Найти тему
PortalSTF

Коррекция произношения у детей начальных классов: методы работы логопеда

В начальных классах общеобразовательных школ нередко встречаются дети с различными дефектами речи. Исследователи утверждают, что эти проблемы могут проявляться по-разному. В некоторых случаях они влияют только на устную речь и не мешают ребенку успешно учиться грамоте. Типичные примеры - межзубный и боковой «С», горловой и одноударный «Р» и т.д. Задача логопеда в таких случаях сводится к коррекции произношения.

Однако часто дефекты речи сопровождаются неправильной слуховой дифференциацией близких по звучанию фонем. Это усложняет процесс звукового анализа. Такие дети обычно испытывают трудности в обучении грамоте. В этом случае работа логопеда должна быть нацелена не только на коррекцию звуков, но и развитие слухового восприятия.

Для детей с этими проблемами коррекция звука должна стать опорой для развития слуха. Период закрепления звука должен сопровождаться развитием умения различать и отделять звуки как в собственной речи, так и в речи окружающих. Другими словами, работа логопеда направлена на формирование правильных навыков произношения и восполнение пробелов в звуковом анализе.

Важно отметить, что эффективность работы логопеда существенно повышается, когда родители активно участвуют в процессе коррекции дефектов речи у своих детей. Родители могут выполнять домашние задания, заданные логопедом, повторять пройденный материал в игровой форме и поддерживать интерес ребенка.

План занятий логопеда

1-е занятие

1. Вступительная беседа.

2. Постановка звука с.

3. Упражнение в звуковом анализе слов с правильно произносимым звуком а в начале слова.

4. Постановка звука р.

2-е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звука а в начале и в конце слова. Включение в анализ слов, начинающихся на у.

3. Постановка звука р.

3-е занятие

1. Постановка звука с.

2. Закрепление в выделении звуков а, у:

а) упражнение в узнавании звуков а, у в словах, произносимых логопедом;

б) придумывание слов, начинающихся звуками а. у.

3. Постановка звука р.

4-е занятие

1. Закрепление артикуляции звука с. Слоговые сочетания на звук с.

2. Закрепление в выделении звуков а, у. Включение в анализ слов, начинающихся на звук м.

3. Постановка звука р.

5-е занятие

1. Слова, содержащие звук с. Фразы и тексты.

2. Закрепление в выделении звуков а, у, м.

3. Постановка звука р.

6-е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов на пройденные звуки а, у, м; включение в анализ звука с.

3. Постановка звука р.

7-е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Звуковой анализ слов, содержащих пройденные звуки: а, у, м, с. Включение в анализ звука к.

3. Постановка звука р.

8-е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Закрепление звукового анализа слов со всеми пройденными звуками а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

9-е занятие

1. Постановка звука ш.

2. Включение в анализ звука о. Включение в анализ звуков а, у, м, с, к.

3. Постановка звука р.

10-е занятие

1. Слоговые сочетания со звуком ш. Артикуляция звука ш.

2. Звуковой анализ двусложных и односложных слов, начинающихся на звуки с, м, к, е, а, у, о:

а) деление слов на слоги;

б) выделение звуков в слогах.

3. Постановка звука р.

11-е занятие

1. Слова, фразы и тексты на звук ш.

2. Включение в анализ звука п в словах типа: пух, папа. суп.

3. Постановка звука р.

12-е занятие

1. Постановка звука р.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звуки ш, м. с, а, у.

3. Постановка звука л.

13-е занятие

1. Закрепление звука р.

2. Звуковой анализ слов со звуком ш.

3. Постановка звука л.

14-е занятие

1. Звук р в словах, фразах и текстах.

2. Анализ слов со звуком ш.

3. Постановка звука л.

15-е занятие

1. Постановка звука л.

2. Звуковой анализ слов, содержащих звук р.

4. Уточнение и закрепление произношения звука з.

16-е занятие

1. Постановка звука л.

2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р:

а) отобрать и назвать по картинке;

б) придумать слова на звук р.

3. Уточнение и закрепление произношения звука ж.

17-е занятие

1. Продолжение постановки звука л.

2. Закрепление анализа слов, содержащих звук р. Придумать слова и составить их из букв разрезной азбуки (типа рама, Мара, Мура и т. д.).

3. Постановка звука ц.

18-е занятие

1. Слоговые сочетания на звук л.

2. Закрепление анализа слов со всеми пройденными звуками

3. Постановка звука ц.

19-е занятие

1. Слова, фразы и текст на звук л.

2. Дифференциация звуков ш — с:

а) сходство и различие в артикуляции;

б) сходство и различие в звучании;

в) отбор картинок на звуки ш и с;

г) анализ слов на звуки ш и с.

3. Постановка звука ц.

20-е занятие

1. Слоговые сочетания на звук ц.

2. Анализ слов, содержащих звук л.

3 Постановка звука ч.

21-е занятие

1. Слова, фразы и текст на звук ц.

2. Дифференциация звуков л и р:

а) сходство и различие этих звуков в артикуляции и звучании;

б) анализ слов, содержащих звуки лир; придумать слова на звуки л и р; добавить под картинки недостающие буквы; работа с разрезной азбукой

3. Постановка звука ч.

22-е занятие

1. Постановка звука ч.

2. Закрепление анализа слов на звуки ш, л, р; работа с разрезной азбукой; включение в анализ слов со звуком ц (устно)

3. Постановка звука щ.

23-е занятие

1. Слоговые сочетания со звуком ч.

2. Закрепление анализа слов со звуком ц и других пройденных звуков.

3. Постановка звука щ.

24-е занятие

1. Слова, фразы и тексты на звук ч

2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).

Анализ слов, содержащих звуки ш, р, л и др., пройденные в школе Работа е разрезной азбукой, без предварительного анализа.

3. Постановка звука щ.

25-е занятие

1. Повторительный материал на звук ч (фразы, стихи).

2. Анализ слов, содержащих звук ч (устно).

3. Постановка звука щ.

26-е занятие

1. Слоговые сочетания на звук щ. Слова и фразы со звуком щ:

а) правильно назвать картинки;

б) правильно составить предложения.

2. Закрепление анализа, включая те звуки, которые проходят в классе.

27-е занятие

1. Закрепление звука щ (тексты: стихи и проза).

2. Анализ слов, содержащих звук щ (типа щука, роща).

28-е занятие (итоговый урок)

1. Устный текст на все поставленные звуки.

2. Анализ слов и предложений без предварительного анализа. Работа с разрезной азбукой, с включением тех звуков, которые пройдены в классе. Составление примерных предложений (Мира мыла раму. У Васи машина и др.).