Ольга Юрьевна, какие исследования важны школе прямо сейчас?
Ольга Васильева: Все, что касается здоровья детей. Это было востребовано всегда, но сегодня — особенно важно. Почему? Цифровизация меняет образование, и то, как эти изменения отражаются на ребенке, ученые только начинают понимать. Например, наши психологи провели исследование дневной сонливости школьников. Оказалось что у 21% мальчиков и 39% девочек — выраженная дневная сонливость. И это при норме 9 часов сна у подростка 11-14 лет.
Учебные перегрузки, неправильное распределение времени, компьютерные игры и соцсети уменьшают продолжительность ночного сна. А это плохо сказывается на успеваемости. И наши ученые исследуют, как связано обучение и способность воспринимать информацию с проблемами со сном. Это пример одного из междисциплинарных исследований, на стыке гуманитарных и естественных наук. Таких будет становиться все больше.
Я не случайно делаю акцент на здоровье детей. Мы «пересобрали» Координационный совет РАН и РАО «Здоровье и образование детей, подростков и молодежи», провели первое публичное его заседание в новом составе, где определили приоритетные направления работы. Среди них, например, «Междисциплинарные исследования в сфере физического, психоневрологического, когнитивного здоровья и развития детей, подростков и молодежи», «Педагогические, психологические, психофизиологические и медицинские исследования в интересах совершенствования образовательных технологий личностного развития обучающихся», «Научные основы технологий здоровьесбережения в процессе образования» и другие. Над этими темами вместе работают ученые РАН и РАО, академики, очень сильные коллективы.
А если молодой аспирант — педагог только выбирает свою тему, что ему посоветовать?
Ольга Васильева: Темы исследований аспирантов и докторантов зачастую выбираются научными руководителями, исходя из предыдущего накопленного опыта. И оказывается, что такие актуальные темы, как интерактивное обучение, волонтерство, взаимодействие семьи и школы, академическое письмо, наставничество и другие, недостаточно представлены в диссертационных исследованиях. Но государство и общество заинтересованы в том, чтобы исследования в области наук об образовании были направлены на решение педагогических задач настоящего и будущего.
Более подробно читайте на нашем сайте - тут.
С уважением, редакция СИ World Russia