Сенсация! Оперная дива Светлана Касьян, единственная дама ватиканского ордена Святого Сильвестра, с 1 марта официально в штате театра им. Джалиля. На Шаляпинском фестивале она блестяще исполнила главные партии в «Аиде» и «Тоске».
Светлана Касьян – обладатель феноменального сопрано с диапазоном четыре октавы. Победитель престижных международных конкурсов оперных вокалистов, обладательница международной премии Premio Arturo Esposito di Sorrentina и статуса «Посол мира», присвоенным ей Папой Римским Франциском в 2022 году. Редактор отдела культуры «Вечерней Казани» поговорила со Светланой Давидовной за несколько дней до того, как директор ТАГТОиБ им. Джалиля Рауфаль Мухаметзянов пригласил обладательницу уникального голоса в казанскую труппу. Итак, знакомимся со звездой!
Касьян окончила Московскую консерваторию имени П.И. Чайковского (класс Галины Писаренко). Стажировалась у Дмитрия Вдовина и Пласидо Доминго. В 2009–2011 годах – артистка первого набора молодежной оперной программы Большого театра. В 2009-м Светлана дебютировала в Большом театре в партии Купавы в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова. В 2013 году спела партию королевы Елизаветы в «Дон Карлосе» Верди в туринском Teatro Regio, в том же году дебютировала в главной роли в «Мадам Баттерфляй» Пуччини в театре «Ля Фениче» в Венеции. В 2014-м исполнила партию Лиу в «Турандот» Пуччини в театре «Арена ди Верона». Выступает на главных оперных сценах Европы, с сольными концертами в России и Италии. После одного из концертов в Риме самое популярное итальянское издание Corriera della sera назвало Светлану Касьян второй Марией Каллас. Кстати, если сравнить фотографии, то певицы действительно имеют даже внешнее сходство!
На протяжении многих сезонов Касьян исполняла партию Флории Тоски в Римской опере. Именно партия Тоски является визитной карточкой вокалистки. Как призналась в беседе с «Вечерней Казанью» Светлана, эту партию она спела уже несколько сотен раз и буквально сроднилась с ней. Силу магического воздействия дара Светланы в полной мере ощутили и казанские зрители на фестивальной «Тоске»: казалось, что зал пребывает в полуобморочном состоянии от восторга.
В 2019 году Касьян получила высокую награду от Папы Римского Франциска. Первый в истории Ватикана случай, когда орден Святого Сильвестра вручили женщине. Эта государственная награда присуждается мирянам за большие заслуги в области науки, литературы и искусства. Оказалось, папа римский – давний почитатель таланта Светланы Касьян (в театр папа не ходит, но зато слушает все записи певицы в интернете). Понтифик несколько раз приглашал Светлану на аудиенцию, даже познакомился с ее мужем и дочкой.
- Кажется, я первая в мире оперная певица, тем более представительница русской вокальной школы и техники, удостоенная такой чести. Это очень масштабное событие в моей судьбе. Несу этот орден как титул, чувствуя большую ответственность за каждое свое действие и слово. Я осознаю свою миссию в том, что должна быть примером для подражания и своим искусством нести свет и добро, забыв про амбиции. С папой римским познакомилась лично в 2013 году, когда выступила с сольным концертом в Ватикане. В тот же день удостоилась личной аудиенции Франциска. Я пообещала понтифику петь только для Бога, только ради продвижения Добра.
- Когда вам вручили орден Святого Сильвестра?
- В 2019 году состоялась грандиозная премьера «Тоски» на одной из самых больших сцен в мире – в Большом театре Польши (вторая большая сцена – Метрополитен-опера). И прямо на сцене мне сообщили о награде. На тот момент я уже четыре года пела в Римской опере, а до того пела сольный концерт в Ватикане. Так что папа давно обо мне знал. Он знает всех моих Аид и Тоск, другие партии. А потом пришло официальное уведомление, церемония вручения ордена Святого Сильвестра состоялась в Ватикане.
- Привилегии этот орден дает ее обладательнице?
- В основном – ответственность! Орден Святого Сильвестра – это статус. Причем наследуемый. То есть он станет достоянием моих детей. Их у меня двое – дочке Наталье через полгода исполнится десять лет, а сынишке сейчас полтора года. Мы с мужем решили назвать его в честь папы римского – Франциском. Тем более что папа благословил меня еще во время беременности сыном.
- Какой папа в личном общении?
- Потрясающий человек, очень эрудированный. Три месяца назад мы снова встречались на аудиенции. Беседовали о музыке Вагнера, в частности, о его опере «Летучий голландец». К папе римскому у меня очень личное и очень трепетное отношение.
- Ваши четыре октавы как обнаружились?
- Я не сразу поняла, что они у меня есть, хотя все отмечали масштаб моего голоса. Кстати, в Германии, уже сильно позже, говорили, что таких децибел ни у кого нет. Не знаю уж, насколько это правда. Свой диапазон обнаружила сама и довольно неожиданно: при поступлении в Московскую консерваторию. На вступительных экзаменах меня распевали, то есть голос идет наверх, идет вниз, и комиссия так (Галина Александровна Писаренко и другие профессора), помню, тихонько сползает по креслам. Я подумала, что это плохая для меня реакция, наверное, я хуже всех! Потому что у меня было только две опции: либо поступаю на бюджет, либо остаюсь в этой жизни без образования. Вопрос так стоял, третьего не дано. А потом они выходят, и декан вокального факультета народный артист России Петр Ильич Скусниченко говорит: «Что ж с тобой делать, куда тебя везти, у тебя же бесконечный голос!»
- Считается, что сейчас в России среди действующих певцов нет обладателей диапазона в четыре октавы, да, наверное, и в мире?
- Да, мой голос называют уникальным. Но это не моя заслуга, а родителей и природы. Но видит бог, моя заслуга в том, что я по складу характера перфекционистка, то есть я технически много работаю. И кто бы что ни писал… В одном казанском издании гадость про мое исполнение партии Аиды написали, дескать, и голос мой не подходит, и не слышно меня… Верди в гробу, наверное, переворачивается! Критикам местного разлива не мешало бы почитать внимательно рукопись его партитуры, что и для какого голоса он написал. А Верди точно указал – тихо, то есть три раза «пьяно»! Так что я буду петь так, как Верди указал, а не какая-то безграмотная критикесса. Я, конечно, знаю людей, которые кормятся тем, что профессионально «мочат» артистов. Но тут случай какой-то уж совсем безнадежный, клинический. Если ты оканчивал консерваторию, то так писать стыдно! Считаю, что спектакль «Аида» в рамках Шаляпинского фестиваля, в котором, кстати, я участвую впервые, получился великолепно. Какие мастера на сцене – Владислав Сулимский, Иван Гынгазов, Лариса Андреева, Михаил Казаков! Я пела фразы на одном дыхании! Я двенадцать лет работала над стилистикой произношения и дыхания в партии Аиды, и если матушка-природа и господь дали мне голос, то техническое исполнение этой партии – целиком моя заслуга. В течение многих лет изучала итальянский, пока придирчивые итальянцы не сказали: у Касьян блестящие стилистика и произношение. Меня в Италии выносили на руках, а в этой стране никого из иностранцев так не чествуют.
Считаю, что такое отношение к артисту и театру, которое высказано на страницах татарстанского СМИ, недопустимо. Жалею, что вообще прочла этот ядовитый опус. Знаете, я в свое время решила, что не стану читать всяких хейтеров после того, как один «эксперт» написал, что я ужасно сегодня выступила, тогда как на сцене была совсем другая исполнительница. В общем, даю себе снова зарок – не читать написанные никому не известными критиками рецензии. При этом в конце 2023 года я пела в Германии и Великобритании и, учитывая политическую ситуацию, думала – мало ли что напишут. А получилось ровно наоборот: вся мировая пресса взорвалась, писали «Касьян – бриллиант». А я ведь для них чужая!
- То есть вас по-прежнему приглашают за рубеж и, собственно, нет никакой культуры отмены?
- Сорвалось шесть контрактов в Италии, но не только из-за политики. Двенадцать лет я полноценно работала в Италии, но из-за драконовских налоговых процентов не выгодно стало выступать. Сейчас у меня есть контракт в Германии. Но тоже все сложно – нужна рабочая виза, и я боюсь загадывать.
- Если все идеально сложится, в какие сроки поедете?
- В Дюссельдорфе в Дойч Опера с конца июня начнется репетиционная подготовка к грандиозной премьере «Набукко», мне предстоит сложная партия Абигайль.
- Вы сколько сейчас в России прожили?
- Так много я уже давно на родине не жила, но все равно много летаю на закрытые мероприятия.
- А если вас пригласят в штат казанского оперного театра?
- Конкретно в театр имени Джалиля – с большим удовольствием, потому что ваш театр очень высокого качества, у вас все уровни менеджмента на высокой профессиональной планке. Меня пригласили в один театр, не стану его называть, но я отказалась. По факту, предложили рабство – никуда не летать, не петь на других сценах. Такого не могу себе позволить. У меня в активе 30 самых грандиозных партий, сделанных за границей с лучшими дирижерами и режиссерами мира.
- И все же ощущаете проблемы с выдачей виз?
- Ну, вот Великобритания вдруг отказала…
- Это связано с тем, что вы гражданка России?
- Возможно. Но у меня здесь семья, муж, дети, мама. Никакие сделки по смене гражданства неприемлемы. Я за границей тоскую по России и хочу жить только здесь.
- Говорят, вы полиглот. Поете на многих языках, а на каких говорите свободно?
- У меня вообще языки идут хорошо. Говорю легко на итальянском, английском и, разумеется, на русском и езидском, на казахском могу объясниться. Петь я начинала на французском, но без практики он забывается. Немецкий сейчас в процессе изучения.
- В 2021 году на фестивале «Русский Рим» вы представили сольный диск «Все люди – братья» (Fratelli Tutti). Название альбома, который вы посвятили папе римскому, – это ваша позиция?
- И позиция, и в определенном смысле история моей жизни. Это и международный проект, в котором исполнила песни на 14 языках. На грузинском (потому что я в Грузии родилась), на казахском (потому что Казахстан нас приютил с семьей), на русском, итальянском, немецком, еврейском, английском, японском, китайском, армянском, аргентинском, чешском и завершается альбом «Аве Мария». Весь 2019 год я провела в театре Арена ди Верона, 2020-й – ковид и больница, потом в Америке записывался альбом, а в 2022 году я уже родила сына.
- Как вас принимали в Стране восходящего солнца? Японцы – опероманы?
- Прекрасно принимали, но один случай меня потряс. Я люблю тишину и уединение, это необходимо для восстановления, и поэтому в соцсетях даже не сообщаю, в какой стране нахожусь. Вот и в Японии ни словом не обмолвилась, все думали, что тихонько сижу дома в Москве. После репетиции выбежала на улицу за кофе, а там – толпа! Держат мои фотографии с разных постановок мира, в руках цветы, игрушки, чашечки, сладости, сумочки, чайные наборы! Я никогда с таким не сталкивалась. Почувствовала себя поп-звездой наподобие Майкла Джексона и Бритни Спирс (смеется). Во-первых, как узнали? Сейчас ведь на афишах не пишут имена артистов, только режиссера и дирижера. Такая тактика сейчас, не то что во времена Марии Каллас или Лучано Паваротти.
- Какая эмоциональная нация, однако!
- Удивительно. Затмили всех фанатов (смеется).
- А с Китаем что вас сближает?
- Как же, связь прямая! В конце обучения в консерватории я поехала в Китай на международный конкурс молодых оперных вокалистов. Заявилась сама, меня никто не направлял. Денег у меня не было в ту пору совсем, даже тысячи долларов не было, чтобы потратить их на билет, а стипендия в 20 тысяч – не разбежишься, а подрабатывать я не могла, поскольку все время занимала учеба. В общем, искала конкурс, чтобы он был хорошим и чтобы финансы взяла на себя принимающая сторона. В 2011 году я подала заявку на очень серьезный конкурс в Китае, организаторы полностью оплатили перелет и проживание всем конкурсантам, а их приехало не меньше пятисот со всего мира. Перед отлетом коллеги по театру «доброжелательно» сказали: вылетишь оттуда с треском. Весь месяц я ни с кем не общалась, чтобы никто не вывел из равновесия, только с мамой связь держала. В итоге выиграла Гран-при и стала лучшим голосом мира! Заметьте, без связей, без блата, без единого знакомого человека, который мог меня поддержать в далекой стране. Выдали премию – 20 тысяч долларов. Наличными. Я везла полный чемодан денег и тряслась от страха. Хорошо, что друзья попросили своего товарища из прокуратуры, он встретил в аэропорту и доставил домой. Такое вот приключение (смеется)!
- И как распорядились такой кучей денег?
- Отложила «на мечту» – хотела купить маме квартиру в Москве, и это желание вскоре осуществилось. Потом было много других конкурсов и побед на мировом уровне, но я особенно хочу подчеркнуть, что во всех случаях это результат и моя благодарность всем моим лучшим педагогам – Дмитрию Вдовину, Любови Арфеновой, Маргарите Петросян, моим любимым коучам из «Новой Оперы» и тем прекрасным людям, которые занимались со мной за рубежом. Я готова руки целовать всем моим педагогам.
- Ваш супруг Леонид Севастьянов – глава Всемирного союза староверов. При каких обстоятельствах вы познакомились?
- Как в кино! В июне 2012 года я пела сольный закрытый концерт в Большом театре, и Леонид на нем присутствовал. Нас представили. А на следующий день он купил кольцо и сделал предложение!
- Кажется, это называется любовь с первого взгляда! Чем он вас привлек?
- Леонид, которому тогда было 33 года, поразил своей внутренней силой и надежностью. Понимаете, я работаю в оперном мире, где человеку совсем непросто, а шанс встретить свою судьбу вне стен театра очень мал. Но эта встреча действительно стала для нас судьбоносной. Но мне совершенно не нравится, когда злопыхатели пишут, что муж способствовал развитию моей оперной карьеры. Это ложь. Я сама всего достигла: без протекции поступила в Московскую консерваторию, которую окончила с красным дипломом, в 2009-м меня приняли в Большой, в 2011 году признали на нескольких конкурсах лучшим голосом мира. К моменту знакомства с Леонидом у меня уже были контракты по всему миру.
- Мажоркой вы никогда не были: в детстве ваша семья изрядно хлебнула лишений, да и в студенчестве все время приходилось подрабатывать…
- Мое детство закончилось в десять лет, когда я услышала случайно разговор мамы с бабушкой о том, что скоро 1 сентября, а в семье не хватает денег ни на еду, ни на сборы в школу. Бедная моя мамочка, она так горько плакала! А у меня сердце сжалось. С того дня я резко повзрослела, стала думать, как помочь семье. И тогда я попросилась торговать на рынке вместе с соседской девочкой. Продавали мы морковку, какую-то еще мелочь. Еще мы с братом (он хоть и старше, но с детства имел проблемы со здоровьем, так что я в семье быстро стала «мужчиной») собирали бутылки и сдавали их, чтобы хоть какие-то копеечки принести в дом. Я сейчас смотрю на дочку Натали, которой через полгода будет десять, она же маленькая, представить не могу ее в ситуации, в какой оказалась я. Мама поднимала нас одна, потому что отец очень рано ушел из семьи. Так что вы правы, работать мне пришлось много до того, как сбылась мечта выйти на сцену! В юности бралась за все: за кассой в кафешках стояла, билеты распространяла, мороженицей была, даже таксистом работала втихаря от мамы. Я вам первой про таксовку рассказываю, кстати. В 2002 году я была распространителем билетов и в день, когда на «Норд-Осте» случился теракт, должна была там на кассе дежурить. Но меня срочно командировали в подмосковный Красногорск. А тогда же связи мобильной не было, у меня, во всяком случае. В общем, когда добралась поздним вечером домой, мама уже не знала, что делать и куда бежать. Вот так господь меня от беды отвел.
- Позвольте личный вопрос? Пишут, что у вас езидское происхождение. А езиды же представители очень древней, более чем тысячелетней религиозной традиции, живут компактно, чужаков в свой круг не пускают. Отсюда довольно жесткие требования: например, езидская девушка не может выйти замуж за человека другой конфессиональной принадлежности. Ваша семья по таким правилам жила?
- Мама нас растила по канонам, конечно. Но все же семья в силу обстоятельств оторвалась от общины: после того как папа нас бросил, мы из Батуми переехали в 1993 году в Казахстан к маминой сестре. Так что мы такая обрусевшая езидская ячейка. До определенного возраста я даже не хотела говорить на езидском (курдском) языке, бунтарство проявляла и все просила: мама, говори со мной на русском. Лишь с возрастом осознала свои корни. Разумеется, я владею языком предков.
- В Казахстан переехали, значит, не от хорошей жизни…
- Времена наступили тяжелые, шла междоусобица, в городе стреляли, было голодно, помню, хлеб по талонам и вонючий маргарин «Рама» выдавали… В общем, пережить такое лучше рядом с родней. А мама у меня музыкант, работала с детским хором, всему городу давала бесплатные уроки, потому что не поднималась рука брать деньги с детей. Но знаете, добрые люди помогали и в Грузии, и в Казахстане: одеждой, едой делились. Очень хорошо это запомнила. Добрых людей на самом деле много.
- Когда перебрались в Россию?
- В восемнадцать лет приехала в Астрахань, там экстерном за год окончила музыкальное училище, а потом отправилась в Москву. Но столичные учебные заведения развели руками: без российского гражданства не можем принять на бюджетное отделение, таков закон. Единственный вариант – учиться платно, по тем временам нереальные просто деньги – 50 тысяч долларов за пять лет обучения в консерватории. В общем, пока я оформляла документы на гражданство, а на это ушло несколько лет, пришлось несладко. Меня не раз полицейские задерживали – говорили, подозрительно смуглая, а ну-ка, проверим твою личность. Тогда как раз неспокойно было в Москве, теракт на «Норд-Ост», я вам уже рассказала… В общем, в 2005-м получила я российский паспорт, а через год поступила на подготовительное отделение Московской консерватории. Постепенно стала голосом зарабатывать, на третьем курсе поступила в Большой театр. От всякой поденной работы уже отказалась, слава богу.
- Вот что значит – мечта, когда четко ощущаешь, что у тебя есть дар и твое место – на сцене!
- Вообще-то изначально мной двигала другая мотивация. Я хотела найти отца! И когда начала побеждать на конкурсах, надеялась: увидит, прочтет, узнает обо мне. Я хотела показать ему: смотри, кого ты бросил, смотри, папа, какая я у тебя умничка.
- Вы успели встретиться с отцом?
- Увы! Мне нашли его адрес, но за пару месяцев до этого у отца остановилось сердце. Он жил в Краснодаре, детей у него больше никогда не было. Но я его давно простила. И даже благодарна. А вы вначале очень правильный вопрос задали про езидов. Если бы я жила в классической полноценной езидской семье, с ее жесткой регламентацией и правилами, меня бы выдали замуж лет в 16 и закрыли где-нибудь. И не было бы никакой певицы Светланы Касьян, никаких зарубежных сцен, а я ведь в 46 странах выступала! Но, выбрав свой путь к сцене, я, по сути, совершила побег из предначертанной судьбы в совершенно другую. Родня и окружение поначалу в штыки восприняли мое стремление петь в театре. Осуждали, говорили, что эта профессия для женщин, скажем так, с низкой социальной ответственностью. Представляете? Сейчас, когда стала петь главные партии на мировых сценах, отношение изменилось. Но поначалу, не скрою, были и прессинг, и неодобрение.
- Трудности не вечны, но ведь и не бывает все ровно, как в сказках.
- Вот я и маме говорю – забудь про слово стабильность. Ковид показал, как хрупок мир. Я, кстати, сама чуть не умерла. Меня в больницу положили и сказали родным – проживет не больше двух суток. Выкарабкалась я благодаря дыхательной гимнастике. Медики поразились – не верили, что поможет. Потом врачи попросили записать для них видеоурок, его в двух пульмонологических центрах Москвы показывали больным.
Пока писалось это интервью, пришло еще одно приятное известие: с 1 марта в оперную труппу ТАГТОиБ им. М. Джалиля также зачислена представлявшая на Шаляпинском фестивале Мариинский театр певица Екатерина Сергеева, которой зрители рукоплескали в партиях Вани в премьерной постановке «Жизнь за царя» и партии Ольги в опере «Евгений Онегин». Поздравляем казанскую оперу и публику с двумя новыми звездами!
Автор: Ольга Юхновская