В начальных классах общеобразовательных школ нередко встречаются дети с различными дефектами речи. Исследователи утверждают, что эти проблемы могут проявляться по-разному. В некоторых случаях они влияют только на устную речь и не мешают ребенку успешно учиться грамоте. Типичные примеры - межзубный и боковой «С», горловой и одноударный «Р» и т.д. Задача логопеда в таких случаях сводится к коррекции произношения.
Однако часто дефекты речи сопровождаются неправильной слуховой дифференциацией близких по звучанию фонем. Это усложняет процесс звукового анализа. Такие дети обычно испытывают трудности в обучении грамоте. В этом случае работа логопеда должна быть нацелена не только на коррекцию звуков, но и развитие слухового восприятия.
Для детей с этими проблемами коррекция звука должна стать опорой для развития слуха. Период закрепления звука должен сопровождаться развитием умения различать и отделять звуки как в собственной речи, так и в речи окружающих. Другими словами, работа логопеда направлена на формирование правильных навыков произношения и восполнение пробелов в звуковом анализе.
Важно отметить, что эффективность работы логопеда существенно повышается, когда родители активно участвуют в процессе коррекции дефектов речи у своих детей. Родители могут выполнять домашние задания, заданные логопедом, повторять пройденный материал в игровой форме и поддерживать интерес ребенка.
План занятий логопеда
1-е занятие
1. Вступительная беседа.
2. Постановка звука с.
3. Упражнение в звуковом анализе слов с правильно произносимым звуком а в начале слова.
4. Постановка звука р.
2-е занятие
1. Постановка звука с.
2. Закрепление в выделении звука а в начале и в конце слова. Включение в анализ слов, начинающихся на у.
3. Постановка звука р.
3-е занятие
1. Постановка звука с.
2. Закрепление в выделении звуков а, у:
а) упражнение в узнавании звуков а, у в словах, произносимых логопедом;
б) придумывание слов, начинающихся звуками а. у.
3. Постановка звука р.
4-е занятие
1. Закрепление артикуляции звука с. Слоговые сочетания на звук с.
2. Закрепление в выделении звуков а, у. Включение в анализ слов, начинающихся на звук м.
3. Постановка звука р.
5-е занятие
1. Слова, содержащие звук с. Фразы и тексты.
2. Закрепление в выделении звуков а, у, м.
3. Постановка звука р.
6-е занятие
1. Постановка звука ш.
2. Звуковой анализ слов на пройденные звуки а, у, м; включение в анализ звука с.
3. Постановка звука р.
7-е занятие
1. Постановка звука ш.
2. Звуковой анализ слов, содержащих пройденные звуки: а, у, м, с. Включение в анализ звука к.
3. Постановка звука р.
8-е занятие
1. Постановка звука ш.
2. Закрепление звукового анализа слов со всеми пройденными звуками а, у, м, с, к.
3. Постановка звука р.
9-е занятие
1. Постановка звука ш.
2. Включение в анализ звука о. Включение в анализ звуков а, у, м, с, к.
3. Постановка звука р.
10-е занятие
1. Слоговые сочетания со звуком ш. Артикуляция звука ш.
2. Звуковой анализ двусложных и односложных слов, начинающихся на звуки с, м, к, е, а, у, о:
а) деление слов на слоги;
б) выделение звуков в слогах.
3. Постановка звука р.
11-е занятие
1. Слова, фразы и тексты на звук ш.
2. Включение в анализ звука п в словах типа: пух, папа. суп.
3. Постановка звука р.
12-е занятие
1. Постановка звука р.
2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки ш, м. с, а, у.
3. Постановка звука л.
13-е занятие
1. Закрепление звука р.
2. Звуковой анализ слов со звуком ш.
3. Постановка звука л.
14-е занятие
1. Звук р в словах, фразах и текстах.
2. Анализ слов со звуком ш.
3. Постановка звука л.
15-е занятие
1. Постановка звука л.
2. Звуковой анализ слов, содержащих звук р.
4. Уточнение и закрепление произношения звука з.
16-е занятие
1. Постановка звука л.
2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р:
а) отобрать и назвать по картинке;
б) придумать слова на звук р.
3. Уточнение и закрепление произношения звука ж.
17-е занятие
1. Продолжение постановки звука л.
2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р. Придумать слова и составить их из букв разрезной азбуки (типа рама, Мара, Мура и т. д.).
3. Постановка звука ц.
18-е занятие
1. Слоговые сочетания на звук л.
2. Закрепление анализа слов со всеми пройденными звуками
3. Постановка звука ц.
19-е занятие
1. Слова, фразы и текст на звук л.
2. Дифференциация звуков ш — с:
а) сходство и различие в артикуляции;
б) сходство и различие в звучании;
в) отбор картинок на звуки ш и с;
г) анализ слов на звуки ш и с.
3. Постановка звука ц.
20-е занятие
1. Слоговые сочетания на звук ц.
2. Анализ слов, содержащих звук л.
3 Постановка звука ч.
21-е занятие
1. Слова, фразы и текст на звук ц.
2. Дифференциация звуков л и р:
а) сходство и различие этих звуков в артикуляции и звучании;
б) анализ слов, содержащих звуки лир; придумать слова на звуки л и р; добавить под картинки недостающие буквы; работа с разрезной азбукой
3. Постановка звука ч.
22-е занятие
1. Постановка звука ч.
2. Закрепление анализа слов на звуки ш, л, р; работа с разрезной азбукой; включение в анализ слов со звуком ц (устно)
3. Постановка звука щ.
23-е занятие
1. Слоговые сочетания со звуком ч.
2. Закрепление анализа слов со звуком ц и других пройденных звуков.
3. Постановка звука щ.
24-е занятие
1. Слова, фразы и тексты на звук ч
2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).
Анализ слов, содержащих звуки ш, р, л и др., пройденные в школе Работа е разрезной азбукой, без предварительного анализа.
3. Постановка звука щ.
25-е занятие
1. Повторительный материал на звук ч (фразы, стихи).
2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).
3. Постановка звука щ.
26-е занятие
1. Слоговые сочетания на звук щ. Слова и фразы со звуком щ:
а) правильно назвать картинки;
б) правильно составить предложения.
2. Закрепление анализа, включая те звуки, которые проходят в классе.
27-е занятие
1. Закрепление звука щ (тексты: стихи и проза).
2. Анализ слов, содержащих звук щ (типа щука, роща).
28-е занятие (итоговый урок)
1. Устный текст на все поставленные звуки.
2. Анализ слов и предложений без предварительного анализа. Работа с разрезной азбукой, с включением тех звуков, которые пройдены в классе. Составление примерных предложений (Мира мыла раму. У Васи машина и др.).