Существует несколько вариантов проведения психологических консультаций по форме организации, и каждый человек, который решил обратиться к психологу, может выбрать для себя наиболее подходящий формат работы.
Прежде всего, консультации делятся на очные и заочные, или дистантные.
Очный формат – это когда встреча с психологом происходит лично, в его рабочем кабинете. Такая форма работы является наиболее привычной, традиционной.
Дистантная форма реализуется с помощью различных средств связи. Исходя из этого, она делится еще на несколько видов.
- Видео-консультация. Как следует из названия, общение между психологом и клиентом происходит в режиме онлайн, с использованием средств видеосвязи (Skype и т.п.). Этот вид наиболее близок обычной очной консультации, т.к. психолог и клиент общаются лицом к лицу. Одним из несомненных плюсов такой формы работы является то, что она доступна практически в любой точке планеты, где есть Интернет, а участники во время консультации могут находиться в привычной, удобной для себя обстановке.
- Аудио-консультация. Здесь общение между психологом и консультантом осуществляется с помощью обычной телефонной связи или с помощью звонков через различные мессенджеры (WhatsApp, Telegram и т.п.). В качестве примера можно привести телефон доверия. Такая форма работы позволяет сохранить максимальную анонимность клиента, что может способствовать большей откровенности при обсуждении проблемы. Кроме этого, человек не привязан к месту: во время звонка можно ходить, сидеть, лежать и т.д. (главное, чтобы это не отвлекало от разговора).
- Текстовая консультация. Она проводится посредством переписки через мессенджеры WhatsApp, Telegram и т.д. Переписка ведется в режиме реального времени: участники пишут друг другу вопросы и сразу дают на них ответы, делятся своими мыслями, комментариями и т.д. Поэтому этот вид также называют синхронной перепиской. Это требует от психолога и клиента достаточно высокой скорости печати, чтобы за время консультации успеть плодотворно поработать. Зато для клиента это гарантирует еще большую степень анонимности. Вести переписку можно из любого удобного места. И, что особенно ценно, вся переписка остается доступной для повторного прочтения.
- Консультативная переписка с помощью писем, отправляемых по электронной почте. Клиент и психолог пишут друг другу объемные, содержательные письма, в которых глубоко и подробно обсуждают проблему клиента. Между письмами проходит определенное время (обычно несколько дней). Поэтому такую форму также называют асинхронной перепиской. Тем не менее, большим преимуществом такого метода работы является то, что письмо позволяет остановить бег мыслей и чувств, вдумчиво и внимательно изучить проблему, сформулировать корректные выводы и рекомендации.
Дистантные формы работы подходят клиентам, которые не могут посещать психолога очно по разным причинам:
1) клиент проживает в местности, где нет психолога;
2) клиент ограничен в средствах на оплату очных консультаций (дистантные консультации часто стоят дешевле, т.к. психологу не нужно арендовать помещение для работы);
3) для клиента очень важна анонимность;
4) клиент не может посещать психолога очно по состоянию здоровья (например, такая форма стала очень актуальной во время пандемии);
5) клиент стесняется или опасается встречаться с психологом очно;
6) клиенту просто удобно работать в таком формате и т.д.
В этих и многих других случаях дистантные консультации являются вполне полноценной альтернативой очным консультациям. Заочное консультирование имеет большую историю (например, первый телефон доверия был основан в 1953 году), а многочисленные исследования подтверждают его эффективность.
Автор: Евгений Владимирович Распопин
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru