8 февраля в День российской науки состоялось заседание Совета по науке и образованию в режиме видеоконференции под руководством Президента Владимира Путина. Уже не в первый раз обсуждалась стратегия обретения научно-технологического суверенитета.
Естественно, Сергею Кравцову тоже дали слово для отчёта о проделанной работе на ниве просвещения. Нового ничего сказано не было. Много слов о великолепных результатах, о мудрых решениях, которые непременно дадут эффект в ближайшем будущем.
Во всех школах введены единые федеральные образовательные программы. Все школы начали по ним работать с 2023/24 учебного года.
Программы ввели, но учебников новых ещё нет, или их не хватает. К издающимся учебникам много претензий, потому что в них ошибки, а порой и недостоверные факты.
Ведь недаром Российская академия наук (РАН) предложила возобновить академическую экспертизу школьных учебников. Об этом доложил В. Путину глава РАН Геннадий Красников в ходе встречи с Президентом ещё в конце января, и Путин поддержал учёного.
Красников пожаловался Путину, что в 2018 году организацию по каким-то причинам отстранили от экспертизы учебников, хотя прежде это «делали всю жизнь».
Так что проблемой, что возникла с учебниками, Кравцов с Президентом не делится. У него всё прекрасно!
В рамках нацпроекта «Образование» ведется обновление материально-технической базы. Созданы более 300 детских технопарков «Кванториум», а также региональные центры для одаренных детей и молодежи «Мини-Сириус».
Со мной согласятся многие коллеги, что материально-техническая база большинства школ уже давно устарела. В школах не хватает специалистов, чтобы наладить работу того оборудования, что имеется. Нет проблем у министра? 300 "Кванториумов" решат все задачи? Без учителей физики и информатики решат?
Средний балл ЕГЭ по профильной математике, вырос до 56 баллов. А по физике он составляет 55 баллов. Кроме того, школьники активно сдают экзамены по информатике.
Средний балл повысился, а катастрофа в школах с учителями математики и физики становится всё более ощутимой. А чего ждать школам в будущем, если число выпускников, сдающих экзамены по математике (профильной) и физике, стабильно сокращается! И в школах параллельно растёт дефицит учителей по этим предметам.
Школьники всё больше выбирают гуманитарные науки, отвергая изучение математики и естественных наук (им теперь позволено не углубляться в математику). Соответственно, они не идут в педвузы на физматы. Туда же не берут с базовой математикой, несмотря что там в последние годы недобор. И откуда взяться физикам с математиками?
Какое уж тут научно-технологическое будущее страны! Да о чём можно вообще говорить, когда не хватает учителей в школах!
Об этой проблеме сказал Президенту Путину (в отличие от нашего министра, который или замалчивает или не знает вопрос нехватки физиков и математиков в школах) директор Президентского физико-математического лицея № 239 Максим Пратусевич, но конкретно ничего не предложил - видимо, бессилен.
Ректор СПбГУ Н.М. Кропачев (юрист по специальности), тоже сказал на этом совещании о важности математического образования при подготовке специалистов любого профиля. Он уверен, что математика не помешает и музыкантам, и хоккеистам, и всем другим профессиям. А выступление он закончил так:
«Когда дочка меня спрашивает: «Папа, куда идти, я хочу быть юристом», я ей говорю: «Доченька, для того, чтобы быть хорошим юристом, надо хорошо знать математику, а не обществознание». Так вот давайте введем ЕГЭ по математике обязательный. Я бы очень хотел это сделать и подготовил свой университет – наш с Вами университет – к этому решению».
Естественно, он говорил о ЕГЭ по математике, который был в школах по 2015 год, а не тот базовый и профильный, что существуют сейчас. Разумеется, что мнения читателей по этому поводу разойдутся. Но то, что математика «ум в порядок приводит», надо признать.
Кто-то скажет, а зачем всем напрягаться с математикой? Гуманитарии блещут в истории, литературе, иностранных языках, а математика им даётся с трудом.
И спорить тут нечего, дети все разные. Но одинаковые для всех требования - не худший вариант для выпускников школ. Мы же в советские времена сдавали настоящие выпускные экзамены по математике, и все остались живы.
Свести на "НЕТ" можно всё - и математику, и русский перевести в "цифру", и на иностранный язык (недружественный нам) забить и превратить наших детей в "нечто недалёкое" и не обременённое умом. Страшно, конечно.
Но зато Сергей Сергеевич Кравцов отрапортовал, что
В образовательных организациях проводятся профориентационные занятия «Россия – мои горизонты», которые в том числе направлены на популяризацию науки. С 6-го по 11-й класс проводятся.
Информацию, если что, брала здесь.
Ну, вот врёт и не краснеет, какие уроки по профориентации? У меня внук-шестиклассник учится в московской школе, и нет у него уроков по профориентации. Уверена, что в большинстве школ эти уроки числятся только на бумаге.
Без этих занятий детям не продохнуть! Но отчитаться же надо! Лапшу на уши повесить всем слушающим. А ведь кто-то, далёкий от школы, и поверит.
Вот такое очередное заседание высоких чиновников и такой "причёсанный" отчёт нашего министра. И ни слова о проблемах в школах, без решения которых не будет никакого научно-технологического суверенитета!
Только достижения в докладе, которые, никто и не спорит, что имеются, но проблемы выпячиваются как-то больше этих достижений. Получается, что вот подобного рода мероприятия всегда праздничные. На праздниках никто никому настроение не портит. И так всегда - сплошные праздники у них. Когда же дело дойдёт до школьных будней?
Всем читателям спасибо за внимание и неравнодушие! Добра и благополучия! И до новых встреч!