Рустем КАНЦЫР - участник контртеррористической операции на Северном Кавказе, специальной военной операции на Украине. По окончании контракта вернулся в Нижнекамск, возглавил территориальное отделение «Содружества ветеранов боевых действий Республики Татарстан», является заместителем руководителя Нижнекамского отделения Всероссийской общественной организации ветеранов локальных войн и военных конфликтов «Боевое братство». В биографии Рустема Георгиевича - не только боевые действия, но и спасательная операция на месте затонувшего теплохода «Булгария».
- Рустем Георгиевич, вы открыты для печати?
- Да, но не считаю правильным открывать многие нюансы военных будней.
- Ваше богатырское телосложение только ли от генов?
- Я всегда любил спорт. Учился в школах №№ 11 и 17, с друзьями «качался» в спортзале - штанга, подтягивание, отжимания, рукопашный бой, занимался в военно-патриотическом клубе. Так что служить пошёл морально и психологически подготовленным, автомат Калашникова разбирать-собирать умел. Но наши парни в окопах оказались с юмором - назвали меня «Малой», а я не возражал, взял этот позывной.
- Кем служили срочную?
- Попал в инженерный полк, овладевал знаниями инженерно-технической охраны и связи. Служил на Дальнем Востоке, меня заметили - пригласили в спецназ. После спецподготовки попал на Северный Кавказ, где проходил службу в составе внутренних войск.
- Тот, кто следит за военными событиями, отмечает, что чеченская кампания очень отличается от СВО.
- Задачи на любых войнах одинаковы - достичь поставленной цели наилучшим образом с наименьшими потерями. В Чечне бойцы нашего подразделения сопровождали колонны боевой техники, дежурили на блок-постах, вели антитеррор против бандформирований, брали под защиту мирное население. Тогда в армии служили по два года, ребята-срочники были хорошо подготовлены, военнослужащих было в достатке, уже воевали контрактники, мобилизации не требовалось. Сегодня ситуация несколько иная, по факту воюем с западным альянсом стран, поставляющим на Украину вооружение, боеприпасы, наёмников: лично видел поляков, румын, американцев, афроамериканцев, индусов. На первый план выходит борьба дальнобойной артиллерии и беспилотников. Увы, нам пришлось догонять противника - сегодня трудно достичь военного успеха без БПЛА, дронов, РЭБ. Есть существенные отличия в экипировке и в медицинском оснащении. Правда, многое зависит от командира подразделения. Если он не только стратег, но и хозяйственник, то бойцы будут всем обеспечены и воевать будут более успешно.
- После Чечни не захотелось стать мирным человеком?
- Под Урус-Мартаном в 2003 году наша колонна попала в засаду, я получил ранение, реабилитацию проходил в Казани. Работать пошёл в УФСИН, в одном из учреждений обслуживал систему сигнализации. В 2008 году в учебном центре в Казани предложили вернуться в Чечню, поработать там - в Дагестане и Карабахе опять было неспокойно. Поехал, охраняли, перевозили осуждённых. Отслужил положенное и уволился. Почувствовал, что нужна психологическая разгрузка, да и мама переживала за меня.
- Тогда и решили получить мирную специальность?
- Да, окончил в Чистополе речной техникум, получил профессии матроса и рулевого. Вначале ходил на двухпалубнике «Борис Полевой», в 2011 году - на трёхпалубной «Арабелле».
- Том самом теплоходе, который спасал тонущих с дизель-электрохода «Булгария»?
- Да. Накануне мы вместе швартовались в Болгаре, и все обратили внимание на большой крен судна на правый борт. Я даже поговорил на эту тему с капитаном и заметил, что люки в трюме не задраены. Капитан только отмахнулся, мол, дойдём. Электроход утром отчалил первым. Через полтора часа вышли мы. По ходу в бинокль я не обнаружил сигнального буя по форватеру, доложил капитану и увидел на воде оранжевые и маслянистые пятна. Тут же спустили все шлюпки на воду, я сменился и прыгнул в одну из них. Мы подошли к тонущим, стали хватать всех подряд и втаскивать в шлюпки, доставляли на «Арабеллу». Сделали несколько заходов, пока не удостоверились, что спасать больше некого, в казанский речной порт доставили 79 человек.
- Почему в 2022 году вы опять пошли воевать?
- Не мог иначе, понимал, что мой военный опыт пригодится в бравом деле. Попал в разведку.
- Разве богатырей берут в такое «незаметное» дело?
- На войне крупные ребята, наподобие меня, пригождаются везде. Представьте, что нужно вынести раненого, к этому добавьте экипировку и оружие - один пулемёт Калашникова тянет на восемь килограммов.
- Ваше воинское звание - старшина. Что входило в ваши обязанности?
- Хороший старшина - для солдат отец и мать. Он и сам воюет, показывает пример, и солдат опекает во всём. Главная обязанность - выполнить боевые задачи: удержать оборону, взять опорник, уничтожить противника, его технику. А я ещё и с удовольствием готовил для ребят, старался удивить - в прифронтовых городках и сёлах можно раздобыть всякие продукты.
- Что тяжелее всего в бытовом плане?
- Отсутствие воды. Если удавалось вывезти бойцов в баню - праздник. Поэтому в ходу сухие души, а бельё и носки стали обычными расходниками - на фронте не до стирки.
- Чем занимаются воины в часы досуга?
- Досуг хорошего солдата - разборка и чистка оружия, тактическая подготовка.
- Как живётся после демобилизации?
- Вернулся к 23 февраля 2023 года. Был митинг, встретился с председателем совета солдатских матерей Татьяной Харитоновной Ивановой, с заммэра Мариной Валерьевной Камелиной. С членами «Боевого братства» занялись волонтёрством, бываем на встречах со школьниками, студентами, детсадовцами. Всегда говорю, как бойцы ценят детские строки с пожеланиями победы и нехитрые рисунки, которые мы с гуманитаркой доставляем на передовую. Сейчас на кителе медали «За службу на Северном Кавказе», за участие в контртеррористических операциях, «За участие в СВО», медали ветерана боевых действий на Кавказе и на Украине, медаль «Мы так и не вышли из боя».
- Что со здоровьем?
- После ранений до сих пор выходят мелкие осколки. Из-за контузии немного недослышу, но всё поправимо.
- Рустем Георгиевич, куда демобилизованные воины могут обратиться с возможными проблемами?
- Координаты всех организаций они получают в военкомате, когда становятся на учёт. Кроме того, недавно в Нижнекамске открылся и филиал Российского фонда «Защитники Отечества», призванный защищать интересы участников боевых действий.
Газимзян САБИРОВ.