Гастродрама — в какой-то степени специфически французский жанр, ведь именно Франция считается родиной haute cuisine, «высокой кухни». Взять хотя бы Жерара Депардье, который сыграл знаменитых поваров как минимум в двух фильмах — Вателя, легендарного гастронома, современника Луи XIV, в одноименной ленте Ролана Жоффе, и выгоревшего на работе и сбежавшего на край света шефа Габриэля Карвина в милой драмеди «Вкус счастья» режиссера Слони Соу.
Хороший повар во Франции — это не просто достойный уважения профессионал. Это национальное достояние. О шефах пишут книги — скажем, один из важнейших персонажей прекрасного романа Ромена Гари «Воздушные змеи» Марселен Дюпра носит поварской колпак и противостоит нацистам тем, что ни на миллиметр не роняет престижа своего безупречного заведения даже в дни оккупации. Такое же чувство собственного достоинства и страсть к своему ремеслу присущи и заглавному герою романа швейцарца Марселя Руффа “La vie et la passion de Dodin Bouffant, gourmet” («Жизнь и страсть Додена Буффана, гурмана»), вышедшего в 1924 году.
Эту книгу, сократив название до одной «страсти» — “La passion de Dodin Bouffant” — экранизировал французский режиссер вьетнамского происхождения Чань Ань Хунг. Картина получила приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. Фильм, в российском прокате переименованный в «Рецепт любви», выходит на экраны в День влюбленных — 14 февраля 2024 года, спустя сто лет после публикации книги, по мотивам которой снят.
Сюжет фильма сконцентрирован лишь на малой части романа — а именно нескольких днях из жизни талантливого повара и страстного гурмана Додена Буффана. Он живет и работает в старинном шато (его роль сыграл замок в коммуне Сегре-ан-Анжу-Бле в долине Луары) в окружении буколических ландшафтов, создает под птичье пение кулинарные шедевры и щедро угощает ими своих друзей.
Но создает он шедевры не один. Ему помогает столь же талантливая и опытная кухарка Эжени, которая, в отличие от него, не сидит за столом с гостями и не стяжает лавров. Подразумевается, что она лишь воплощает идеи Додена, служит исполнительницей его замыслов, — как музыкант, даже самый одаренный, — всего лишь интерпретатор музыки, сочиненной композитором. Кухарка работает вместе с Буффаном уже два десятка лет, и все эти двадцать лет она ночует в скромной комнатке под крышей шато. Туда время от времени по ночам наведывается ее мэтр — разумеется, с согласия Эжени, ведь они действительно ценят друг друга как настоящие профессионалы.
На главные роли Чань Ань Хунг пригласил всемирно известных звезд французского кино — любимицу публики оскароносную Жюльетт Бинош («Три цвета: синий», «Шоколад») и лауреата Канн и премии «Сезар» Бенуа Мажимеля («Король танцует», «Пианистка»).
Великолепная и неизменно естественная Бинош не стесняется своих без малого шестидесяти и выглядит в них максимум на пятьдесят. Пятидесятилетний Бенуа Мажимель выглядит солидно, но в чем-то почти столь же неотразим, как и четверть века назад, когда он сыграл вместе с Бинош в «Детях века» и стал ее бойфрендом, отцом их общей дочери.
Реальный, а не экранный роман Бинош и Мажимеля давно завершился, со времен «Детей века» они не снимались вместе, но в дуэте Доден-Эжени явственно ощущаются отголоски их былой невероятной «химии». Очевидно, что этот немолодой представительный мужчина действительно испытывает сильное чувство к женщине десятью годами старше себя, а не просто стучится к ней по ночам. И их взаимное «вы» — во французском языке, как и в русском, есть «вы» и «ты», — не жеманная натяжка, а естественное следствие взаимного уважения людей, которых многое связывает.
Повар-теоретик и кухарка-практик воплощают одну из древнейших философских проблем — соотношения формы и содержания, духа и материи, идеи и ее воплощения. Отношения Додена и Эжени чисты, потому что они заняты созиданием, материализацией блага — а как сказано у Блаженного Августина, все материальное создано Богом, все деяния Его суть благо. А значит, благо и сложная, изысканная, трудоемкая в приготовлении пища, которую каждый день придумывает Доден и готовит Эжени.
Философский подтекст неспешного, медитативного киноповествования, большая часть которого — почти документальная фиксация процесса готовки и сервировки изысканных сложносочиненных блюд, выдает момент, где Доден неожиданно цитирует все того же Августина: «Счастье — продолжать желать того, чем уже обладаешь».
Впрочем, одной философией в буквальном смысле сыт не будешь. Поэтому к съемкам привлекли настоящего повара — Пьера Ганьера, одного из знаменитейших французских шефов современности, основателя стиля фьюжн, обладателя многочисленных мишленовских звезд и звания «Лучший шеф-повар мира». Он консультировал Мажимеля и Бинош, которые действительно сами готовят в кадре (к слову, оба — кулинары-любители, так что им было не слишком сложно следовать указаниям прославленного мэтра). Ганьер также не отказался сняться в «Рецепте» в эпизодической роли. Шеф появился в кадре в неизменном поварском колпаке, в белой куртке с монограммой, с меню в руке и, разумеется, с выражением профессионального достоинства на лице.
«Рецепт любви» — кино явно не для тех, кто обожает экшн, бурные страсти и неожиданные сюжетные повороты. Оно для тех, кто любит и умеет медленно смаковать: еду, напитки, звуки, ракурсы и свет. Надо отдать должное оператору фильма Джонатану Рикебургу: почти любой стоп-кадр ленты можно использовать для иллюстрации поваренной книги или рекламного проспекта модного ресторана. Сидящим на диете следует учесть, что после просмотра поход в ресторан или хотя бы кафе почти неизбежен: двухчасовое созерцание гастрономических шедевров даром не проходит.