Практика сосредоточения непосредственно связана с остановкой мыслительного процесса. И если человек установил свой ум на достижении Просветления и очень серьезно собирается заняться, или уже практикует, сосредоточенность, то понимание уровней практики будут полезны.
Начало всегда очень механично. Правильное выстраивание тела, с прямой спиной и расслабление, общее для всех направлений. Но, чтобы не запрягать телегу впереди лошади, можно сказать, что тело само подтянется за глубиной сосредоточенности. И теперь камень преткновения, это блуждающие мысли, которые отвлекают от объекта сосредоточения. Борьба с ними, это история побед и поражений.
Для преодоления этого этапа, предлагается ряд методов, прочно вписанных в историю Дза Дзена и личного опыта. Когда человек не знает и не понимает Дхармы, он механически должен выполнять сосредоточенность, чтобы подготовить свой ум и интеллект для постижения учения Махаяны.
И так способ первый: Счет вдохов и выдохов. Он прост, но применяется даже очень опытными и продвинутыми практиками. Делается просто. Сидя с ровной спиной, находите в море ощущений, свои вдох и выдох. И когда делаете вдох, отмечаете в уме «Один». Затем чувствуете выдох и отмечаете: «Один». Затем вдох- «Два», выдох – «два». И так доходите до десяти. Затем начинаете сначала. С одного до десяти. Эти ментальные отметки, отвлекут ваше внимание от фантазий, мыслей-ассоциаций, построение планов.
Если вы теряете последовательность в счете, просто начинайте сначала.
Бывает, что человек напряжен и начинает подстраивать вдохи/выдохи под ритм счета. Это неправильно. Счет должен следовать за вдохом или выдохом.
Еще очень действенна практика счета выдохов. Вы делаете выдох и отмечаете «один», делаете вдох бесконтрольно и снова на выдохе отмечаете «Два». И так же от одного до десяти. Этот счет выдохов, незаметно для вас удлинит выдох и задействует механизм, который сильно поможет остановить мысли.
Спустя некоторое время, когда счет выдохов будет освоен, можно перейти на счет вдохов. Вы почувствуете разницу. Это будет вашим опытом, только вашим. Его нельзя заменить рассуждениями и теоретизированием. Затем, когда и это будет освоено, счет вдохов/выдохов станет устойчивой практикой, приносящей реальные плоды. Дальше будет этап отказа от счета, а пока хочу коснуться еще более действенного способа остановки мыслей. Это «Бамбуковое дыхание».
Что бы желающие могли им воспользоваться, опишу практическую сторону. Сидим, как всегда. Делаем обычный вдох, а выдох делим на несколько фаз. Выдыхаем не полностью. Приостанавливаем выдох на немного, затем снова продолжаем выдыхать. Снова приостанавливаем. Затем продолжаем выдох. Сколько вы сделаете остановок на выдохе, это не важно. Вы не должны напрягаться, просто спокойно выдыхаете дозами.
Дойдя до полного окончания выдоха, не делаете судорожно вдох. Немного задерживаете фазу на полном выдохе. И затем спокойно делаем вдох. Если вам потребуется после такого длинного выдоха период восстановления дыхания, можете сделать несколько вдохов/выдохов в обычном режиме без напряжения. Для пояснения метода: В Китае и Японии, способ рисования бамбука на бумаге кистью, полностью иллюстрирует способ дыхания. Кисть ведут по листу, усиливая нажим. Останавливают, слегка ослабляют нажим. Затем продолжают вести кисть и усиливать нажим. И так далее. В местах остановки образуется утолщение, как на бамбуковых стволах.
Это очень действенный способ остановки ума. И на первых этапах может практиковаться как основная практика. После выполнения Бамбукового дыхания, можно просто посидеть в медитативной позе, не обращая внимание на дыхание и понаслаждаться тишиной ума. Можете исследовать эти состояния. Это будет ваш опыт.
Применяя эти простые методы, ваша практика окрепнет и обретет глубину. Не спешите переходить на следующую стадию. В принципе она логично и естественно проявит себя. Наступит момент, когда мысль и ум будут успокаиваться на первых минутах, и дальше почувствуете тонкое чувство обремененности счетом вдохов/выдохов. Мысли уже не беспокоят, и ментальная деятельность остановилась, но эти отметки счета провоцируют успокоенный ум. Тогда можно перейти к другой фазе.
Теперь вы вместо счета, ставите ментальную отметку: «вдох», при вдохе и «выдох» при выдохе. И все. Теперь ваша задача цепко держаться вниманием за вдохи/выдохи, не допуская посторонних мыслей и пропусков фаз дыхания. Это сложнее для ума. Нет последовательности счета, который удерживал ум под контролем. За то, при успехе, ум сможет больше успокоиться. А это откроет другой опыт состояний и еще больше разовьет ум.
Когда наступит время отпустить вожжи ума, то и ментальные отметки, «Вдох/выдох», можно будет отпустить. Тогда ваше внимание просто будет остановлено на вдохах и выдохах, без ментальных отметок. Есть хороший образ этого состояния: Пустая изба на поле. И ветер свободно открывает и закрывает, покосившуюся дверь. Вдох-выдох. Тут ум перестанет писать отчеты о происходящем процессе и обретет немного другое свойство.
Это свойство, самое ценное для практики. Ум станет терять «Отражающее свойство». Все наше многоголосье и блуждающие, бесконтрольны волны мыслительной деятельности, держаться на отчете ума самому себе. Что бы вы не делали, ум это фиксирует и пишет отчет словами и образами. Это с ними вы и боретесь на начальном этапе практики. Но когда ум перестает проговаривать и фиксировать ваши действия, вы увидите другую картину. Это состояние непосредственного восприятия, без искажения умом, великолепно. Оно имеет название. Но смысл в названиях, если испытаете состояние. А если не испытали еще, то название тоже бесполезно. И может быть ошибочно. Не в этом счастье.
Когда при практике, отражающее свойство ума, будет останавливаться чаще, это даст огромный опыт. Причем опыт будет приобретаться не во время самой практике, а при «возвращении» к обычной деятельности. Вы будете встречать людей, выполнять повседневные дела, но ваш ум еще будет некоторое время находиться в состоянии молчания. И этот разрыв между остановленным умом и будничными делами, будет производить взрыв в вашем сознании. Через час, два, или больше, вы войдете в обычное состояние и ум продолжит свою деятельность. Но вот эти моменты входа в повседневность на фоне бездеятельного ума, будут точками роста вашей мудрости.
Дальнейшее продвижение в этом направлении может привести к полной остановке деятельности сознания. Но это уже другая история. Практику и личный опыт, не заменить ничем.
Успехов в практике!