Найти тему
Нарисуй апельсин!

Художник, про которого забыли на 300 лет. «Погребение графа Оргаса» Эль Греко

Эль Греко. Автопортрет
Эль Греко. Автопортрет

О ком вообще речь?

В середине 16 века в Испании жил художник, которого современники называли Доменико Греко. Потому что он был родом из Греции. Его настоящее имя было очень сложно произносить испанцам. Но все свои картины он подписывал Доме́никос Теотоко́пулос и иногда добавлял слово Κρής (Крис) («с Крита»). После смерти за ним закрепится имя Эль Греко. Что дословно означает “грек”. И именно оно и войдет в историю.

Он был в целом успешен при жизни. Хотя его манера письма и была очень необычна для современников. Его личность удивительна еще и тем, что после его смерти о нем забудут на несколько столетий вплоть до 20 века. Зато в 20 веке он окажет влияние практически на все направления живописи.

Подпись художника
Подпись художника

ЛЕГЕНДА О ГРАФЕ ГОРОДА ОРГАСЕ или ПРЕДЫСТОРИЯ

В 13 или в 14 веке (точная дата неизвестна) умер благочестивый уроженец Толедо и сеньор города Оргас дон Гонсало Руис. Его семья позже получила графский титул, под которым дон Руис стал известен посмертно, как граф Оргаc. Это был очень набожный человек и при жизни вел благотворительную деятельность.

Согласно легенде, во время церемонии погребения дона Гонсало Руиса с небес сошли святой Стефан и святой Августин, чтобы похоронить этого благодетельного человека собственноручно.

ЗАВЕЩАНИЕ ГРАФА

После смерти графа было обнаружено завещание с указанием, что каждый владелец недвижимости в его владениях должен был ежегодно уплачивать в казну взнос на благоустройство церкви Сан-Томе, прихожанином которой и являлся сам покойный граф.

И очень долгое время все исправно платили этот налог. Однако в 1562 году наследники графа перестали выплачивать пожертвования (может решили, сколько можно, 2 века прошло!)

Тогда приходской священник Андрес Нуньес (запомним это имя) отправил иск в суд на этих обнаглевших наследников. И выиграл! Суд постановил выплатить долг и продолжать уплачивать налог дальше. Наследники почесали затылки, но выплатили все деньги.

В этого радостного для собора события в 1564 году было решено увековечить память графа Оргаса (а то как же, обязал столько времени платить дань!) сначала эпитафией в камне, на которой была написана та самая легенда со святыми (вы же еще помните, с чего все началось?)

Та самая церковь Сан-Томе, где разворачивались все события с 13 до 16 века
Та самая церковь Сан-Томе, где разворачивались все события с 13 до 16 века

А еще два десятилетия спустя, 15 марта в 1586 году, Эль Греко подписал договор, согласно которому он обязался к Рождеству закончить полотно, изображающее то самое необычайное событие двухвековой давности (сразу проспойлерю - в срок он не уложился от слова совсем)

Андрес Нуньес, тот самый приходской священник, попросил Эль Греко изобразить изобразить местную легенду о погребении графа святыми, а также написать видных граждан Толедо, современников художника, которые как бы участвуют в похоронах графа (не смотря на то, что они жили на 200 лет позже)

Стоимость работы должна была быть определена по ее завершении (мне кажется, это роковая ошибка художника, никогда так не договаривайтесь!)

Однако работа заняла гораздо больше времени, чем было предусмотрено контрактом, и продлилась до весны 1588 года. Таким образом художник писал свое полотно 2 года.

ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА КАРТИНЕ

"Погребение графа Оргаса". Эль Греко
"Погребение графа Оргаса". Эль Греко

Картина закрывает всю внутреннюю стену церкви. Ее размеры 480 × 360 см.

Она размещена на месте захоронения так, что кажется, будто святые укладывают графа в его настоящую могилу.

Мы видим картину, расположенную над могилой графа
Мы видим картину, расположенную над могилой графа

Картина визуально делится на две части: «земную» и «небесную». Они отличаются и по цветовому решению, и стилистически.

Центр композиции смещен к низу работы, где Стефан и Августин опускают графа на вечный отдых. Стефан - молодой, Августин - пожилой.

Святой Стефан слева в золотой одежде, святой Августин - справа от графа, тоже в золоте
Святой Стефан слева в золотой одежде, святой Августин - справа от графа, тоже в золоте
На одеянии Стефана изображена библейская сцена, изображающая, как он погиб. Был забит камнями.
На одеянии Стефана изображена библейская сцена, изображающая, как он погиб. Был забит камнями.

Выше мы видим Деву Марию, Иоанна Крестителя. В центре восседает Христос.

Чуть выше мужчин, стоящих на земле, парит ангел в золотых одеждах. В руках он баюкает, как младенца, некую призрачную форму, которая (как считают искусствоведы) символизирует душу графа Оргаса, поднимающуюся на небо.

Ангел с душой графа
Ангел с душой графа

В небесной части картины можно найти очень много библейских персонажей. Там, например есть Ной, Давид, Моисей, Мария Магдалина, Лазарь. Святой Петр с ключами. И тут ничего необычного.

Но есть и очень интересные моменты. Например:

Король Филипп II и папа Сикст V оба изображены в верхней части “Погребения графа Оргаса”, а это означает, что испанский король и папа находятся на небесах. С одной стороны, вроде бы ничего плохого, если бы не одно но. В 1588 году, когда картина была уже закончена, обе эти человека были ещё живы.

Возможно, это было попыткой Эль Греко снискать расположение монарха, который не ценил картин художника, а может... кажется, 20-й век показал, что художников лучше не расстраивать!

Папа Сикст V в желтой одежде. Король Филипп II слева от папы через одного (седой с бородой и с рукой). Оба в небесной части, то бишь в раю. Правда, они были живы еще... ну да ладно
Папа Сикст V в желтой одежде. Король Филипп II слева от папы через одного (седой с бородой и с рукой). Оба в небесной части, то бишь в раю. Правда, они были живы еще... ну да ладно

Стефан и Августин одеты в золотые наряды, которые перекликаются с фигурой ангела и одеждами Петра в верхней зоне. Таким образом, золотым цветом художник связал героев работы, относящихся к миру небесному, потустороннему. Дело в том, что по иконописным канонам золотой цвет - это не просто цвет, а божественный свет. Это метафора божественной благодати. И на этой картине все, кто в золотом одеянии, связаны с церковью, либо с Богом.

Например, тот же папа Сикст V так же в золотом. Тот самый приходской священник Андрес Нуньес, он тоже изображён на полотне с молитвенником. И он тоже в золотом.

Приходской священник Андрес Нуньес с молитвенником
Приходской священник Андрес Нуньес с молитвенником

В нижней части картины, которая изображает Землю, используются темные цвета, а сама она менее сюрреалистична в деталях, более реалистична в пропорциях, текстурах, глубине и гармоничности света.

Как и было прописано в договоре, Эль Греко изобразил на картине многих видных представителей местной знати. Имена большинства были утеряны в истории, но очень многие сохранились. И благодаря данному полотну мы знаем, как выглядели современники художника.

АВТОПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА И ЕГО СЫНА НА КАРТИНЕ

Сын художника стоит с факелом. Сам Эль Греко за святым Стефаном, смотрит на зрителя
Сын художника стоит с факелом. Сам Эль Греко за святым Стефаном, смотрит на зрителя

Эль Греко изобразил и самого себя в этой картине (над вскинутой рукой за св. Стефаном), и своего сына.

Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, — сын художника Хорхе Мануэль. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578.

Я долго вглядывалась в эту надпись, пытаясь найти здесь цифры, пока не нашла информацию, что есть греческая система счисления, где цифры записываются греческим буквами (а Эль Греко, как мы помним, грек). Как есть римские цифры. Так есть и греческие цифры. И последние 4 буквы обозначают число 1578. И я даже решила найти, как будет по этой системе число 1578.

Платок в кармане сына
Платок в кармане сына
Последние 4 символа - это год написания картины - 1578
Последние 4 символа - это год написания картины - 1578

Вот смотрите, что я нашла:

Тысяча - это альфа. И мы видим ее на платке
Тысяча - это альфа. И мы видим ее на платке
500 - это буква фи, как и на платке. 70 - о, 8 - тоже похоже.
500 - это буква фи, как и на платке. 70 - о, 8 - тоже похоже.

Все сходится, последние 4 символа на платке - 1578.

ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ КАРТИНЫ

Картина сразу же стала невероятно популярной среди прихожан — этому способствовало то обстоятельство, что художник изобразил на ней известных граждан Толедо. Они себя видели, им это льстило, да и обычные прихожане их узнавали.

Алтарный образ стал предметом гордости приходской церкви и был признан «самой замечательной» картиной из созданных в Испании. Картина вызывала восхищение и у иностранцев.

Мастерство живописца оценили в 1200 дукатов. Это было немало по тем временам. Но она не устроила художника, считавшего, что масштабное полотно, на создание которое он потратил два года, должно быть оценено значительно выше. Что я могу сказать здесь... Оговаривайте цену зараннее и берите предоплату!

В дело вмешался Совет архиепископов, который, однако, постановил, что первоначальная оценка справедлива. Ведь, несмотря на то, что живописец дотошно соблюдал все требования, оговоренные контрактом, он все же не смог воздержаться от своеволия, привнеся в работу колорит, присущий византийской (то есть греческой) иконописи. В итоге, Эль Греко не доплатили за работу.

Изумившись тому, что ему так мало заплатили за картину, Эль Греко сказал о своем произведении:

“Хотя оплата уступает стоимости моей возвышенной работы, мое имя будут вспоминать потомки, как одного из величайших гениев испанской живописи”.

Как в воду глядел!

И да, благодаря включению в картину Эль Греко изображений множества библейских личностей и известных современников, картина сразу после появления приобрела всеобщее внимание.

Но это только при жизни художника... А потом о нем все резко забыли

СУДЬБА НАСЛЕДИЯ ХУДОЖНИКА

Феномен Эль Греко в том, что очень быстро о нем как-то забыли на пару веков.

Дело в том, что после смерти Эль Греко пришла эпоха барокко. А вместе с ней и новые идеалы живописи. В 17 веке начала очень сильно цениться реалистичность изображения. Чего у Эль Греко не было.

Эль Греко стал непонятным, также он не имел значимых последователей.

В 17, начале 18 века критиковали его антинатуралистический стиль, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения».

С наступлением эпохи романтизма в конце 18 века о работах Эль Греко вроде бы вновь заговорили, но не то чтобы слишком много. Он все еще оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале».

"Маврикия святого Маврикия". Эскориал - монастырь-дворец, для которого Эль Греко написал несколько картин. Это одна из них - те самые ужасы ужасные:)
"Маврикия святого Маврикия". Эскориал - монастырь-дворец, для которого Эль Греко написал несколько картин. Это одна из них - те самые ужасы ужасные:)

А вот 20 век с его буйством направлений и эксперементов в живописи открыл для себя Эль Греко в полной мере. Экспрессивность исполнения, характерная для его работ, необычный колорит пришлись прямо к духу 20-го века.

Во времена Эль Греко редкий художник мог похвастаться собственным уникальным стилем, отличающим его от остальных. Яркий стиль – это все-таки привилегия более поздних веков.

А вот у Эль Греко был характерный стиль. Все персонажи картин Эль Греко худы и аскетичны, с тонкими чертами лица. Фигуры вытянуты.

КАК ТАК ВЫШЛО, ЧТО О ХУДОЖНИКЕ ВООБЩЕ ВСПОМНИЛИ?

Тут постарались пара человек, не чуждых живописи. В 1908 году испанский искусствовед Мануэль Бартоломе Коссио опубликовал первый всеобъемлющий каталог работ Эль Греко (зачем он это сделал? видимо, нравились картины или просто нужно было делать докторскую на неизбитую тему:)).

В том же году исследователь французского импрессионизма Юлиус Мейер-Грефе приехал в Испанию, собираясь изучать Веласкеса, но неожиданно увлёкся Эль Греко (совпадение?), написав книгу «Испанский дневник», в которой раскрыл Эль Греко как великого художника.

И тут об Эль Греко вспомнили, его живописная техника, колорит пришлись очень кстати и ко времени. Его живопись начали изучать и копировать. А также начали изучать и личность самого художника.

ПЕРВЫМ ДЕЛОМ, КОНЕЧНО, НУЖНО БЫЛО ПОНЯТЬ, ОТКУДА ОН ТАКОЙ НЕОБЫЧНЫЙ, МОЖЕТ ОН ПРОСТО ПСИХ??

Разными исследователями в тот период выдвигались альтернативные, радикальные теории, объясняющие необычность картин Эль Греко для той эпохи (для 16-го века)

Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлинённые человеческие фигуры в работах художника порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были, и под углом к перпендикуляру.

Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны.

Лично мое мнение: не было связано его творчество с проблемами со зрением или подобными вещами. Всегда в нашей истории встречаются необычные люди, которые смотрят на мир, на творчество в частности, иначе, чем другие. Взять того же Босха. Но рассуждать, конечно, никто не запрещает.

Босх, конечно, мой любимый художник, что тут сказать еще
Босх, конечно, мой любимый художник, что тут сказать еще

А ЧЕГО ХУДОЖНИКИ 20-го ВЕКА?

Кто в полной мере раскрыл Эль Греко - это художники 20-го столетия. Все что только можно было у него взять, они взяли. КТО ТОЛЬКО ЕГО НЕ КОПИРОВАЛ!

Первым художником, который, похоже, заметил структурный код в морфологии позднего Эль Греко, был Поль Сезанн. Если сказать это человеческим языком, то Поль Сезан заметил, что в своих работах Эль Греко делит объекты на простые формы. Это очень хорошо видно на “Снятии пятой печати”. И это именно то, что будут делать в 20-м веке кубисты. А Поль Сезан один из предшественников кубизма.

Снятие пятой печати. Эль Греко. Есть в ней что-то геометричное
Снятие пятой печати. Эль Греко. Есть в ней что-то геометричное

В живописи Сезанна и Эль Греко оочень много общего. Про этих художников скажут: «Сезанн и Эль Греко — духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия». Сами посмотрите:

Есть сходство?
Есть сходство?
А здесь?
А здесь?

Следующий, кто вдохновился нашим героем, это Пабло Пикассо. Особенно это читается, если смотреть картины Пабло голубого (раннего) периода творчества.

А во время работы над «Авиньонскими девицами» Пикассо и вовсе изучал картину Эль Греко «Снятие пятой печати». Искусствоведы считают, что сие изучение очень прослеживается в итоговой картине Пабло.

-21

По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая.

Ранние кубистические пробы Пикассо очень копируют и утрируют живописные приемы Эль Греко. 22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко».

Одно лицо!
Одно лицо!

Подражали и вдохновлялись Эль Греко экспрессионисты, абстрактные экспрессионисты (Джексон Поллок, например), да и вообще все кому не лень!

Сейчас Эль Греко считается предтечей экспрессионизма и кубизма.

Дж. Поллок. Волчица. Ну явно же колорит Эль Греко:)
Дж. Поллок. Волчица. Ну явно же колорит Эль Греко:)

Джеймс Картер, один из экс президентов США, заметил в 1980 года, что Эль Греко "опередил своё время на три-четыре столетия".

Картину “Погребение графа Оргаса” В 20 веке вновь разместили на старом месте в церкви Сан-Томе. Сегодня именно там ее можно увидеть, приехав туда в качестве туриста.

Также темы, которые могут вас заинтересовать:

1. Страшные события, легшие в основу сюжета картины "Плот "Медузы" Теодора Жерико

2. Давид Микеланджело. Что он означает?

3. Золотое сечение в искусстве