Найти тему

Пашинян снова собрался на войну?

Очередным откровением от Пашиняна стало утверждение о том, что экономическое развитие и развитие в целом является государственным интересом Армении. Оно, честно говоря, потрясает вовсе не новизной и свежестью, а откровенной банальностью, от которой буквально сводит скулы. И как же реализует правительство декларируемый государственный интерес?..

В ИНТЕРВЬЮ ОБЩЕСТВЕННОМУ РАДИО АРМЕНИИ ПОЗОРНО ПРОИГРАВШИЙ одну войну «верховный главнокомандующий» позволил себе изложить «ценные» соображения относительно будущей войны. По его словам, во время войны важной задачей является обеспечение работы тыла, чтобы можно было вести производство для фронта, в том числе лекарств, одежды и продовольствия.

Пройдемся именно в таком порядке. На фоне высокого уровня экономической активности производство лекарств в Армении за 11 месяцев 2023 года (годовые сведения пока отсутствуют), по данным национального Статкомитета, составило 99,6%, одежды – 84,9%, продовольствия – 94,2%. Обратим внимание на то, что ни по одной из указанных Пашиняном позиций не достигнут даже 100%-ный уровень, то есть производство необходимых «для войны» товаров сократилось относительно предыдущего года, а следовательно, эту «важную задачу» правительство с треском провалило.

На днях фонд «Луйс» проанализировал итоги социально-экономического развития Армении за 2023 год и пришел к выводу, что несмотря на довольно высокие темпы экономической активности ухудшилась структура экономики, промышленного производства и экспорта.

Опять же пройдемся по порядку. «Локомотивом» экономической активности у нас по-прежнему выступают сектора, не ориентированные на экспорт – в частности, торговля – рост которых обусловлен временными внешними факторами и, следовательно, не может служить основой стабильного и долгосрочного развития.

Идем дальше. На фоне падения валового урожая в сельском хозяйстве (продовольствие) в структуре промышленного производства произошли нежелательные изменения. В важных и ориентированных на экспорт отраслях произошел спад, а довольно скромный рост промышленного производства стал следствием активизации в последние два месяца прошлого года ювелирной деятельности, которая составляет значительную часть реэкспортных операций.

Таким образом, в промышленности растет доля наиболее нестабильных секторов в ущерб традиционным отраслям. Наверное, неслучайно, что при этом объем кредитования банками промышленности падает на фоне общего роста кредитования прочих отрезков экономики – в первую очередь, ипотечного строительства, торговли и покупки потребительских товаров.

Негативные тенденции в промышленности ретранслируются и на структуру экспорта. Высокие темпы роста экспорта никого не должны вводить в заблуждение: Армения просто ввозит и далее вывозит чужие товары, то есть по сути мы говорим о тривиальном реэкспорте. В то же время наблюдается снижение экспорта собственно армянских товаров – продукции животного и растительного происхождения, готовых пищевых продуктов и т.д. Все это свидетельствует об ослаблении экономического потенциала Армении, которая превратилась в страну-посредника компрадорского типа.

Если добавить к сказанному ставшее уже хроническим недовыполнение в прошлом году капитальных расходов (при превышении объемов текущих затрат) и снижение на 34,5% (данные за 11 месяцев 2023 г.) чистого притока денежных переводов из-за рубежа, то станет окончательно ясно, насколько правительство Пашиняна готово к новой войне и насколько успешно решает для этого свои задачи.

Ашот Арамян, "Голос Армении"