Каждый год летом купцы со всей Империи (и, конечно же, из других стран) съезжались работать и зарабатывать на Нижегородскую ярмарку. И здесь же часто присматривали достойные партии для своих детей: чтобы и по статусу подходили, и дело расширить можно было с новыми родственниками.
А зимой купцы сватались и готовились к свадьбе – такой, чтобы молва потом долго шла. Подготовка к ней занимала не один месяц. Да и назначали ее обычно после Красной горки или на лето: было время придумать, чем гостей удивлять будут!
Невесте собирали богатое приданое в большой дубовый сундук: дно засыпали серебром или клали по углам баранки и золотые монеты, чтобы семейная жизнь была «чашей полной». А в день венчания в туфли невесты подкладывали золотые червонцы.
Гостей начинали удивлять еще до начала венчания и свадебного пира. Например, московские купцы Бахрушины, владельцы суконных и кожевенных мануфактур, заказали для невесты белую зеркальную карету, только чтобы доехать от отчего дома до церкви! А банкир и промышленник Николай Второв усыпал дорогу дочери розами.
После венчания отправлялись в ресторан или имение. И там впечатляли диковинными блюдами. Купец Николай Варенцов, например, на свадьбе своей сестры удивил гостей свежей клубникой. В январе! Гости это восприняли как чудо: в те времена свежие ягоды можно было отведать только в сезон, а быстрой доставки из южных стран просто не существовало.
Свадьбы для купцов, обычно очень расчетливых и осторожных в тратах, были одними из немногих событий, на которые денег не жалели. Гостей звали как можно больше и гуляли по несколько дней. А о торжествах и диковинках с купеческих свадеб потом долго шла народная молва.