психологами, а также пониманию членов семьи, что делать, как себя вести, как не вести, сын может долго находиться в ремиссии. Последний (в смысле, на сегодняшний день, а не вообще) длительный эпизод плохого самочувствия случился на фоне пубертата. Тогда у нас больше месяца ушло на то, чтобы устаканить несчастного и злого на весь "плохой" мир ребёнка. Однако получилось.
Сейчас периодически тоже возникают неприятные моменты в виде не слишком адекватных той или иной ситуации реакций. В сторону гиперболизации проблемы. Но носят характер эпизодический. Это легче и для ребёнка, и для нас. Живём, справляемся.
Завидовать нам не приходится, конечно. Но я считаю, что быть довольным жизнью и своими обстоятельствами -- это выбор. Не данность. Не закрывая глаза на проблемы, я принимаю всё, что имеем негативного, и учусь с этим по возможности качественно жить. Иногда приходится и себе помочь, поддержать психику медикаментозно. Иногда достаточно сменить на время локацию. В каждой избушке свои погремушки, как говорится. Как-то выплываем.
Хотела озвучить триггеры чрезмерно эмоциональных реакций моего ребёнка. В первую очередь, чтобы для себя зафиксировать и через какое-то время иметь возможность оценить динамику. Ну, а читающие найдут что-то своё в этом. Кто-то сравнит со своим ребёнком (у нас же сообщество людей из одной лодки!), кто-то чисто ради любопытства, кто-то чтобы сказать "как хорошо, что у нас не так!".
1. Незапланированные бытовые сложности: отключение воды, отопления, электричества, выход из строя компьютера, заклинившая дверь и т.д.
Мне кажется, есть в этом что-то аутичное. Но для ровного настроения сыну нужна стабильность. Понятно, что и все не откажутся от неё. Но есть "но". Люди нормотипичные не будут так ярко переживать отключение того же света. Зажгут свечу, спать лягут или чем-то иным займутся. Мой ребёнок будет нервничать, плакать. Пребывать в состочнии глубокого несчастья. Не потому что боится темноты (лет в 5 да, сейчас нет). Потому что его неожиданность такого плана выбивает из колеи и лишает возможности функционировать. И сразу и место нахождения становится плохим, и город, и всё мировое правительство. Всё поменять. А если нельзя поменять, то пропади оно пропадом.
2. Негативная эмоциональная реакция других людей
Сын не терпит грубостей и криков в свой адрес. Особенно если они неожиданные. Ну, то есть когда ты наступил на ногу и на тебя прикрикнули -- это одно. Причинно-следственная связь есть. А если ты просто идёшь, ничего плохого не делаешь, а на тебя какая-то условная уборщица начинает кричать, что пол своими ботинками в аптеке пачкаешь (например), то вот это "то самое".
Сын вообще очень чувствительный к интонациям и громкости голоса. Есть, например, у него учителя, которые говорят громко. По его мнению, они ругаются. Значит, они к нему плохо относятся. Значит, они плохие. Ну, как-то так.
Неразличение эмоций другого человека -- это сынова беда. И научить этому не так просто. Хотя, конечно, и старались и стараемся. Но вот если у нормотипичного ребёнка это в "базовой прошивке", то у старшего моего -- "устанавливаемая программа". К тому же драйверы вечно слетают... Моменты, когда по лицу, по интонации, по паузе в словах читаешь отношение человека, ему пока недоступны.
3. Голод, усталость
С этим мы уже почти научились правильно взаимодействовать. Устал -- полежи. Голоден -- перекуси. Раньше и на этом фоне парень мог разойтись. Сейчас очень редко. Как дополнение, скорее, к первым двум пунктам. Однако случаются перекосы в сторону "лишний раз перекусить". Тоже не слишком хорошо. Но лучше, чем страдать от "плохости" себя и мира.
Вот как-то так у нас. Надеюсь, моим читателям хватит такта не писать оскорбительные вещи.