Найти тему
VK Play

Обманутые ожидания — впечатления от Enshrouded

Изучаем новый симулятор выживания в раннем доступе

Миллион копий за пять дней. Больше 80% положительных отзывов и третье место в списке самых продаваемых игр в Steam за январь 2024 года. Нет, это не успешный порт эксклюзива PlayStation, ожидаемый блокбастер от крупного издателя и даже не Palworld. Просто еще один симулятор выживания в мрачном квази-средневековом сеттинге.

Enshrouded неплохо оптимизирована, симпатично выглядит, дружелюбна к новичкам и поначалу действительно захватывает внимание. И даже может вызвать восторг. Но некоторые аспекты игры в итоге работают не так, как кажется поначалу.

Избранный и его Пламя

Жители сказочного мира Эмбервейл получили в дар от загадочной сущности некий Эликсир, источник магии, прогресса и могущества. А потом научились добывать его, подобно нефти, из земли.

Это привело к истощению недр, и однажды вместо Эликсира из шахт и скважин полезла всякая нечисть. Да и многие люди под влиянием таинственной Пелены превратились в монстров. Цивилизация погибла, но напоследок лучшие умы человечества объединились с могущественными Древними и создали своего рода хранилище генов пополам с кораблем поколений.

-2

В волшебные криогенные капсулы они поместили самых талантливых людей и запечатали их в башнях до наступления лучших времен. А заодно создали «отпрыска Пламени». Избранного, который должен это Пламя возжечь и разогнать Пелену. А потом с помощью пробужденных специалистов отстроить мир заново.

Прямо какой-то Dark Souls пополам с Breath of the Wild. Но такой завязки достаточно, чтобы дать игроку цель. Ведь это он возьмет на себя роль отпрыска Пламени и должен будет спуститься в мрачные пещеры, победить всякую нечисть, а потом возжечь, пробудить и отстроить все, что полагается.

Нужны ли симулятору выживания проработанная вселенная и крутой сюжет — вопрос дискуссионный, и у меня нет на него однозначного ответа. Зато могу с уверенностью сказать, что дизайнеры окружающего мира свою работу сделали куда лучше сценаристов. И Breath of the Wild чуть выше упомянута не просто так.

Мир ручной выделки

-3

С первых минут в открытом мире внимание привлекают различные чертовски интересные места. Что за руины у скал на востоке? Что за черная башня на горизонте? А вон тот поросший мхом домик в стиле средневековой Европы? А уж как манит таинственное свечение в низинах.

До всего этого хочется дойти, все исследовать, пролезть по узкой тропе между холмами и найти скелет с запиской, раскрывающей часть предыстории мира и добавляющей на карту новую точку интереса. Скорее всего — квест или тайник с сокровищами.

Вся территория очень профессионально выстроена вручную — студия Keen Games отказалась от модной процедурной генерации. Воксельная технология позволила сделать игровой мир полностью разрушаемым — можно прорыть тоннель сквозь горы буквально куда угодно. Такая свобода потребовала продуманной географии. К тому же, четкий план местности помогает управлять динамикой развития и исследования.

Территория, доступная для исследования в раннем доступе
Территория, доступная для исследования в раннем доступе

Скрупулезный дизайн карты с выверенным расположением точек интереса отчасти напоминает творения Monolith Soft. Она известна не только удивительными мирами в собственной серии Xenoblade — студия помогала строить Хайрул разработчикам The Legend of Zelda: Breath of the Wild.

И Keen Games явно вдохновлялась творением Nintendo, стремясь создать мир, который сам побуждает изучать каждый холмик в поисках приключений. Здесь даже есть подозрительно знакомый планер. С ним можно, разбежавшись, прыгнуть со скалы и преодолеть довольно большое расстояние.

Увы, удержать планку создателям Enshrouded помешало чрезмерное желание направлять игрока.

Выживание с человеческим лицом

-5

В отличие от ранних версий ARK, Conan Exiles и ряда других известных симуляторов выживания, игрок в Enshrouded не будет слепо тыкаться в каждое дерево и все свое время посвящать строительству и ремеслам. Цепочка сюжетных квестов поможет наладить производство на базе и обзавестись важными помощниками — кузнецом, охотницей, крестьянкой и другими. Они расширят возможности создания предметов и возьмут на себя часть повседневной рутины.

А саму базу и вовсе необязательно строить самому от фундамента до кровли. Помните тот домик в стиле средневековой Европы? Займите его. Поставьте вместо камина Алтарь Пламени, который очертит границы вашей территории и защитит ее от монстров Пелены. Вынесите мусор, отремонтируйте крышу, наведите порядок в прилегающем огороде.

Обзор Tekken 8: самый запоминающийся турнир Железного Кулака

Настроенные процессы в резиденции в должное время избавят еще и от немалой части собирательства, потому что часть ресурсов и важных расходных предметов будет производиться почти без участия игрока. И хотя за некоторыми базовыми ингредиентами придется побегать, многие из них добываются просто по мере зачистки подземелий при выполнении квестов.

Идиллию нарушают одна недоработка и одно сомнительное решение разработчиков.

Лень сценаристов и боязнь упущенной выгоды

-6

Enshrouded с самого начала как будто позиционирует себя как приключение с сюжетом. Геймерам рассказывают предысторию и выдают различные задания, но в захватывающую кампанию они никак не складываются. По крайней мере, в первые 15 часов — точно. Это не было бы так заметно, не существуй уже No Man's Sky с ее масштабными сюжетными модулями.

Создатели игры задают определенные ожидания, но не оправдывают их. Это недоработка. А хуже всего, что это же повторяется с процессом исследования и духом приключений. И здесь уже виновато решение авторов слишком сильно опекать игрока, чтобы он ненароком не заблудился.

007 лучших кинофраншиз о шпионах

По всему Эмбервейлу раскиданы записки, а помощники на базе будут регулярно просить что-либо найти. И все это тут же отображается на карте мира в виде разноцветных меток, знаков вопроса и синих окружностей. Вместе со случайно посещенными местами, подземельями, шахтами и еще уймой различных закутков.

Разработчики словно боятся, что игрок пропустит какой-то важный холмик. В итоге игра из Breath of the Wild превращается в современный Assassin's Creed или Far Cry. И постоянно давит на комплеционистов напоминаниями, что они могут что-то упустить.

-7

Игрок перестает смотреть на окружающий мир и смотрит на карту, на которой уже десятки меток, о которых никто не просил. А в дневнике — такое же количество квестов.

И вроде бы это хорошо — фанаты открытых миров Ubisoft и старых MMORPG не увидят никакой проблемы. Но ожидания в первые часы Enshrouded создает совсем иные. И обманывает их. Вместо приключения и свободного поиска у тебя обширный список задач и регламентированная рутина, вся суть которой сводится исключительно к постоянной прокачке базы и снаряжения.

Enshrouded стильная и — для раннего доступа — хорошо отполирована. В ней низкий порог входа и удобное управление. Дерево умений позволяет создавать уникальных бойцов, сочетающих навыки ближнего и дальнего боя, скрытность и колдовство. И все это можно применять в опасных подземельях, а в перерывах между боями развивать свою базу, добывая ресурсы буквально отовсюду — разрушаемость мира удивительная.

Но первый восторг со временем проходит. Из игры, которая могла стать — и в первые часы даже является — захватывающим приключением, она быстро превращается в типовой «выживач». Пусть и действительно неплохо сделанный.

*Скриншоты сделаны в версии игры от 24 января 2024 года; 7 февраля вышел большой патч 0.7.0.1, в числе прочего улучшающий многие текстуры на объектах игрового мира и эффекты тумана.