11 февраля 1956 года состоялся первый полет прототипа первого советского серийного специализированного военно-транспортного самолета с турбовинтовыми двигателями (ТВД) Ан-8. В небо эту машину поднял экипаж в составе летчиков-испытателей ЛИИ им. М.М. Громова Якова Ильича Верникова и Валентина Петровича Васина.
К 1950-м годам советским вооруженным силам требовался новый военно-транспортный самолет, обладающий лучшими характеристиками, чем Ил-12Д. Работы над поршневыми машинами вел ОКБ Роберта Людвиговича Бартини. После закрытия его конструкторского бюро, эту тему подхватило ОКБ-153 под руководством Олега Константиновича Антонова, где велись работы над восьмитонной машиной.
После переезда КБ в Киев, работы продолжились, и в декабре 1953 года Совмин СССР принял постановление о создании самолета с двумя ТВД ТВ-2. ОКБ, получившее новый номер 473, было усилено специалистами из разных городов. Опытом создания тяжелых самолетов между киевскими конструкторами были поделены ОКБ Туполева и Ильюшина, а Р. Бартини передал О. Антонову чертежи пола самолета. Благодаря такой поддержке уже в октябре 1954 года проект был предъявлен на макетную комиссию. К концу 1955 года на авиазаводе в Киеве был построен опытный образец, который приступил к летным испытаниям в феврале, а уже в конце ноября 1956 года завершил госиспытания.
Основные проблемы нового Ан-8 были связаны с недостаточным ресурсом двигателей ТВ-2Т. Было принято решение перейти на использование двигателя АИ-20Д. Первый опытный образец в новом облике взлетел в октябре 1957 года. Всего на серийном авиазаводе в Ташкенте в 1958-1961 годах было произведено около 150 Ан-8. Быстрое развитие авиатехники привело к тому, что Ан-8 были заменены более тяжелыми Ан-12 и легкими Ан-24Т и Ан-26. Последние Ан-8 находились на вооружении в СССР до 1970 года. Тем не менее, за рубежом можно было встретить отдельные экземпляры даже в 2010-е годы.