Найти тему
ИНОСМИ

В Германии вспомнили о том, каким должен быть настоящий мужчина

   © Pixabay Image by Pavel Jurča from Pixabay
© Pixabay Image by Pavel Jurča from Pixabay

Германия возвращается к маскулинным идеалам, пишет Welt. Эпоха "ранимых" мужчин подошла к концу, и традиционные гендерные роли вновь входят в моду. По мнению исследователей, эта тенденция связана с притоком "воинственных" мигрантов, а также с социальным кризисом.

Ханнелоре Кролли (Hannelore Crolly)

Эпоха "ранимых" мужчин подошла к концу. В текущих реалиях мир возвращается к маскулинным идеалам. По мнению одного из исследователей, такая тенденция связана с притоком в Германию "воинственных" молодых людей (мигрантов) и нападениями на женщин. Имидж Зеленского показал, что образ сильного защитника возвращается и в политику.

Читайте ИноСМИ в нашем канале в Telegram

Премьер-министр Баварии Маркус Зёдер торжественно объявил о своей любви к мясу, даже придумал для этого специальный хэштег в Instagram* #söderisst. Лидер баварского Христианско-социального союза (ХСС) охотно выкладывает фотографии мясных рулетов или нюрнбергских жареных колбасок, восхваляя при этом баварскую культуру питания. Франк по натуре едва скрывает свою критику в адрес ненавидящих мясо "Зеленых". Он все время повторяет: "Мне в десять раз больше нравится жареная свинина, чем бургер с насекомыми".

Психолог и директор Института качественного анализа рынка и СМИ имени Рейнгольда в Кёльне Штефан Грюневальд (Stephan Grünewald) видит в выставлении напоказ таких плотоядных пристрастий не просто нападение на политического оппонента: "Зёдер специально указывает на "резкое ущемление мужского достоинства". Многие мужчины чувствуют себя униженными и оскорбленными, поскольку такие привычные для них удовольствия, как мясоедение, и знакомые всем символы мужественности, вроде автомобиля, обесцениваются".

В своих ежегодных исследованиях институт выявил сильную "ролевую неуверенность" среди сильного пола. Это значит, что на работе мужчина должен по-прежнему все держать под контролем, не проявлять слабости и добиваться высоких результатов. Однако дома от постмодернистского "современного" мужчины ждут мягкости и эмоциональности, сопереживания и проявления заботы.

Гендерная политика, дебаты о "женских квотах" (поддерживаемая законом в ФРГ норма представительства женщин в политических институтах и на руководящих постах. Прим. ИноСМИ), неуверенность в том, стоит ли предлагать свою помощь женщине – все это, по мнению Грюневальда, в эпоху культурных изменений вызывает тоску у многих людей по прежним общественным отношениям. Эксперт замечает: "Когда Маркус Зёдер во время предвыборной гонки держит в руках мюнхенскую белую колбаску, он пытается воспользоваться всеми этими недовольствами в своих политических целях". Возрождаются якобы устаревшие ролевые модели. Психолог отмечает: "Увлечение авторитарными режимами возвращается".

Определенную роль играет и миграция

Отказ от консервативного мужского образа может на первый взгляд показаться безобидным, например, тенденция носить бороду или пить деревенское крафтовое пиво вместо "окультуренного" пильзнера. Как будто бы в знак протеста против зеленых смузи и веганской хипстерской еды, возник настоящий культ барбекю с гриль-станциями за пять тысяч евро, большинство покупателей которых – мужчины.

Однако то, что начиналось как игра с аксессуарами мужественности, в немецком рэпе с его сексистскими текстами все чаще выходит за границы дозволенного.

Несмотря на обвинения в насилии над женщинами, которые прошлым летом звучали в адрес фронтмена немецкой группы Rammstein Тилля Линдеманна, вокалист снова выпустил жестокий клип, в котором демонстрируется изнасилование. В социальных сетях молодые люди порой ведут себя так, будто они запрещают своей девушке носить мини юбки и ходить в клуб без их сопровождения.

По заказу международной неправительственной организация "Международный план" (Plan International) в прошлом году был проведен опрос одной тысячи мужчин в возрасте до 35 лет на тему "противоречия в вопросе мужских качеств". Результаты опроса показали удивительно традиционное понимание ролей в паре. Каждый четвертый мужчина ожидает, что его девушка или жена будет прикрывать его спину и отодвинет свои собственные требования на второй план. Лишь незначительное число опрошенных считает ведение домашнего хозяйства женской обязанностью, а себя – кормильцем, приносящим деньги в дом.

Несмотря на критику методики проведения онлайн-опроса, социолог Клаус Хюррельманн (Klaus Hurrelmann) считает его результаты вполне достоверными. По данным "Пятого отчета о мужском здоровье", подготовленного фондом мужского здоровья, координатором которого является Хуррельманн, каждый четвертый мужчина в возрасте от 16 до 28 лет придерживается доминантно-маскулинной ролевой модели, а еще 19% мужчин испытывают глубокую неуверенность в себе.

По словам исследователя в области здравоохранения и молодежи, "особенно во времена социального кризиса и большой неопределенности многие люди по-прежнему ищут поддержки в традиционных гендерных устоях". Однако у Хуррельманна нет информации о том, насколько велика доля участников опроса с миграционным прошлым. Он отметил: "Из других исследований мы знаем, что насилие очень часто является частью повседневной семейной жизни в семьях с турецко-арабскими корнями".

Другие исследования также указывают на возврат к старым традициям. Исследование вопросов авторитаризма, проведенное Лейпцигским университетом, зафиксировало рост рейтинга одобрения сексистских высказываний в 2022 году, хотя в течение многих лет такой тренд был нисходящим. Четверть опрошенных согласилась с тем, что "женщины, которые слишком высоко задирают свои требования", не должны удивляться, когда их "ставят на место". Столько же респондентов считает, что женщины хотят получить преимущество, когда намеренно приукрашивают свои рассказы о сексуальном насилии. Около 20% опрошенных заявили, что женщинам следует "больше сосредоточиться на роли жены и матери".

Социолог Майкл Мейзер (Michael Meuser) не удивлен такой обратной тенденцией, которая связана с негативным восприятием растущих потребностей женщин в правах: "Социальные изменения всегда бросают вызов привилегиям определенных групп". Разумеется, что это не происходит без борьбы в обществе.

Исследователь общественного мнения Грюневальд (Grünewald) видит еще одну причину в начавшейся тенденции миграции. Он отмечает: "В 2015 году в страну прибыли беженцы, большую часть которых представляли воинственно настроенные, мускулистые мужчины в возрасте от 16 до 20 лет".Хотя они социализировались иначе, будучи рожденными в другой стране, "мамочка Меркель" все равно приняла их с распростертыми объятиями. Ученый констатирует: "Для измученных жизнью немецких мужчин такая политика показалась оскорбительной. Сложилось ощущение, что "мамочка" полюбила воинственно настроенных детей сильнее, чем своих родных мужчин".

После новогодней ночи 2015 года в Германии (произошли массовые нападения преимущественно на женщин в канун наступления 2016 года. В числе самых значительных инцидентов – ограбления, сексуальные домогательства и изнасилования. – Прим. ИноСМИ)миролюбивых мужчин, которых воспитывали в духе дипломатии, обвинили в том, что они не защищают своих жен. "Они почувствовали себя чуть ли не неполноценными. Это переломило настроение среди мужчин и подстегнуло возврат к старым авторитарным традициям", – отмечает Грюневальд.

Зеленский и его представление о мужественности

Однако политики также начали отказываться от образа честных и порядочных людей – первым такую тенденцию задал федеральный министр обороны Борис Писториус. Социал-демократ недавно призвал немцев "соответствовать требованиям военного времени". Это связано с новым образом современного мужчины, который, по мнению исследователей, все больше ассоциируется с конфликтом на Украине.

Историк из Вены Клаудия Крафт (Claudia Kraft) говорит о "гетеронормативном распределении ролей между мужчинами и женщинами", а профессор культурологии из Эрлангена Хайке Пол (Heike Paul) напоминает об общеизвестной истине: "Нигде гендерные роли не проявляются так явно, как на войне".

Ученая отмечает: "Во время кризиса используются упрощенные ролевые модели, чтобы сделать реальность удобоваримой. Образы мужчин-солдат и спасающихся бегством женщин и детей способствуют этому". Пол уже наблюдала нечто подобное в США после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда пожарные, военнослужащие и полицейские превратились в современных героев, а женщины, напротив, были отброшены СМИ в семейную сферу как уязвимый пол.

Однако на Украине, по мнению Пол, традиционные гендерные роли не только воспроизводятся и инструментализируются, но и противопоставляются друг другу. С одной стороны, в средствах массовой информации президент Украины Владимир Зеленский изображается как народный герой, несгибаемый лидер и защитник.

По мнению Клаудии Крафт, ему противопоставляется жестокая, чопорная и буквально "старческая" маскулинность Владимира Путина. В силу возраста президент России уже не предстает в образе обнаженного всадника или охотника, он перешел к неприступной "костюмной стойкости". Однако те идеи идентичности, которые Путин преподносит с помощью образа традиционной семьи, трансфобии и гомофобии, а также собственной подачи сильных лидерских качество, по-прежнему пользуются успехом у правых сил.

Тем временем Зеленский при помощи искусных и разнообразных отсылок-референсов, будь то американская поп-культура или европейская история, создает совсем противоположный образ. Пол отмечает: "Намеренно создается иллюзия того, что в представлении Зеленского о мужественности нет ничего скрытого или завуалированного. Такой подход позволил ему стать популярным и вызвать симпатию окружающих людей к своей роли "героя против своей воли".

Образ бойца, который постепенно восстанавливает давно опороченные мужские ценности, очевидно, прижился и в Германии. В ходе исследования проблемы авторитаризма, проведенного институтом в Лейпциге, более трети из 2500 опрошенных согласились с тезисом: "Мужчина должен быть готов защищать свою жену и детей с помощью насилия". На востоке Германии поддержка этого утверждения была значительно выше – 46 %.

* деятельность Meta (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская

Оригинал статьи