Дорогие читатели! В день памяти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина хочу рассказать вам о святыне, связанной с его именем. Этот раритет хорошо известен среди искусствоведов: его называют ладанкой рода Пушкиных или просто Пушкинской ладанкой.
В наши дни эта реликвия хранится у потомков поэта, и перед нею ежегодно совершаются молебны.
Дочь Натальи Николаевны Гончаровой, Александра Петровна Арапова (это дочь от второго брака вдовы поэта с генералом Петром Ланским), в своих воспоминаниях описывала эту святыню так:
«В роде Пушкиных с незапамятных времён хранилась металлическая ладанка с довольно грубо гравированным на ней Всевидящим Оком и наглухо заключённой в ней частицей Ризы Господней. Она – обязательное достояние старшего сына семейства, и ему вменяется в обязанность 10 июля (по старому стилю), в день праздника положения Ризы Господней, служить перед этой святыней молебен. Пушкин всю свою жизнь это исполнял и завещал жене соблюдать то же самое, а когда наступит время, вручить ладанку их старшему сыну, взяв с него обещание никогда не уклоняться от семейного обета».
ОТКУДА ЖЕ ПОЯВИЛАСЬ У ПУШКИНЫХ ЧАСТИЦА РИЗЫ ГОСПОДНЕЙ?
Чтобы ответить на вопрос, откуда появилась у предков Александра Сергеевича столь легендарная святыня, нужно несколько углубиться в историю событий, последовавших за библейским рассказом о Распятии Спасителя.
Как известно нам из Евангелия, Риза Иисуса Христа досталась после Его Крестного Подвига одному из дежуривших возле Креста, на котором страдал Сын Божий, римскому воину. Предание повествует, что впоследствии тот воин направлен был со своим отрядом в Иверию (в ту пору это государство находилось в политической зависимости от Римской Империи), и Риза Господня оказалась в Иверии вместе с ним. От нее происходило множество чудес, и потому в скором времени Промышлением Господним оказалась эта священная реликвия у местных христиан и вплоть до XVII-го столетия хранилась в Мцхетском соборе в древней грузинской столице.
Но прогневали люди Господа… и последовала за то им кара великая: жестокий враг напал на их земли. После разорения Мцхетского собора алчными персами Риза Господня увезена была из Иверии и оказалась в руках мусульман.
И все же по Милости Вседержителя священная Риза Божиего Сына недолго находилась в тех землях. После весьма трудных и длительных переговоров между послами русского государя Михаила Феодоровича и персидским шахом Аббасом Первым в 1625 году удалось, к счастью, перевезти эту величайшую христианскую реликвию в Москву, где ее торжественно встретили многочисленные толпы верующих и сам царь Михаил Романов со своим отцом митрополитом Филаретом.
Митрополит Филарет был человеком весьма мудрым, с огромнейшим жизненным опытом. Потому, опасаясь, что легендарная святыня могла каким-либо образом быть осквернена мусульманами, владыка решил «испытать» ее. С этой целью он сначала призвал мирян и клириков держать строжайший семидневный пост, моля Создателя открыть православному люду Свою Волю, а затем по его указу Ризу пронесли по улицам города, заходя с нею во все дома и возлагая на болящих. И многие чудеса совершились тогда через эту святыню! Много дивных исцелений подавалось через нее православному люду в те дни…
Ризу возложили в Успенском Соборе 27 марта 1625 года и ежегодно 10 июля (23 июля по новому стилю) ее выносили из придела и возлагали на аналой для поклонения верующим. С тех пор каждый год 10 (23) июля празднуем мы Положение Честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа. Существует и особая икона этого торжества:
Впоследствии чудотворную реликвию разделили на множество мельчайших частичек и разослали по русским обителям и приходам.
В те дни дарована была частичка этой драгоценнейшей реликвии и древнему роду бояр Пушкиных, семеро из которых приложили свою руку к так называемой «Избранной грамоте», возведшей 27 марта 1613 года на Московский престол юного царя Михаила Феодоровича – первого государя династии Романовых.
В наши дни перед этой святыней, как и прежде, в день Господнего Ризоположения служится молебен – обет, данный много столетий назад предками гениального поэта.
НЕБОЛЬШОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
У того места, где посланники персидского шаха Аббаса Первого передали русским людям бесценный дар, впоследствии, уже при Петре I, возведена была церковь Ризоположения.
В ее стенах помимо главной святыни – частицы Ризы Господней, пребывают в наши дни чтимые образы Донской и Боголюбской Божией Матери. Здесь же, на южной стене храма, находится чудотворное настенное изображение Богородицы «Взыскание погибших», прославленное многими чудесами и исцелениями: к этому образу притекают богомольцы со всех уголков нашего необъятного государства. Каждую пятницу перед этим ликом Владычицы совершаются богослужения с чтением акафиста.
А еще в этом храме есть особо чтимый образ святого Николая Чудотворца, который выполнен непосредственно с лика Угодника, чьи мощи, как известно, пребывают в итальянском городе Бари. Этот образ полностью повторяет истинные черты лица прославленного святителя.