Найти тему
Benelli Россия

Нагнать воздуха: гоночная «турбочетверка» Benelli

На рубеже 1920-1930-х годов гоночные инженеры пришли к пониманию, что потенциал используемых тогда одно- и двухцилиндровых спортивных машин фактически исчерпан. Так что увеличение числа цилиндров было вопросом времени.

-2

К решению построить четырехцилиндровую машину на фабрике Benelli пришли после удачного спортивного сезона 1938 года. Но итальянцы не были собой, если б не захотели ошеломить всех! Поэтому с подачи Джованни Бенелли, который выступил главным конструктором проекта, рядный силовой агрегат получил такие решения, как два «верхних» распредвала, жидкостное охлаждение и турбонаддув. Прибавьте к этому практически квадратную размерность цилиндра (45×42 мм) и степень сжатия 12:1 — и станет понятно, как из 250 см³ удалось выжать 52,5 л.с. при невероятных для того времени 10000 об/мин! Всё это обеспечило максимальные 235 км/ч, что оказалось минимум на 25 км/ч быстрее главного соперника — одноцилиндрового 250-кубового Moto Guzzi с нагнетателем.

-3

Свой турбомотор Джованни поместил в трубчатую раму. Впереди он установил рычажную вилку типа Girder, сзади — маятниковую подвеску с двумя амортизаторами фрикционного типа. Спицованные колеса он оснастил передовыми в ту пору барабанными тормозами с алюминиевыми ступицами.

-4

Стоит ли говорить, что у гоночного Benelli были все шансы для победы в чемпионате Европы? Однако подготовить маленькую турбированную «четверку» к 1939 году не успели. А когда через год основные проблемы всё-таки были решены, Европе (да и всему миру) стало уже не до гонок.

Испытаниями неординарного мотоцикла занимался Сальваторе Барончиани
Испытаниями неординарного мотоцикла занимался Сальваторе Барончиани

Не на шутку испугавшись за сохранность уникальных спортивных машин, руководитель гоночного подразделения Винченцо Клементи решил спрятать весь свой подшефный парк в сельской глуши — подальше от промышленного Пезаро. Где именно — секрет. Но поговаривали, будто драгоценный четырехцилиндровый двигатель тот укрыл на дне сухого колодца, а шасси — под стогом сена в сарае.

-6

Решение, к слову, оказалось дальновидным. После начала Второй мировой войны завод Benelli был переоборудован для производства и ремонта авиационных двигателей Daimler-Benz и Alfa Romeo, в результате чего, как нетрудно догадаться, он стал закономерной целью войск союзников, и его нещадно бомбили. А то немногое, что всё же уцелело (станки, прежде всего), позже было в спешке вывезено немецкой администрацией в Австрию и Германию.

Увидеть мотоцикл можно в Museo Benelli в Пезаро на Viale G. Mameli, 22
Увидеть мотоцикл можно в Museo Benelli в Пезаро на Viale G. Mameli, 22

Неординарный Benelli хоть пережил войну и сохранился до сих пор (его можно увидеть в фирменном музее), но изменение техрегламента и последовавший запрет турбомоторов поставили на его гоночной карьере крест. Впрочем, прогресс это не остановило: фабрика из Пезаро дважды выигрывала титул чемпиона мира в шоссейно-кольцевом классе «250 см³» — в 1950 и 1969 годах. Но это уже другая история.

Авто
268,3 тыс интересуются