Позитивных новостей для немецкой экономики почти не поступало, и недавно представленные экономические данные совсем незначительно изменили текущую ситуацию.
На прошлой неделе были опубликованы ключевые данные за 2023 год, включая промышленные заказы, экспорт и промышленное производство, которые подчеркнули слабое окончание года. Это возродило дискуссии о том, что Германия является «больным человеком Европы».
«Эти данные подтверждают, что немецкая промышленность по-прежнему находится в рецессии», - заявил главный экономист банка Berenberg Хольгер Шмидинг (Holger Schmieding) в интервью CNBC.
Промышленное производство сократилось на 1,6% в декабре по месячной динамике и на 1,5% за весь 2023 год по сравнению с предыдущим годом. Экспорт, играющий ключевую роль в немецкой экономике, упал на 4,6% в декабре и на 1,4%, что составило 1,562 трлн евро ($1,68 трлн) за год.
Впервые данные по производственным заказам показались многообещающими, отражая рост на 8,9% в декабре по сравнению с ноябрем. Однако, как утверждает старший экономист по Европе в Capital Economics Франциска Пальмас (Franziska Palmas) в интервью CNBC, этот рост «не приносит особого утешения». Она объясняет это тем, что этот рост обусловлен несколькими крупномасштабными заказами, которые обычно являются нестабильными. «Заказы, исключая крупномасштабные, на самом деле снизились до уровня послепандемического минимума», - добавила она.
В целом за 2023 год производственные заказы сократились на 5,9% по сравнению с предыдущим годом.
Хотя эти «обнадёживающие» данные за декабрь пока не свидетельствуют о видимом восстановлении, последний отчет об индексе менеджеров по закупкам указывает на то, что худшее в производственном секторе может скоро закончиться, отмечает Хольгер Шмидинг.
Хотя показатель 45,5 все еще ниже линии 50, которая отделяет рост от спада, он поднялся до 11-месячного максимума», - отметил он.
Несмотря на это, экономический рост вряд ли видится неизбежным, подчеркнул макростратег по глобальной экономике и рынкам в Rabobank Эрик-Ян ван Харн (Erik-Jan van Harn) в интервью CNBC.
«Мы все еще далеки от уровня активности в немецкой промышленности, который мы наблюдали до пандемии», - пояснил он. «Мы ожидаем некоторого сокращения в первом квартале, но, вероятно, оно будет менее существенным, чем в третьем квартале 2023 года», - добавил эксперт. После этого он прогнозирует небольшое увеличение темпов роста, однако считает, что рост за весь год останется примерно на том же уровне.
Другие аналитики оценивают перспективы немецкой экономики более пессимистично.
«Мы придерживаемся нашего прогноза, согласно которому экономика Германии сократится в целом на 0,3% в 2024 году», - заявил главный экономист Commerzbank Йорг Кремер (Jörg Krämer) в интервью CNBC.
Согласно данным, опубликованным Федеральным статистическим управлением (DeStatis) в прошлом месяце, текущая ситуация в целом соответствует тому, как экономика Германии развивалась в 2023 году, когда произошло сокращение на 0,3% в годовом исчислении. Данные также указывают на снижение валового внутреннего продукта на 0,3% в четвёртом квартале, однако Германия смогла избежать технической рецессии, характеризующейся отрицательным ростом в течение двух кварталов подряд.
Это объясняется тем, что Destatis определило, что в третьем квартале 2023 года скорее наблюдалась стагнация, чем спад. Однако, если экономика сократится, как ожидается, в первые три месяца 2024 года, то Германия действительно вступит в рецессию.
«Компаниям приходится справляться со множеством проблем — глобальным повышением тарифов, высокими ценами на энергоносители, ослаблением попутного ветра из Китая и утратой привлекательности Германии для бизнеса», — пояснил Кремер, обращаясь к причинам спада.
Некоторые из этих препятствий также могут сыграть ключевую роль в ослаблении показателей экспорта, отметил ван Харн из Rabobank. Такие факторы, как доступная энергия из России, высокий спрос со стороны Китая и растущая мировая торговля, поддерживали экспорт Германии десятилетиями, «но сейчас этот тренд ослабевает», подчеркнул он.
Эксперты предупреждают, что выход за рамки чисто экономической, национальной и международной политики также может представлять риск для экономики страны.
Коалиционное правительство Германии столкнулось с давлением после того, как столкнулось с бюджетным кризисом в результате решения Конституционного суда, заявившего, что перераспределение неиспользованных средств, заимствованных во время пандемии, в текущие бюджетные планы является незаконным.
Это создало дефицит в размере 60 миллиардов евро в бюджетных планах коалиции, и поскольку эти средства были распределены на годы вперед, кризис, скорее всего, повторно проявится к концу года, когда начнется составление бюджета на 2025 год.
Уровень удовлетворенности правительством среди избирателей также невысок: оппозиционная партия ХДС в настоящее время ведет в опросах, а на втором месте находится ультраправая АдГ. Однако поддержка АдГ в последние недели снизилась на фоне протестов против крайне правых, охвативших страну, когда сотни тысяч немцев вышли на улицы.
Согласно мнению Шмидинга, выборы в других странах, включая США, также могут осложнить ситуацию.
«Угрозы торговой войны со стороны Трампа могут стать существенным негативным фактором для Германии», — отметил он, добавив, что это, однако, зависит от результатов выборов и может не проявиться в полной мере до 2025 года.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Germany’s economy is on shaky ground and glimmers of hope are few and far between (CNBC)
Автор: Игорь Черненков