Найти тему

Перевал Кату-Ярык: серпантин к облакам, между небом и землей

Перевал Кату-Ярык это великолепный перевал, встречающий своих гостей в живописном районе алтайских гор. Название этого уникального места происходит из алтайского языка: «Кату»; переводится как «твёрдый», а «јарык» - «расщелина», буквально как «теснина» или «ущелье». И действительно, Кату-Ярык представляет собой захватывающий крутой спуск, окруженный величественными горами.

Перевал, расположен в Улаганском районе Алтая, обладает внушительными параметрами, делая путешествие по нему настоящим приключением. Высота от подножия - 530 метров, длина - 3,9 километра, крутизна склона - целых 70% (35°). Это место не оставляет равнодушными любителей активного отдыха и восхождений. Девять поворотов, уклон дороги в среднем составляет 18% (10°) и покрытие из грунта и камня - настоящее испытание даже для полноприводного транспорта. Смотровые площадки, расположенные на высоте 1200 метров, предоставляют захватывающие виды на окружающую природу.

Кату-Ярык - это пока первый автомобильный спуск в долину реки Чулышман в этой локации (второй находится у с. Язула). Расположен на 31 км автодороги Балыктуюль - Коо - Балыкча. По этой дороге можно доехать до южной оконечности Телецкого озера.

Появлением своим Кату-Ярык обязан Арсентию Васильевичу Санаа (в то время - директору совхоза «Советский Алтай»), о чем свидетельствует установленная на перевале табличка) и трем бульдозеристам Ухановым: Аркадию Абрамовичу, его сыну Анатолию и племяннику Виктору Романовичу. Работа, начатая Ухановыми по инициативе А.В. Санаа в 1987 году, к сентябрю-октябрю 1989 года завершилась открытием автомобильного перевала.

В. Уханов рассказывает: «Копаешь, копаешь бульдозером и упираешься в камень. Вытаскиваешь машину наверх. Спускается взрывник с мешком аммонита на плечах, установит, взорвёт и обратно гонишь бульдозер вниз копать. До следующего камня. А там опять всё по прежней схеме. Бурильный станок невозможно было протащить».

Это крутой, зигзагообразный серпантин, поднимающийся в гору. По нему могут ехать автомобили, но разминуться двум машинам здесь сложно, если делать это только в карманах на крутых поворотах. Высота перевала Кату-Ярык над уровнем моря - 1200 м. Места здесь дикие, от Чуйского тракта далековато, кроме того, более-менее проходимая дорога появилась на этом склоне только в прошлом веке. Когда дорога открылась, местные жители и туристы получили возможность проникнуть в ранее нехоженые места.

Кату-Ярык - перевал уникальный, второго такого нет. Здесь нет классической, характерной для перевалов, симметрии: серпантин подъема - серпантин спуска.

Строительство дороги и нового перевала Кату-Ярык стартовало в 2011 году. Осенью указанного года начались работы по возведению более безопасного и удобного пути, чтобы спуск с перевала Кату-Ярык больше не был столь мучительным. Дорога пройдёт левее, а её уровень будет несколько ниже.

После перевала Кату-Ярык каждый путешественник будет иметь представление об этих заповедных местах. В основном эта территория принадлежит Алтайскому биосферному заповеднику, одному из самых больших в этих краях. С высоты перевала виден водопад Кату-Ярык, извилистая лента реки, и огромное нагорье, скрывающееся в тумане.

Когда новая дорога через Кату-Ярык откроется, неизвестно, поскольку работы приостанавливались и возобновились только в 2022 году. Известно, что Кату-Ярык асфальтируют, поэтому теперь не придётся ездить по грунтовой дороге, довольно ненадежной в непогоду. В любом случае, когда ремонт Кату-Ярык закончится, туристов сюда будет приезжать еще больше, ведь многих не останавливают даже некоторые трудности в преодолении пути.

Сейчас этот перевал называют наиболее опасным на Алтае. Отсюда открывается взгляду величественный каньон реки Чулышман. Здесь часто дуют сильные ветры, которые создают уникальный микроклимат. В основном на перевале царствует теплый ветер фен.

Первые впечатления от перевала Кату-Ярык всегда запоминаются навсегда, я на перевале побывала уже достаточно давно, но чувство восторга и осознания насколько с одной стороны человек мал и беспомощен, а с другой стороны велик своими делами по-прежнему возникают, когда ты смотришь со смотровой площадки вниз на долину и спуск к ней.

Ну а вот Лена была первый раз там относительно недавно, поэтому слово предоставляется именно ей.

У меня есть такое замечательное выражение, касаемо определенных мест в горах Алтая, я обычно говорю «Это одно из САМЫХ красивейших мест в горах Алтая», и Вы не представляете сколько их у меня «одних из самых». Так вот перевал Кату-Ярык – одно из самых красивейших мест в горах Алтая. Первый раз я его увидела три года назад, в начале мая. Мы останавливались в одной из баз отдыха в с. Акташ, хозяин базы сам проводит автотуры, и мы поехали в Чулышманскую долину. Дорога до перевала казалась вполне приличной, не сама же за рулем, климат Улаганского района в пути до перевала был разнообразный и было пасмурно, и солнечно и был снег, в лесах еще были сугробы, в самом Акташе тоже было достаточно прохладно и выпал снег. И вот мы доехали до перевала, а там солнце и теплее, чем в Акташе (хотя еще было ранее утро).

Ощущение от спуска по перевалу я не забуду никогда, очень страшно, адреналин зашкаливал, дорога узкая, разъехаться можно только в карманах (в зигзагах), проехать двум машинам было совсем не реально, даже когда машина находится в кармане на повороте, она все равно занимает положение так, чтобы встречная проехала, и от этого было еще страшнее, потому как при спуске, наш автомобиль стоял практически на краю обрыва.

Тут я чуть-чуть вставлю ремарку. В ту поездку крайне «умные» туристы, которые самостоятельно спускаются на своих автомашинах, начали движение вниз, видя прекрасно, что мы идем на подъем под очень большим углом, и встали как прекрасные такие животные кудрявые, с рожками и видимо полагая, что их таких красивых на больших и дорогих машинах должны пропустить. Напоминаю, мы лезем в гору, две машины не разъедутся, с горем пополам до товарищей дошло, что они не правы, им сдать назад гораздо легче, и мы все же разъехались. Но пришлось постоять минут тридцать на смотровой площадке, так как наша машина «закипела».

Поэтому небольшой совет, если Вы чувствуете себя асом, а машина у Вас зверь прочитайте элементарные правила спуска по этому перевалу, не портите настроение ни себе, не другим туристам, и не гневите духов долины.

А еще были на перевале летом 2023 года два раза, оба раза была жуткая и невыносимая жара. Первый раз мы ехали не на своей машине, потому нам показалось, что норм дорога до перевала, и в следующий раз, когда приехала моя дочь, мы решили показать ей перевал и поехали сами на своем авто, но без спуска по перевалу, да и Катя не захотела спускаться в саму Чулышманскую долину из-за жары. Вывод от поездки мы с Викой сделали, что никогда и ни за какие деньги (я лично готова поехать за 10 миллионов рублей) мы не поедем на своей машине до перевала, пока не сделают дорогу. В Акташе и на многих базах есть масса предложений об экскурсиях на перевал, поверьте, та цена, которую они предлагают за доставку в Чулышманскую долину, не так высока, и стоит того, чтобы поберечь свой автомобиль.

Все фотографии сделаны нами. Ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди еще очень много интересного.

Наша группа в ВК