Найти тему

Артур Чапарян «199»

Это не рецензия и даже не мнение, ни в коем случае не разбор. Это – моя попытка приобщиться к искусству стендап комедии, прочувствовать тонкости юмористического перформанса, вникнуть в суть создания и воспроизведения комедии через выступление артиста.

Для своей дебютной статьи я выбрал концерт «199» Артура Чапаряна (на мой взгляд одного из самых смешных современных комиков, занимающихся стендапом на русском языке).

Концепция его комедии, как мне кажется, строится на монотонной подаче без улыбки, пересказе повседневных, обыденных событий с резким переходом к непредвиденной, зачастую, абсурдной развязке, сопровождающейся лёгкой эмоциональной реакцией (ухмылкой, смешком), что является финальным аккордом, завершением одной шутки и переходом к следующей. И это достаточно забавная формула, очаровывающая и вовлекающая зрителя в монолог.

Игра на контрасте также прослеживается в тех частях монолога, где комик сперва рассказывает сетап – обыденную забавную ситуацию с резким переходом на пассивно-агрессивный панчлайн опять-таки с долей абсурда.

Таким образом повествование имеет волновой эффект, не дающий зрителю возможность, полностью расслабившись, потерять нить повествования.

Также к волновому эффекту можно отнести чёткое членение шуток. То есть у комика одна шутка не вытекает из другой, соединённая общей ключевой деталью, напротив – каждая шутка – отдельная история – послушали, посмеялись – идём дальше. И это позволяет удерживать внимание зрителей на протяжении всего концерта.

Помимо вышеперечисленного, хочется отметить пародийный талант Чапаряна, так же в свойственной ему манере перехода от монотонности к умеренной экспрессии.

Меня покорила часть монолога про армянские имена. Несколько раз пытался пересказать эту шутку друзьям, но, как вы, наверное, уже догадались по моему абсолютно не соответствующему теме стилю изложения мысли – у меня ничего не получилось.

Ещё одна из самых запоминающихся частей стендапа та, в которой Артур рассказывает о конфликте с сотовым оператором. Тут уже в ход идёт работа со знакомым всем чувством безнадёжности в борьбе за справедливость даже в самом малозначительном происшествии и нелепость путей решения данной проблемы.

В сольнике несколько раз мелькает распространённый у многих комиков приём ретроспективы – обращения к шутке, прозвучавшей давно и успевшей залечь на дно памяти зрителя. Этот приём позволяет усилить новую шутку за счёт воспроизведения уже испытанных положительных эмоций.

В целом выступление строится на нескольких полноразмерных историях, порционно разбавленных небольшими шутками и отыгрышами, органично вписывающимися в общую структуру монолога. И сильная, смешная завершающая часть стендапа оставляет приятное впечатление, закрепляя общее настроение от просмотра.