Найти тему

Должны ли застройщики исполнять все рекламные обещания? Мнения экспертов

    Сергей Михеев/«Российская газета»
Сергей Михеев/«Российская газета»

В кабмине не поддержали проект закона об обязанности девелоперов исполнять рекламные обещания. Novostroy попросил специалистов прокомментировать решение федеральных властей. Среди мнений – принятие закона «вызвало бы мощную волну потребительского терроризма».

Мнения

Коммерческий директор ГК «Меридиан» Татьяна Мирсаитова:

Это вполне логичное и адекватное решение. Если бы проект поддержали, то произошло бы следующее. Во-первых, вся реклама была бы перенасыщена информацией и не доносила бы сути продукта/ценность предложения.

Во-вторых, полная информация о проекте имеется в проектной декларации, к которой всегда можно обратиться. И находится она в открытом доступе, достаточно зайти на сайт наш.дом.рф. Дублирование ее в рекламе было бы совершенно лишним.

В-третьих, принятие такого закона вызвало бы мощную волну потребительского терроризма. Суды бы просто захлебнулись большим потоком входящих исков злоупотребления правами и требованиями привести объект долевого строительства в полное соответствие с рекламной информацией. Но не надо забывать, что главная задача рекламы – привлечь внимание потребителя, а для получения полной информации о привлекшем внимание объекте можно обратиться к другим источникам.

Управляющий партнер девелоперской компании Unikey Айгуль Юсупова:

Это бы создало лишнюю бюрократическую нагрузку. Все обязательства застройщика отражены в проектной декларации. Этот документ находится в открытом доступе и будущим покупателям рекомендовано ознакомиться с ним. А основные параметры приобретаемого жилья детально прописаны в ДДУ, в частности качественные характеристики жилья, его технические параметры и варианты отделки.

Застройщик уже в силу взятых на себя обязательств не может отступать от заявленных характеристик. Невозможно изменить квартирографию проекта без внесения изменений в проектную декларацию.

Дублировать в рекламе проектную декларацию или выдержки из ДДУ не имеет никакого смысла. Это большие, емкие документы и, как уже отмечено выше, при желании с ними всегда можно ознакомиться и задать вопросы представителям застройщика.

Учитывая, что застройщики действуют в соответствии с 214-ФЗ, законопроект не нашел поддержки в кабмине и был отозван. Рекламные и маркетинговые материалы от ведущих девелоперов не искажают, а подчеркивают преимущества проекта и помогают визуально представить будущий дом и пространство. Над этим и тем, чтобы заявленное было воплощено в действительности, работают команды профессионалов.

Исполнительный директор Клуба Инвесторов Москвы Владислав Прeображенский:

Клуб инвесторов Москвы разделяет позицию комиссии правительства РФ по законопроектной деятельности, которая дала отрицательный отзыв на законопроект об обязанности застройщиков исполнять обещания, которые были указаны в рекламных буклетах, но отсутствовали в договоре долевого строительства. Мы изначально не поддержали данный законопроект, которым предлагалось внести изменения в статью 494 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) и признать любую информацию, которая распространяется застройщиком в целях привлечения денежных средств участников долевого строительства, публичной офертой товара.

Механизм реализации этой законодательной инициативы не проработан должным образом, что порождает правовую неопределенность. Нюанс заключается в том, что статья 494 ГК РФ о публичной оферте товара (которую предлагается изменить) относится к нормам, которые регулируют договор купли – продажи. Но договор участия в долевом строительстве не является договором купли – продажи, это особый вид договора, который подчиняется специальным правилам, которые установлены прежде всего законом 214-ФЗ о долевом строительстве. Согласно 214-ФЗ, передаваемый объект должен соответствовать договору, проектной документации, требованиям техрегламентов и «иным обязательным требованиям». Действующее законодательство также позволяет привлечь застройщиков к ответственности за недобросовестную рекламу и введение потребителей в заблуждение относительно свойств объекта долевого строительства.

Кроме того, обеспечить полное соответствие рекламного образа объекта в его проектируемом ландшафтном окружении итоговому результату на практике порой бывает нереально. В современных рекламных материалах широко используются цифровые технологии виртуальной реальности и информационного моделирования. Однако строительство объекта – это длительный процесс, занимающий несколько лет, а за это время окружающая городская среда и градостроительная ситуация вокруг объекта, как правило, изменяются, что может не всегда соответствовать субъективным ожиданиям дольщиков, сформированных под воздействием рекламы.

Таким образом, по мнению Клуба инвесторов Москвы, данный законопроект не предусматривает каких-либо дополнительных гарантий для граждан-потребителей, что рекламные обещания застройщика будут соответствовать ДДУ, а тем более – в итоге исполнены. Для этого необходимо совершенствовать практику применения Закона 214-ФЗ и других специальных норм (в частности, закона о рекламе), а также поддерживать и развивать свободную конкуренцию среди застройщиков на рынке жилищного строительства. В результате, граждане будут вкладывать свои средства, прежде всего, в объекты добросовестных и надежных застройщиков, имеющих соответствующую деловую репутацию на рынке.

Чтобы быть в курсе главных событий рынка недвижимости, читайте новости и статьи на сайте или подписывайтесь на наш Telegram-канал «Тележка с новостройками».