Эта уже более поздняя работа на бумаге изображает на себе группу скал на фоне голубого моря и зелёного неба, специально выделенных стилизованными постимпрессионистскими мазками, а участки на бумаге, оставленные белыми, как бы намекают нам на присутствие облаков. Одна из серии подобных работ, созданных Айлин Агар (годы жизни 1899-1991) в последние годы своей жизни, основана на произведении из более ранней и более известной серии фотографий береговой линии Плуманака – деревенского порта в регионе Бретань, Франция.
Агар сделала эти фотографии во время отпуска со своим партнёром Джозефом Бардом (годы жизни 1882-1975) в 1936 году, и её искреннее желание вернуться в то же самое место через пятьдесят лет предполагает собой акт размышлений и дань уважения. Писатель Мишель Реми также отмечает, что «она возвращается к скальным камням из-за ностальгии – своего рода паломничества в поисках прошлого или же в поисках сути вещей, дабы бросить вызов их исчезновению».
Однако ностальгия является лишь одним из качеств, передаваемых данной работой, которая также считается и выражением художницы, всё ещё продолжающей экспериментировать с новыми художественными течениями и техниками – в данном случае с постимпрессионизмом и использованием фотографии в качестве исходного материала для творческой обработки.
Сама же Агар описала сие произведение как попытку «по-новому объединить фотографию и воображение», а писатель Мишель Реми подмечает, что новая композиция слишком авантюрна в своём отходе от исходного изображения:
«Она почти галлюцинаторна в том смысле, что некоторые её формы подчёркнуты за счёт других и слегка преувеличены; некоторые из них антропоморфизированы, как если бы они были “прочитаны” заново и истолкованы в свете магической трансформации, происходящей почти во всех её работах».
Таким образом, произведение «Камень – Плуманак» является поразительным поздним выражением уникальной эстетической чувствительности Агар. Эта работа одновременно обращается к прошлым жизням и представляет собой сознательное размышление о силе воображения, и, как ещё раз выразился Реми, «она принимает участие в бесконечном процессе насильственного присвоения разумом реальности».
- Художник – Айлин Агар
- Название – «Камень – Плуманак»
- Год создания – 1985 год
- Размеры – 31 х 22 сантиметра
- Материал – акварель, краска по телу, мелки, перо и тушь
- Место нахождения – частная коллекция