Именно от одного из таких кристально чистых ключей, Горного, получило свое название сибирское село Нагорное - малая точка на карте огромного Красноярского края...
С любовью к людям и родной земле
Чудесный уголок природы: с. Нагорное, д. Усть-Анжа, д. Чарга, д. Тинская. Нагорный хребет окружил эти поселения, по обе стороны хребта лога, невысокие горы. Из вершин логов, расположенных по обе стороны хребта, пробились ключи, все они впадают в реки Ага, Анжа, Кан. Село Нагорное получило свое имя от названия одного из таких ключей – Горного.
Рождение села
В марте 1829 года здесь построили первые бараки. Население Нагорного было пестрым – казаки, переселенцы из губерний средней полосы России, татары. Но жили все дружно, работали до упора и потому нужды не знали. На реке Анжа крутились семь водяных мельниц, работала маслобойня, располагалась пасека.
Первыми жителями села стали: Воронины, Волчковы, Глаголевы, Белановы, Давыденко, Федоровы, Ивановы, Яковлевы, Коноплевы.
В 1891 году был построен Молитвенный дом, при котором организовали избучитальню. Самым значительным считался ежегодный престольный праздник «Никола». Его отмечали всей деревней, да еще из соседних сел немало гостей наезжало. Проводился он по окончании уборочных работ и был, по сути, праздником урожая, когда каждый мог похвалиться тем, чего удалось добиться за прошедшее лето. По вечерам же со всех концов села доносились задорные песни и звуки гармони.
В 1893 году впервые открылось одноклассное приходское училище, где строго требовалось знание молитв.
После Октябрьской революции 1917 года в Саянском районе стали образовываться партячейки. Секретарем Нагорновской партячейки в 19201925 годы был М.Ф. Кузьмин – бывший ленинградский рабочий.
Огненная месть
Гражданская война не миновала Нагорное, впрочем, как и другие сибирские села и деревни.
Отряд колчаковцев пришел с со стороны Чарги. Старожилы говорят, что ближайшая Усть-Анжа горела трижды. Но именно в то время случился самый массовый пожар. Красные партизаны тогда казнили белого офицера по фамилии Холодов. Узнав о происшествии, Колчак приказал сжечь деревню дотла. Поднялась паника среди жителей, и когда приехали колчаковцы исполнять приказ, деревенские мужики вынуждены были пойти к ним с поклоном да просьбами. Нашлись добрые люди и среди белых, сказав: «Поджигайте сами, но чтобы Колчак видел, что деревня горит, иначе забьет нас». Тогда-то и пожгли много старых избушек ссыльных, несколько домов по выбору, бань на берегах рек. В Нагорном колчаковцы жили в домах по тричетыре человека, были разнесены бумаги, чтобы деревню никто не покидал без разрешения, иначе будут наказаны их семьи. А когда стали уходить, провели полную мобилизацию мужиков в свою армию. Все разделились на красных и белых, а некоторые были и теми, и другими.
Возвращались домой и белые, и красные, засучив рукава возделывали свои пашни. Но и без ссор не обходилось: нередко случались драки, разборки, и даже поножовщина.
Годы больших перемен
С началом коллективизации жизнь начала стремительно меняться, закрыли церковь, разрушили часовню на православном кладбище, отменили праздник «Никола». Самые зажиточные хозяйства объявили кулацкими. Вмиг опустели амбары и конюшни, разбирались добротные дома. При создании коллективного хозяйства всех бывших единоличников объединили в семь полеводческих бригад, каждой из которых выделили по сто запряженных лошадей, оборудовали станы, используя срубы самых лучших (так называемых кулацких домов).
В 1931 году образовался колхоз «Победа», к которому в годы коллективизации был присоединен усть-анжинский колхоз «Путь к социализму». Первым его председателем стал Степан Степанович Корсаков.
Несмотря на громкое название в колхозе все началось не с побед, а с огромных лишений. В начале 30х годов в стране начался страшный голод, который докатился и до Сибири, никогда раньше не знавшей нужды. В Нагорном, как и повсюду, стали выдаваться продовольственные пайки и только тем, кто работал.
Лишь к концу 30-х годов жизнь в селе стала налаживаться. Здесь открылась семилетняя общеобразовательная школа. Первым ее директором стала Маргарита Николаевна Федорова, затем ей на смену пришел Иван Кондратьевич Кириченко. В этой школе с 5-го по 7-й классы обучались дети из Тинской, Чарги, УстьАнжи. Да только недолго это продолжалось – грянула война.
На фронте и в тылу
Во время Великой Отечественной войны из села ушло на фронт 200 человек, 107 из них не вернулось. В том числе Герой Советского Союза Георгий Павлович Кузьмин и первый председатель колхоза Степан Степанович Корсаков.
Осенью 1943 года председатель колхоза Степан Корсаков несмотря на бронь добровольцем ушел на фронт, возложив все заботы о трех детях на жену, а руководство колхозом на младшего брата Ивана Степановича. «У меня все хорошо. Товарищи дружные. С ними хоть в огонь, хоть в воду. Бьем немцев и в хвост, и в гриву, и бить будем. Домой ждите к концу весны», писал он в январе 1945 года. Но не довелось нашему земляку дожить до конца войны. 2 февраля 1945 года Степан Корсаков погиб при форсировании реки Одер. За свой подвиг он награжден орденом Красной Звезды посмертно, похоронен в братской могиле г. Гросснайдорф.
Из призыва 41-42 года в Нагорное вернулись только демобилизованные по инвалидности или после освобождения из плена. Фронтовик Иван Павлович Гусев вспоминал, как в Канске всем призывникам объяснили, что винтовка может поражать не только огнем, но и штыком, прикладом, что немец боится сближения. После учебки привезли новоявленных солдат на фронт, подняли на «Ура!» еще затемно. «Бежим как оголтелые, рассказывал Иван Гусев. Я заметил людей, но еще даже не понял, кто они, упал. Чувствовал, конечно, как снимали с меня перчатки, пинали, потом ушли. Когда опомнился, отполз. Наткнулись на меня разведчики. Вот так и отвоевался без единого выстрела».
Петр Прокопьевич Шестов поведал, как построили сотню солдат, в числе которых был и он сам. Прозвучал приказ – задержать немцев до тех пор, пока со станции не будет отправлен груженый эшелон. «У каждого по 25 патронов (на всех – две с половиной тысячи). Винтовки наши «говорили» недолго, а как замолчали – плен. Так я попал в Германию. Когда фронт приблизился, попытался бежать. Только вот не ждали здесь меня. Арестовали сразу, потом были еженощные, изматывающие душу допросы». Петр Прокопьевич понял, что не верят ему, считают изменником. «Не верите, говорит, расстреляйте!». Капитан пистолетом так провел по лицу, что месяц бывший военнопленный не мог нормально не пить, ни есть. Потом снова допрос. Следователь подполковник сказал, что в курсе тех событий, при которых Петр Шестов попал в плен, признал невиновность солдата. Наутро его злоключения закончились отправкой домой, но память навсегда осталась искалеченной этим недоверием.
К сожалению, время берет свое. Сегодня в с. Нагорном уже не осталось в живых ни одного участника Великой Отечественной войны. Но живут труженики тыла их потомки.
Уже с первых дней войны на прополку хлебов в Нагорном вышли все: от мала до велика. В колхоз записались те, кто до этого не был занят в общественном производстве. Они встали на место ушедших на фронт мужчин. Женщины сели на тракторы. Среди них Елизавета Яковлевна Леонтьева (Линдт).
В первый же год войны 9-10-летним детям тоже пришлось приступить к работе на колхозных полях.
Уже в мирные дни Любовь Прокопьевна Болотина рассказывала: «Тяжело жилось. Возили копны на конях, пололи осот на полях невзирая на жару. Для того чтобы прокормиться, собирали колоски по осени, ягоды летом, копали луковицы саранок. Ели крапиву, лебеду. В конце войны я уже работала на прицепе у Леонтьевой».
Осенью того же 1941 года в Нагорное прибыли немцы из Поволжья. Все они прибыли из деревни Деньгов Бальцерского района Саратовской области. По сей день живут в селе семьи Штоль, Краус, Кисельман, Роккель, Линдт, Генкель.
Возрождение
Война окончена, стали возвращаться мужчины с фронта. Колхоз возрождался, стали много строить. Иван Степанович Корсаков человек по нашим временам полуграмотный, специального образования не было, но его хватким деловым качествам мог бы позавидовать любой современный руководитель. Именно при Иване Степановиче в Нагорном начались массовые застройки. Появились добротные дома, люди прямо на глазах преображались, жили в достатке, дружно, с уверенностью смотрели в завтрашний день. Постепенно дошли до 3 тысяч гектаров пахотных земель, чтобы убрать весь урожай, приходилось прибегать к посторонней помощи. Приезжали на уборку из с. Агинского, других сел района и даже Красноярска. Поля никогда не оставались не убранными. А ведь, кроме пшеницы, сеяли рожь, гречиху, горох и просо. Выращивали лен и коноплю. Были огромные плантации картофеля, овощей, кузика, турнепса.
За время существования колхоза сменилось много председателей. В разные годы председателями были Николай Порфирьевич Медведев, Степан Степанович Корсаков, Ващекин (имя, отчество неизвестно), Алексей Ильич Беланов, Иван Степанович Корсаков, Владимир Григорьевич Гладин, Михаил Максимович Кузнецов, Евгений Михайлович Чуднов, Михаил Иванович Протасов, Александр Григорьевич Попов, Александр Иванович Антонов, Николай Николаевич Рагулин, Геннадий Михайлович Химинченко, Леонид Максимович Синдяев, Александр Иванович Шиков, Николай Николаевич Курилин.
10 апреля 1952 года были объединены Усть-Анжинский и Нагорновский сельские Советы в один Нагорновский.
Новое время – новая жизнь
- В 1960 году в селе построили новый клуб, свет дали.
- В 1965 году был сооружен памятник воинам, погибшим во время войны.
- В 1970 году была построена новая школа, директором которой стала Людмила Миллер (Леонтьева). Она сменила на этом посту бывшего фронтовика, дошедшего до Праги, – Кузьму Васильевича Поддубняка.
- В 80е годы строится новая улица, которую назвали 40 лет Победы. Провели в селе водопровод, сделали хорошую асфальтовую дорогу.
- В 1983 году построено здание детского сада. В 2013 году был проведен его капитальный ремонт, детский сад функционирует по сегодняшний день.
- В 2011 году была закрыта Нагорновская школа.
- В 2013 году в одно крыло здания бывшей школы переведены сельский Дом культуры и библиотека.
В этом году у села Нагорного юбилей – 195 лет. За свою почти двухвековую историю оно пережило много взлетов и падений. Жители села всегда бережно относились к своей малой родине, сохраняя и преумножая ее богатства.
Материал подготовлен библиотекарем Нагорновской сельской библиотеки Анастасией Клименченко (по воспоминаниям жителей села, публикациям районной газеты «Присаянье»)