Работу в тюрьме отец смог выдержать только год и вернулся в деревню. На его плечи легли все сальхоз работы так как его отец работал в основном в Черни, там находился медпункт. Время было голодное. Пришлось даже зарезать жеребенка. Ему никто не рассказывал как это делается. Он взял косу, пошел в конюшню, запер её изнутри и резанул жеребенка по шее. Кровь забила фонтаном. Но никто ему не сказал, что надо было предварительно связать жеребенку ноги. Жеребенок стал носится по всей конюшне, кровь хлестала из шеи во все стороны. Отец, чтобы его не затоптал конь, забрался на стропилы крыши. Наконец обессиленный жеребенок свалился, но еще долго бился в предсмертных конвульсиях.
Помню ещё один эпизод, который рассказывал отец, Был у него товарищ – Пашка Кулагин, с которым они дружили с детства. Они очень хотели, наверное, как и все мальчишки в детстве, стать сильными и выносливыми. Где-то они прочитали, что для этого нужно в малых дозах употреблять стрихнин. Петр взял у своего отца в аптечке этот стрихнин и стали они его добавлять себе в пищу. Хорошо что это было во время замечено и эксперименты над собой были прекращены. Жизнь Пашки Кулагина кончилась трагически. Он рубил в лесу огромное дерево и не успел отскочить, когда оно падало. Дерево его придавило, да ещё сук попал в шею. Когда его привези домой, ещё живого, мать его стала лить в рану воду, вероятно чтобы промыть рану, что ещё более усугубила состояние Пашки и вскоре он умер.
Так что жизнь в деревне это не только слушание пения соловья, собирание душистых полевых трав и поедание пирогов, в ней бывают и такие вот страшные эпизоды. Но тем не менее отец вспоминал время своего детства и юности, как самое дорогое и радостное. Всю последующую жизнь он хотел вернуться в деревню. Он мог по внешнему виду и по пению определить птиц, знал все полевые травы. Его все время тянуло в деревню. Вероятно, поэтому уже во второй половине своей жизни поступил в лесной техникум. Я помню как мы маленькие с сестрой Таней заворожено слушаем его рассказы, как мы будем жить в лесу, когда он станет лесничим. Какой у нас будет дом, бричка и лошадь и как мы будем в лесу собирать грибы и ягоды. И жизнь будет похожа на сказку. Но жизнь – это не сказка, к сожалению, а мажет быть и к счастью. Для того чтобы воплотить свою мечту в жизнь нужна большая воля и упорство, и конечно везение. Но о чертах характера отца мы поговорим позже.
Наступили новые времена. В первые месяцы революция никак не сказалась на быте и жизни деревни. Однако новая власть не могла оставить без внимания такой огромный пласт населения как крестьянство. Эмиссарами из города была организована комсомольская ячейка. В здании школы был создали клуб. Сельская молодежь стала ставить спектакли. Отец также участвовал в постановке этих спектаклей.
Настало время отца женить. Тогда в деревне женили рано. Восемнадцать лет был самый подходящий возраст. После двадцати лет неженатых парней в деревне практически не оставалось. Ну уж если очень некрасивый или бедный парень, за которого никто не хочет идти. Отец был хоть и не богатый, но довольно симпатичный молодой человек.
Раньше народ и в городе и в деревне очень серьезно относились к созданию семьи. Родители не самоустранялись от поиска пары для своих детей, а считали это своей обязанностью. Но не надо думать, что юношей и девушек силком тянули под венец, естественно, их мнение имело решающее значение. Все общество было озабочено этой проблемой. Для дворян существовали балы, которые устраивали по разным поводам, там где были молодые девушки на выданье, устраивались званые вечера, т.н. среды или четверги, на которые приглашались молодые люди. У купцов и мещан существовала система свах. (Вспомните фильм «Женитьба Бальзаминова»). В деревне также существовала система сватов. Во всяком случае этот процесс не пускали на самотек – все были заинтересованы в счастливых и здоровых браках и делали все возможное для этого.
Неженатый молодой человек или незамужняя девушка после 25 лет - это горе. Мы знаем из истории, что в Древней Спарте неженатого мужчину после 30 лет периодически всенародно секли. Конечно жизнь складывалась у всех по разному и в силу каких то причин мужчина не женился, а девушка не выходила замуж. Таких мужчин называли бобылями, а женщин вековухами. Судьба таких людей была не сладкая. Пенсий тогда не было. Обеспеченные родственники брали таких людей на содержание. Людей таких называли приживалками. Печальна участь женщин, у которых не было детей. Они чувствовали свою неполноценность, понимали какой радости материнства они были лишены. Особенно тяжела была участь таких людей в старости, когда, как говорится «и воды не кому подать». Если же богатых родственников не было, то такие люди шли в дома призрения (где за ними призирали), в богадельни, в монастыри, или становились нищими. В наше время, несмотря на то, что у людей есть пенсии (хотя они и мизерные), но даже если бы они были как на обеспеченном Западе, участь одиноких людей безрадостна. Человеку же нужно внимание и любовь близких людей. Никакие деньги этого не заменят.
Глава 6.
4 минуты
4 прочтения
11 февраля