Самый важный вопрос в профессиональном спорте, а есть ли смысл им заниматься. На практике это колоссальные нагрузки, травмы, режим и почти всегда отсутствие образования.
До высшего спортивного мастерства вырастают немногие, присутствуют большие шансы на то, чтобы сломаться по дороге, предварительно пожертвовав чем-то важным, например, обычным детством.
Если в крупных спортивных державах (Россия, США, Китай) это социальный лифт, то в странах поменьше, где спорту государство не уделяет должного внимания, это бессмысленный риск.
ЛАТВИЙСКИЙ ХОККЕЙ
Возьмем для примера Латвию – один мой собеседник утверждает, что в этой стране существует резон заниматься хоккеем с целью затем уехать в НХЛ.
До 2022 года у латышей были также КХЛ и «Динамо» Рига, но теперь этот маршрут для них по понятным причинам закрыт.
Латвия, как и остальные прибалтийские государства, это failed state, где половина трудоспособного населения находится на заработках за границей, но все-таки это пусть и дотационная, но страна-член ЕС с определенным уровнем жизни. Однако даже там тренеры на определенном этапе говорят – «бросай учебу, начинай работать, чтобы стать хоккеистом».
Молодой латвиец сегодня должен пожертвовать учебой и ради абстрактной цели «играть в НХЛ» годами расходовать семейный бюджет – хоккей очень дорогая игра.
И вот это главная причина того, почему хоккей кроме нескольких стран-лидеров нигде не будет развиваться. Должного государственного участия в виде субсидий в Латвии нет, все дорого и не имеет экономического смысла, а реальных фанатов этой игры везде очень мало.
ЛАТВИЙЦЫ В НХЛ
В сезоне 2021/2022 в Латвии было зарегистрировано 7898 хоккеистов – возьму эту цифру для расчета, полагаю за два года она не сильно поменялась.
Единственным премиальным рынком для латвийских хоккеистов после закрытия России является НХЛ – латыши играют в Европе, но там зарплаты сравнительно небольшие.
В этом году в НХЛ играют четыре латвийских хоккеиста. Самый высокооплачиваемый из них вратарь Элвис Мерзликин с зарплатой в 5,4 млн долларов за сезон 2023/2024.
Пример не показательный, вратари могут появиться, где угодно. К ФРГ в девяностые годы был приписан Олаф Колциг, есть и другие схожие случаи.
У России после развала СССР была выдающая грядка полевых игроков, а вратарей в НХЛ только три. Переход от стэндапа к стилю баттерфляй привел к тому, что наши голкиперы стали неконкурентоспособны.
Латвия на сегодняшний день имеет трех полевых игроков в главной североамериканской лиге: Теодорса Блугерса с зарплатой в 1,9 млн долларов, Земгуса Гиргенсонса с зарплатой в 2,5 млн долларов и Увиса Баланскиса с зарплатой в 950 тысяч долларов.
Проведем нехитрые вычисления и получим, что шанс латвийского хоккеиста на игру в НХЛ математически составляет 0,00088630032, и там он будет зарабатывать в среднем 1,71 млн долларов чистыми или 1,033 млн долларов грязными. Я взял стандартную американскую налоговую ставку для игроков НХЛ в 39,6%.
СМЫСЛА НЕТ
Понятное дело, что многое зависит от того, кто родители конкретного парня, какие у них связи в хоккейном мире и есть ли у них возможность платить, это основное, только после этого идет талант, однако в любом случае полученные цифры показательны.
Сразу возникают вопросы: если у папы и мамы имеются деньги на то, чтобы сделать из сына хоккеиста, то почему бы им вместо этого просто не отправить чадо учиться в Европу и США?
И пока в Европе все обстоит так, никакого развития хоккея кроме главных мировых центров не будет. В основе этой игры не тактика и система, а игроки и их мастерство. При этом хоккей не футбол, где можно черпать атлетов из Африки и других стран Третьего мира.
При такой вероятности попасть в НХЛ среднему латвийскому игроку проще закончить ПТУ и поехать работать сантехником в богатые страны ЕС.
Вот такая она хоккейная математика, поэтому российский хоккей выдержит любые санкции, потому что никому кроме нас и канадцев эта игра на льду с клюшками, по сути своей, не нужна.