Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

По осколку на каждого: история одной фотографии

«У войны не женское лицо»: эта патетическая фраза, к сожалению, не отражает действительности Великой Отечественной войны — достаточно представительниц слабого пола служили в Красной армии и партизанах. Но не все из них воевали: некоторые рисковали жизнью без оружия в руках, их винтовкой была вещь посильнее — кинокамера. Одна из таких — кинооператор военной хроники Мария Сухова. Именно она запечатлена на этом снимке, хранящемся в фонде Белорусского государственного архива кинофотофонодокументов. Редкий кадр — один хроникер заснял другого, причем совершенно спонтанно, во время боя.

Перестрелка проходила в октябре 1942 года у станции Парафьяново Докшицкого района, его фрагменты, снятые «с руки» на портативную камеру, остались безымянными, но попали в огромное количество фильмов, иллюстрирующих партизанское движение Беларуси.

Экспрессия на лице Суховой более чем понятна: бой с применением партизанских минометов и вражеской артиллерии кипел совсем рядом, в сотнях метров. Вскоре после того как щелкнул затвор лейки, запечатлев Марию Ивановну, в ногу снимавшего ее мужчины попал осколок. Второй застрял в бушлате оператора: партизаны предусмотрительно одели ее в два ватных комплекта — и кусок крупповского железа увяз в ткани, не причинив женщине вреда. Партизанского фотокорреспондента также спас густой мех унтов…

Рисковали фотограф и его коллега с «большой земли» не зря: партизанская бригада установила контроль над железнодорожным участком Лепель — Пышно — Докшицы — Парафьяново и тем самым перекрыла главный путь, связывающий воевавшую на витебско-смоленском направлении третью немецкую танковую армию, другие части группы армий «Центр» с тылом. Это произошло в дни боев у Ржева, оборонявшимся на том выступе врагам экстренно требовался подвоз резервов и боеприпасов… В том числе и партизанская активность в итоге заставила противника в 1943-м вывести войска из ржевского выступа, навсегда забыв о планах ударить с этого плацдарма на Москву.

…Мария Сухова до войны была намотчицей пленки Московской студии кинохроники, позже — ассистентом оператора. После командировки в бригаду «Дубова» ее забрасывали в другие партизанские отряды и соединения. В 1942–1944 годах она снимала материал для фильма «Народные мстители» в партизанской бригаде «Железняк», а также в ряде частей Бегомльской и Полоцко-Лепельской партизанских зон. Там в ночь на 5 мая 1944 года она погибла в районе Ушачей Витебской области. Сложила голову в дни знаменитого прорыва Полоцко-Лепельского партизанского соединения из тисков блокады карателей…

Награждена орденом «Знак Почета», медалью «Партизану Отечественной войны» I степени и Сталинской премией второй степени посмертно. Мария Сухова, приняв эстафету от коллег довоенного времени, своим примером протоптала дорожку будущим поколениям советских и белорусских операторов мирного часа. Доказала, что на войне есть место как человеку с ружьем, так и человеку, в особенности женщине, с кинокамерой… А ее образ по сей день живет в фотокадре, хранимом в фонде БГАКФФД.

Автор: Андрей Мегас