Перевозили грузы и опыляли поля
В апреле 2024 года первому на Ставрополье авиаотряду исполнится 90 лет. Тогда центром большого Северо-Кавказского края был Пятигорск, где в 1934 году начал работу 220-й лётный отряд.
Уже в 1937 году столицей вновь созданного Орджоникидзевского края стал Ворошиловск, как тогда называли Ставрополь. Туда и перевели авиаотряд. Он расположился недалеко от железнодорожного вокзала. Перед лётчиками стояла задача перевозить грузы, пассажиров, участвовать в полевых работах — аэросеве и опылении.
Перед Великой Отечественной войной Ворошиловск активно развивался, и вскоре авиаотряд перевели на новую площадку, расположенную на пересечении нынешних улиц Серова и Биологической — сейчас здесь находится краевой противотуберкулёзный диспансер. Но в 1962 году после технического рейса на ТУ-124 госкомиссия признала аэродром непригодным для самолётов того времени. И воздушная гавань Ставрополя получила прописку на бывшем военном аэродроме «Михайловское» в селе Шпаковском. Новоселье справляли в 1963 году.
География полётов ставропольских пилотов в середине 1930-х годов чем-то напоминает современную сеть автобусных перевозок: из Пятигорска через Благодарное и Александровское выполняли рейсы в Летнюю Ставку, а затем через Дмитриевское, Труновское, Шпаковское, Спицевку возвращались в курортный город.
Правда, о массовых пассажирских перевозках речи тогда не было. А вот уже в 1970-е и авиаотряд, и аэропорт вышли на небывалые рубежи.
«В те времена жители Ставрополя и Ставропольского края через наш аэропорт могли спокойно прямыми рейсами летать более чем в 50 городов Советского Союза, начиная от Ашхабада и заканчивая Ленинградом и Львовом»,
— вспоминает глава Совета ветеранов Ставропольского авиаотряда Виктор Ковальчук.
Сегодня без своего современного авиапарка, лётного и технического персонала достичь таких показателей невозможно, говорит Ковальчук — экс-штурман, председатель реготделения «Содружества ветеранов гражданской авиации».
«Сейчас планируется выход региональных самолётов типа ИЛ-114, который в своё время должен был сменить АН-24. Это как раз самолёты, которые нужны таким, как Ставрополь, авиаузлам»,
— делится ветеран гражданской авиации.
Из дальней авиацию — в малую
Виктор Ковальчук о карьере лётчика в юности даже не мечтал, поступил в Новочеркасское политехническое училище. И одновременно проходил обучение на военной кафедре в качестве штурмана. Там и познакомился с небом.
После института молодого энергетика распределили в Свердловск, но минобороны приняло другое решение, и Виктор Ковальчук стал штурманом дальней авиации. Летал на ракетоносце Ту-16, над всей страной и «за угол», то есть, за рубеж, а через три года демобилизовался и перевёлся в Ставрополь, где его судьбой стала малая авиация. Здесь он и служил — от рядового штурмана до заместителя командира Ставропольского авиаотряда.
Сложные условия работы в авиации вспоминает с теплотой. Главной трудностью было нарушение биоритмов из-за особого режима работы.
«Надо вставать в 4-5 утра, ехать в аэропорт, потому что рейсы, как правило, были все отсюда ранние. Ребята на Ан-24 и Як-40 летали в Свердловск, Пермь, Ленинград, Ашхабад. Экипажи были сменные — один прилетает, остаётся ночевать, другой экипаж садится на борт»,
— рассказывает Виктор Ковальчук.
В малой авиации тоже было непросто, особенно летом. Приходилось патрулировать территории, проводить химработы на полях или перевозить бригады связистов, нефтяников, буровиков в труднодоступные районы.
«Вертолёты — это любовь»
Летчики дальней авиации относились к воздушным судам малой авиации с долей снисхождения, вспоминает Виктор Ковальчук. А вертолёты называли с улыбкой «танец с саблями».
По иронии судьбы, именно на вертолёте и предложили работать Виктору Ковальчуку.
«Мне надо было получить документы штурмана гражданской авиации и пришлось согласиться, но когда я полетал на вертолёте, я полюбил его. Я даже потом не стал возвращаться в транспортную авиацию, на Ан-24. Вертолёты — это моя любовь»,
— улыбается ветеран гражданской авиации.
Аэропорт на родине генсека
Будущий президент СССР, уроженец Ставрополья Михаил Горбачёв, став членом ЦК КПСС, не забывал выбивать госфинансирование на развитие проектов на малой родине. Одним из объектов, который преобразился к 200-летию Ставрополя в 1977 году, стал аэропорт. В традициях советских партийных лидеров было привозить на родину главы государства лидеров иностранных держав. И уже будучи в статусе генсека ЦК КПСС, Горбачев этой традиции не изменял.
«Тогда у них было знаком особого доверия приглашение иностранных гостей на родину генерального секретаря. И вот к нам тогда зачастили Гельмут Коль, Франсуа Миттеран, Цеденбал и кого только не было. Для нас это была напряжёнка. Можете представить, что такое — подготовиться к встрече первого лица? Там целая система подготовки, начиная от дорог, где бедолаги в дождь стелили асфальт на Михайловском шоссе. Всё красилось, приводилось в порядок»,
— вспоминает ветеран.
В задачу Виктора Ковальчука входила подготовка и встреча высоких гостей, в том числе оформление аэропорта. Сложнее всего, вспоминает ветеран, было со встречей руководителя Монголии.
«Там обязательно нужно было прикрепить транспарант со словами: «Мы приветствуем дорогого гостя…», заказать на фабрике «Восход» флаги иностранного государства. Одно дело — это флаг Франции или Германии, но когда мы заказали флаг Монголии, директор предприятия чуть с ума не сошёл. Вы посмотрите, сколько треугольничков этих, как его делать?»
— рассказывает Виктор Ковальчук и добавляет, что с задачей всё же справились благополучно.
Генсек-ставрополец помог построить дом для сотрудников авиаотряда. Четырёхподъездную девятиэтажку возвели в рекордные по тем временам сроки — за несколько месяцев. Помогали на стройке сотрудники авиапредприятия.
Было одно неудобство — дом строили на максимальном удалении от аэропорта, на улице Пирогова, но это обстоятельство не могло испортить радости будущих новосёлов-авиаторов.
Как ставрополец спас Иосипа Броз Тито
Среди сотрудников ставропольского авиаотряда немало кавалеров государственных наград, полученных в годы Великой Отечественной войны и в мирное время. Один из них — Борис Калинкин. За свой подвиг он удостоен званий Героя Советского Союза и Народного героя Югославии. Авиатор погиб уже после Победы в 1945 году.
Борис Калинкин работал пилотом пассажирского самолёта в Пятигорске с 1938 года. С начала войны сражался на Северо-Кавказском фронте. В 1944 году выполнял задания советского правительства в Египте и Югославии. В мае 1944 года фашисты окружили Верховный штаб югославской армии в городе Дрвар, однако командованию союзников во главе с Иосипом Броз Тито удалось вырваться из кольца и уйти на 100 км за десять дней. Но фашисты не отставали, и было принято решение эвакуировать штаб на самолёте.
Эту задачу поручили экипажу советских лётчиков, среди которых вторым пилотом был ставрополец Борис Калинкин. Экипаж в тяжёлых метеоусловиях, под огнём вражеских зениток в горной местности совершил два рейса и вывез югославских товарищей на советскую авиабазу буквально под носом у фашистов. За этот подвиг трое советских лётчиков стали Героями Советского Союза и Народными героями Югославии. Двое из них встретили ещё не один юбилей Победы, а Борис Калинкин погиб в автокатастрофе в июне 1945-го года.
«Там, за облаками»
Лётчикам часто снится небо, говорит Виктор Ковальчук. Глядя на землю с высоты 10 тыс. м, невозможно не быть романтиком. Штурман на всю жизнь запомнил один из эпизодов, который произошёл ещё во время его службы в дальней авиации.
«Мы обычно улетали ночью и на рассвете возвращались. Солнышко всходит, и случалось, хоть это не положено, переключишь авиационный радиокомпас с частотами приводных станций на какую-то волну, и тут вдруг звучит музыка — «Там, за облаками» в исполнении ансамбля «Самоцветы». И это до сих пор у меня в глазах: рассвет, половина солнышка над облаками, и чудесная музыка»,
— делится Виктор Ковальчук.
В апреле 2024 года Ставропольскому авиапредприятию исполнится 90 лет. Ветераны авиаотряда планируют установить в краевом центре табличку в память об авиаторах Ставрополья — участниках Великой Отечественной войны. Решение об этом будет принято в феврале.
В канун юбилея штурман вспоминает профессиональное напутствие для всех, кто работает в гражданской авиации: «Не оставляй торможение на конец полосы, налёт — на конец месяца, а любовь — на старость». Ну, конечно, традиционное — чтобы количество взлётов равнялось количеству посадок.