Найти в Дзене
Дилетант о политике

Черный пиар в России: теневая сторона информационной войны

Черный пиар как теневая сторона информационного пространства прочно укоренился в российской действительности. Его цель — спровоцировать скандал, в результате которого у людей формируется негативный образ компании или частного лица, как правило медийной персоны, бизнесмена.

Откуда берется грязь в информационном пространстве?

Каждая «черная» кампания включает в себя несколько обязательных элементов. В первую очередь берется история, в основе которой может лежать реальный факт, но сильно искаженный или доведенный до абсурда. Затем к событию добавляется имя потенциальной жертвы – бизнесмена или политика (а иногда и сразу несколько персон). «Статья» пишется на коленке за считанные минуты с использованием искусственного интеллекта, главное – текст должен содержать ключевые запросы, чтобы сразу выйти в топ поисковых систем. Далее компрометирующий материал снабжается громким заголовком, который моментально привлекает внимание. Вишенка на торте — якобы настоящие фотографии или документы (здесь на помощь приходит фотошоп).

Путь такого текста понятен и прост. Сначала за подъемную символическую сумму (например, 10 тысяч рублей) он публикуется на специально созданных «компроматных» сайтах, зарегистрированных не в России, а чаще всего на Украине или Каймановых островах. Затем «статья» тиражируется по «желтым» телеграм-каналам — они тоже вне правового поля РФ, это не официальные СМИ, и в суд на них не подашь. Сочинение не содержит никаких фактов и логики, это лишь фантазии автора.

-2

Человек, чье имя упоминается в публикации, пытается связаться с ее авторами и защитить свою репутацию. В ответ ему выставляют счет за удаление поста или же предлагают поставить «блок на негатив» за еще более солидную сумму. Любая попытка урегулировать вопрос, заплатив вымогателям, вызывает эффект снежной лавины — количество «грязных» статей растет в геометрической прогрессии.

Черный пиар: миллионы долларов на информационные войны в России

Крупные компании часто сталкиваются с черным пиаром. Вспомним ситуацию вокруг Freedom Holding Corp.: в августе прошлого года агентство Hindenburg Research опубликовало отчет, обвинив инвестиционный холдинг в совершении незаконных сделок. «Фридом Финанс» быстро отреагировал, ответив на все заявления и одновременно инициировав независимую проверку, обратившись к юристам Morgan Lewis, — спустя четыре месяца результаты экспертизы подтвердили ложность обвинений в адрес брокера.

Компании, которые дорожат своей репутацией, не застрахованы от действий аферистов, но чем более бизнес прозрачен, открыт и готов общаться с целевой аудиторией, тем проще отстоять свое доброе имя.

Тимур Турлов, основатель Freedom Holding Corp., уверен, что подобные манипуляции — это в основном не проделки конкурентов: «Конкуренты в большинстве своем ведут себя адекватно. Могут писать жалобы регулятору, они более системны, не занимаются грязью. Они могут высокомерно относиться, писать едкие комментарии, обсуждать в беседах, а вот заказные кампании делают жулики, которые тебя ограбили и пытаются доказать, что жулики это не они».

-3

Один из самых ярких кейсов, по его словам, — история мошенничества с ценными бумагами, когда клиент украл $2 млн (пытался украсть $20 млн) — почти два года длилось уголовное дело, в результате компания его выиграла, афериста осудили. По примерным подсчетам, на пиар заказчик потратили около $1,5 млн (было опубликовано более тысячи статей).

Медиаграмотность и критическое мышление: оружие против черного пиара

Подобные вбросы — способ выманить деньги, мошенничество чистой воды и не более. Все помнят про звонки от якобы Сбербанка или из правоохранительных органов. Очень много людей столкнулось с социальной инженерией и продолжают страдать от нее по сей день. Чернушные фельетоны — то же самое, только речь идет о других суммах. Если бабушку можно развести максимум на несколько миллионов, то от предпринимателя мошенники рассчитывают получить гораздо больше!

Помните, что аккредитованные СМИ никогда не позволят себе публиковать непроверенную информацию и выдавать свои домыслы за реальные факты. Поэтому, читая статьи в интернете, проверяйте источники, ищите подтверждения — одним словом развивайте медиаграмотность и критическое мышление, которое поможет распознавать фейки.