Найти тему
Версия

Яхты Генсеков и Президентов

В СССР для руководителей страны было построено 6 морских и две речные яхты
В СССР для руководителей страны было построено 6 морских и две речные яхты

В любой стране граждане интересуются жизнью лидеров своих стран. Советский Союз и Россия исключением не являются. Интересно и то, как и где руководители стран проводят свой отпуск. О яхтах, на которых лидеры отдыхают, или совершают рабочие поездки, написано много, но не всегда достоверно. В этой статье мы расскажем о морских и речных служебных теплоходах, на палубах которых находились руководители страны.

Автор: Андрей Максимов

Черноморские морские яхты

Большие парусно-паровые яхты активно использовались российскими императорами для отдыха на воде. О последних мега-яхтах Российской империи и их службе в Советском Союзе смотри статью «Мега-яхты. Метаморфозы. Советский Союз». Генеральные секретари в СССР также очень любили морские прогулки. Правда, для этого строили специальные моторные яхты, единственные в стране, если не считать адмиральских катеров, которые строились с конца 30-х годов для участия в парадах и других подобных представительских мероприятиях. В СССР после войны было построено 6 морских моторных яхт двух проектов, предназначенных для летнего отдыха членов Политбюро. Что интересно. В советскую эпоху эти яхты входили в состав морских частей погранвойск, ходили под флагом морских пограничников, и имели кроме названия еще и тактические номера.

Максим Горький 2011 год (фото: Андрей Максимов)
Максим Горький 2011 год (фото: Андрей Максимов)
Восковые фигуры на Максиме Горьком, 2014 год (фото: Андрей Максимов)
Восковые фигуры на Максиме Горьком, 2014 год (фото: Андрей Максимов)
Правительственный теплоход Максим Горький на Химкинском водохранилище, 2015 год (фото: Андрей Максимов)
Правительственный теплоход Максим Горький на Химкинском водохранилище, 2015 год (фото: Андрей Максимов)

Первыми в конце 50-х годов был разработан катер проекта 360. Корпус из дерева отборных пород собирался в Ленинграде. В специальных транспортно-плавучих доках, предназначенных для переходов по рекам страны построенных подводных лодок, эти катера доставлялись в Горький (ныне Нижний Новгород), где проводилась окончательная отделка яхты и оснащение оборудованием. Официально они назывались пограничные сторожевые катера специальной службы проекта 360. Всего было построено 4 яхты: ПСКР-50 «Стрела», ПСКР-51 «Буревестник», ПСКР-52 (то же получивший название «Буревестник», но позже), ПСКР-54 «Альбатрос». Это были яхты водоизмещением 148 тонн, длиной 37 метров и максимальной скоростью хода 35,6 узла – около 66 км/ч. Яхта принимала 8 гостей при экипаже 13 человек. Командовал такой яхтой капитан 1 ранга. ПСКР-52 нес службу на Балтике, остальные на Чёрном море. Две яхты – «Стрела» и «Буревестник» (черноморский) предназначались исключительно для отдыха руководителей страны. «Стрела» базировалась в Ялте, а «Буревестник» зимовал в порту Очамчира. Летом он переходил в Сухуми. Главным катером считалась «Стрела» (так как основные правительственные дачи находились в Крыму), но Леонид Ильич Брежнев очень любил «Буревестник», и когда бывал по работе, или на отдыхе на Кавказе, обязательно выходил в море на «Буревестнике». В Интернете много фотографий улыбающегося Брежнева на борту яхт. Большинство из них сделано на борту «Буревестника». Катера этого типа прослужили около 30 лет. Их судьба печальна. Как мы уже говорили, эти катера были сделаны из ценных пород дерева, и требовали особого отношения в плане поддержки технического состояния. Но после развала СССР три из четырех моторных яхт – ПСКР-50, 51 и 54 – оказались под юрисдикцией Украины, где об их техническом состоянии особо не заботились. В начале 90-х годов яхту «Буревестник» продали частному лицу, и использовалась для морских прогулок. Яхте требовался небольшой ремонт и она, согласно решению Морского Регистра Украины, должна было пройти плановое подтверждение на класс. В силу ряда причин ни то, ни другое сделано не было, и катер остался стоять в гавани Одессы. Дело закончилось вполне закономерно: «Буревестник», самый любимый катер Брежнева, 8 января 2016 года затонул у причальной стенки в Практической гавани Одессы. Затонул символически – в интернете есть фотографии, на которых видно, как катер, с поднятым на флагштоке флагом Украины, лежит на дне Одесской гавани. До весны катер решили не трогать. А 8 апреля 2016 года плавучий кран Одесского порта «Захарий» поднял «Буревестник» со дна и отбуксировал его на мелководье, где он, по сообщению прессы, находился несколько лет. Похожая судьба и у остальных яхт этого проекта. Как правительственные яхты они были списаны в 90-х годах и проданы юридическим и физическим лицам. «Стрела» зависла на ремонте в Ильичевске, «Альбатрос» затонул в 1998 году. «Буревестник 2» (тот, который на Балтике) принадлежит компании «Кронштадтский строитель».

Яхта Кавказ Уже Росморпорт, 2019 год (фото: Андрей Максимов)
Яхта Кавказ Уже Росморпорт, 2019 год (фото: Андрей Максимов)

В дополнение, а в перспективе и на замену катерам проекта 360, был разработан проект значительно более крупной стальной моторной яхты проекта 1360 шифр «Чайка». Как и предшественники, это были яхты, ходившие под флагом морских частей погранвойск СССР, и имевшие пограничные тактические номера. Было построено два катера «Крым» и «Кавказ». Катера построили на судостроительном заводе «Алмаз» в Ленинграде. Их водоизмещение составляло 256 тонн. длина 45 метров, скорость хода 28 узлов – чуть меньше 52 км/ч. На борту могли находиться 14 пассажиров, экипаж составлял 32 человека. Как и их предшественники, они базировались в Ялте и Балаклаве (яхта «Крым») и в Сочи и Пицунде (яхта «Кавказ»). Моторные яхты были введены в строй в 1978 году («Крым») и в 1980 году («Кавказ»). Все последние Генеральные секретари и Президент СССР Михаил Горбачев пользовались услугами этих яхт во время своих отпусков. После развала СССР корабли поделили между собой Украина и Россия. Их судьба была более счастливая, чем у предшественников. «Крым» достался Украине, был переименован в «Крим» BG-01 и получил статус «корабль Морской охраны Государственной пограничной службы Украины III ранга для выполнения специальных задач». После воссоединения Крыма с Россией он перешел в Одессу, где до 2019 года продолжал быть президентской яхтой. 15 октября 2019 года было принято решение о переоборудования «Крим» в учебное судно. История «Кавказа» в чём-то аналогична. Первое время после развала СССР «Кавказ» работал по своему предназначению, а в 2012 году по проекту PV07 яхта была переоборудована и модернизирована как служебное судно Росморпорта в Новороссийске, где до сих пор и базируется. Такие метаморфозы логичны – то, что в конце 70-х годов прошлого века являлось передовыми решениями, сегодня для первых лиц государства уже не подходит. Но, поскольку, по состоянию корпуса и механизмов они вполне годны для работы, их переоборудовали для других целей.

Правительственный теплоход «Максим Горький»

Но специальные суда для первых лиц страны нужны были не только на морях. Параллельно с работами по созданию канала Москва – Волга, сегодня Канал имени Москвы КиМ (о его создании смотри статью «Судоходные каналы. Советская эпоха. КиМ и Волго-Балт»), строилась и целая флотилия судов, которая должна была работать на Канале и водохранилищах. Были построены пассажирские теплоходы трех типов, буксиры, противопожарные катера, технические суда и баржи. Отдельно в этом списке стоял так называемый «правительственный теплоход» «Максим Горький». Строили его, как и все суда для Канала, в Горьком, на заводе «Красное Сормово». Изначально теплоход должны были назвать «Красный богатырь», но в процессе постройки название изменили. Водоизмещение теплохода 605 тонн, длина чуть менее 70 метров, скорость хода 35 км/ч, экипаж 19 человек. Судно имеет три каюты-люкс, 2 салона и большую открытую палубу. В отделке теплохода использовали 30 пород дерева.

В предвоенные годы на борту теплохода отдыхали Берия, Хрущев, Молотов, Каганович, Орджоникидзе, Микоян, Маленков. С 1945 года теплоход стал обслуживать советских дипломатов. После ввода в строй нового правительственного теплохода (о нем ниже), судно стало использоваться и на простых прогулках на КиМ-е. В начале XXI века на «Максиме Горьком» прошла модернизация. Теплоход эксплуатировался Мостурфлотом – одной из судоходных компаний, появившихся из Московского речного пароходства. Теплоход позиционировался как «речная яхта Сталина», что было явной неправдой и просто маркетинговым ходом. В одной из кают разместили восковые фигуры советских вождей. Теплоход стал работать как банкетоход для корпоративных клиентов. Но таких заказов было не очень много, теплоход стал приносить Мостурфлоту убытки. Задумались о его дальнейшей судьбе. Хотели его продать в Баку как плавресторан. Потом приняли решение о передаче «Максима Горького» на баланс ФГБУ «Канал имени Москвы», чтобы сделать из него корабль-музей на Москве-реке. В 2018 году теплоход перешел на завод «Красное Сормово» (где был построен) для ремонта и модернизации. Там он и находится до сих пор.

Теплоход «Россия»

Президентский теплоход Россия на Химкинском водохранилище, 2020 год (фото: Андрей Максимов)
Президентский теплоход Россия на Химкинском водохранилище, 2020 год (фото: Андрей Максимов)

Для замены «Максиму Горькому» на реках страны к 70-м годам ХХ века нужна была замена. Новый теплоход проекта 1877 было построено в Ленинграде на судостроительном заводе имени Жданова – сегодня «Северная верфь». Речной трехпалубный теплоход имеет класс «река-море», и кроме рек и водохранилищ может выходить в прибрежные районы Белого, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей. Первоначально теплоход был назван «Волга», но в строй он вступил как «Россия». Флаг на судне был поднят в 1973 году. Изначально планировалась постройка серии таких судов для массовых круизов, но в итоге был построен только один теплоход в варианте «правительственного судна». Водоизмещение «России» составляет 1 217 тонн, длина 84 метра, скорость хода 30 км/ч. Теплоход рассчитан на 45 пассажиров, экипаж составляет 32 человека. Сегодня «Россия» выполняет спецрейсы только с Президентом и высшими должностными лицами страны. За время своей службы «Россия» прошла несколько модернизаций и ремонтов, один из них в Финляндии. Теплоход поступил на баланс в Московское речное пароходство, и, как и «Максим Горький», базируется в Москве.

Моторная яхта «Паллада»

Яхта Паллада на Валааме, 2017 год (фото: Андрей Максимов)
Яхта Паллада на Валааме, 2017 год (фото: Андрей Максимов)

В середине десятых годов в отечественных СМИ появилось много статей о яхтах, которыми якобы владеют или пользуются первые лица страны. Перечень яхт не выдерживает никакой критики. Достаточно сказать, что в них были включены катера связи проекта 21270, на которых, в том числе, принимаются военно-морские парады. Эти катера входят в состав ВМФ и никакого отношения к первым лицам страны не имеют. Единственным исключением является моторная яхта «Паллада». Эта моторная яхта класса «Timmerman 32» была построена в Москве в 2003 году. Заказчиком выступило Управление делами Президента. Длина судна 32 метра, скорость 12,5 узлов (около 23 км/ч), на борту имеется шесть кают. Яхта рассчитана на 8 гостей и 4 членов экипажа. Президент несколько раз побывал на «Палладе». В 2005 году «Палладу» выкупил ЛУКОЙЛ, с тем, чтобы передать её в дар Валаамскому Спасо-Преображенскому монастырю. Но достаточно быстро выяснилось, что содержать такую люксовую яхту монастырь не может, поэтому яхту передали Московскому Патриархату как представительское судно Патриарха Кирилла. Зимует яхта в Москве, а в период навигации находится на Валааме.