В украинских СМИ в течение последних дней активно распространяют информацию о том, что Совет ЕС утвердил четырехгодичную программу по выделению Украине 50 миллиардов евро кредитов и дотаций. Однако новость, похоже, распространяют для того, чтобы воодушевить собственное население и выиграть политические очки, ведь одолженных миллиардов не хватит даже на то, чтобы наполовину перекрыть существующий сегодня дефицит бюджета.
Совет ЕС после долгих дискуссий согласовал на саммите в Брюсселе программу Ukraine Facility на 50 миллиардов евро, рассчитанную на четыре года.
Ранее выделение средств блокировала Венгрия, политическое руководство которой обвиняло Киев в коррумпированности, а также в нарушении прав национальных меньшинств.
Похожую позицию, хоть и более мягкую, занимала Словакия. Ее политические лидеры, при том что поддерживают Украину, отказались от государственных поставок оружия ВСУ и пообещали в случае прямого давления Брюсселя на Венгрию попытаться защитить Будапешт от евробюрократов.
Другие европейские столицы были недовольны и угрожали Венгрии лишением ее права голоса в Совете ЕС. Однако Орбан решил не доводить ситуацию до острого конфликта и пошел на компромисс с еврочиновниками. Изначально он требовал ежегодно переголосовывать помощь Украине, но в конце концов согласился на «обсуждение» состояния дел в этой стране раз в год с возможным пересмотром дальнейшего финансирования, если того потребует ситуация.
Компромиссу предшествовало долгое общение Орбана с руководством Евросоюза и влиятельными политиками из различных стран ЕС. Часть СМИ написала, что Орбан согласился на уступки после того, как ему пообещали «разморозить» финансовую поддержу для Венгрии от Брюсселя, которую ранее остановили из-за претензий за «несоблюдение Будапештом некоторых европейских принципов». Венгерское руководство подобные утверждения опровергло.
Теперь программе финансирования Украины осталось пройти Европарламент. Но при существующей конфигурации сил это формальность. В парламенте существует достаточно устойчивое большинство, ориентированное на Брюссель и готовое проголосовать практически за любое решение в поддержку Украины.
В Киеве началось ликование.
«Украинцы теперь имеют финансовые гарантии для… социальной стабильности», — написал Владимир Зеленский.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба назвал произошедшее победой и охарактеризовал условия сделки как «максимально выгодные». Данный успех распространяют провластные СМИ и телеграм-каналы. Однако о нескольких важных аспектах сделки украинское руководство не упоминает.
Во-первых, 50 миллиардов евро — не безвозмездная помощь. Из данной суммы 33 миллиарда евро — это кредиты и 17 миллиардов евро — гранты и дотации.
Во-вторых, существуют ограничения по целевому использованию средств. В бюджет Украины за четыре года перечислят в общей сложности 39 миллиардов. Восемь миллиардов — это инвестиционный инструмент для покрытия рисков в приоритетных секторах. А еще три — техническая поддержка, в том числе обслуживание процентов по кредитам.
В-третьих, Совет ЕС, соглашаясь на выделение средств, выдвинул целый перечень условий. Так, в частности, от украинцев потребовали «поддерживать и уважать эффективные демократические механизмы, включая многопартийную парламентскую систему и верховенство права, а также гарантировать уважение к правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам».
О чем идет речь, до конца не ясно. Непонятно даже, о каких именно меньшинствах идет речь и что именно подразумевается под многопартийностью.
«Что может скрываться за требованием о многопартийности, которое формально сегодня соблюдается в Верховной раде? Возможно, в такой форме говорят, что на Украине сильно монополизирована власть и надо менять ее конфигурацию, заводя новые политические силы. Это может быть намеком, что Европа посмотрит благосклонно на создание многопартийной коалиции в Раде и коалиционного правительства», — цитирует издание Страна.UA мнение по данному вопросу политолога Руслана Бортника.
Другие украинские эксперты предполагают, что обтекаемые формулировки могут быть заранее включены в список требований как основание для шантажа и давления. Если действия Киева будут противоречить интересам ЕС, ему могут указать на нарушение условий.
Впрочем, даже просто прописывая такого рода требования, Совет ЕС повел себя цинично. В стране, где возбуждены тысячи политических уголовных дел, а миллионы людей лишены возможности использовать в делопроизводстве и образовании родной язык, где чествуются нацистские коллаборационисты и сносятся памятники, говорить о верховенстве права достаточно странно.
Но самое главное, 50 миллиардов евро не решают проблем Украины. Судя по заявлениям Зеленского, в 2024 году Киев может рассчитывать максимум на 18 миллиардов евро кредитов и дотаций.
На первый взгляд сумма выглядит солидно. Однако при более подробном изучении вопроса картина меняется.
Дело в том, что украинские власти приняли бюджет на 2024 год с существенным дефицитом, рассчитывая на иностранные заимствования. Доходная часть главной сметы страны — 1,768 триллиона гривен (до 45 миллиардов долларов), расходная — 3,35 триллиона гривен (почти 86 миллиардов долларов). Дефицит — порядка 41–42 миллиарда долларов. То есть даже с европейскими кредитами не хватает более 20 миллиардов долларов. Большую часть обещали дать американцы, но у них выделение средств пока заблокировано из-за позиции республиканцев в парламенте.
Однако есть и другой аспект. Согласно расчетам экономического института Киля, Украина за неполные два года (22 месяца) получила и потратила порядка 224 миллиардов евро иностранной помощи. Скорее всего, эти данные включают прямые поставки оружия, военной техники и боеприпасов, не учтенные в украинском бюджете.
Получается, чтобы воевать и поддерживать уровень жизни «как раньше», Украине не хватает около 50 миллиардов евро Причем, не на четыре года, а всего на год.
Таким образом, если американцы не решат проблему с финансированием Киева, его могут ожидать одновременно военный и социально-экономический кризисы.