В 2020 году исполнилось 130 лет с того дня, как из Гатчины отправился спецпоезд с группой из 22 официальных лиц во главе с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II. Маршрут восьмимесячной дипломатической миссии в основном пролегал по воде и включал страны, которые в России было принято называть Востоком, — Египет, Индию, Китай, Японию. Возвращалась делегация по суше через всю Россию от Владивостока до Петербурга. Тогда цесаревич впервые увидел всю страну, которую через несколько лет ему предстояло возглавить.
По разным причинам выставка откладывалась, зато теперь совпали современный интерес России к Востоку и такой же интерес в прошлом.
Но как в художественном музее, где главным является предметный ряд, представить историческое событие? Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» Айсулу Шукурова, куратор проекта, старший научный сотрудник ГМЗ «Гатчина», после долгих размышлений была выбрана идея выставки-путешествия по разным частям евразийского материка, которые посещали русские цари и наследники престола, начиная от Александра II, а также по тем местам, откуда они получали дипломатические подарки. Выставочный маршрут получился таким: Кавказ и Иран, Индия, Китай, Корея, Япония, российский Дальний Восток, Сибирь, Монголия, Средняя Азия. Основу показа составили как уникальные, так и характерные этнографические предметы, созданные в основном в конце XVIII – XIX веке. В каждый раздел включены произведения искусства, подаренные Романовым или приобретенные ими во время поездок. «Мы стремились показать разнообразие взглядов — это был не только интерес России к Востоку, но и Востока к России, которую там видели как торгового партнера, и это нашло отражение в отобранных предметах», — поясняет куратор.
Вместо ответа на мой вопрос, что на этой выставке самое главное, Шукурова провела получасовую экскурсию по экспозиции, и это было захватывающе интересно. Эпиграфом к выставке стали два экспоната, задающие хронологические рамки проекта. Костюм мингрела, украшенный золотыми нитями, был сшит мингрельской царевной и в 1837 году подарен Николаю I. Макет транссибирского экспресса Москва — Иркутск, который совершил первый рейс в 1898 году, был изготовлен в 1910‑м в тех же мастерских, где создавали пять вагонов суперпоезда. В масштабе 1:20 состав воспроизведен в мельчайших подробностях, например, на макете подлинная ткань для обшивки матрасов.
В разделе о Кавказе куратор обратила внимание на мужской костюм гурийца, который напоминает испанский костюм тореадора. Каким образом пересеклись пути эти народов, живущих на расстоянии нескольких тысяч километров друг от друга, остается загадкой для этнографов. Рядом находятся дагестанский серебряный пояс, поднесенный императрице Марии Федоровне, а также седло, подаренное великому князю Михаилу Александровичу всадниками так называемой «Дикой» дивизии. Они гордились, что ими командует младший брат царя. Здесь же помещен вышитый в Иране портрет Александра II, выполненный в традиционной технике рештского шитья на сукне. Царь похож на перса.
В зале Индии необычна христианская икона на бумаге, изображающая Богородицу и Христа с попугаем на плече. Эта птица является в Индии символом бога любви. Здесь же представлена бронзовая гравированная небесная сфера с изображением созвездий. Она создана в середине XVII века в Лахоре мастером, известным под именем Зия ад-Дин Мухаммад Лахури.
Китайская часть «восточного проекта» самая большая. Тут и летняя верхняя одежда китайского военного чиновника с шелковой вышивкой на груди, определяющей статус владельца, и парадный костюм уйгурской женщины, созданный из нескольких видов ткани, меха и украшенный тонкой вышивкой. Кстати, любителям вышивания будет интересно панно «Цветы и птицы», выполненное некрученой шелковой нитью. Эта работа требует терпения и филигранного мастерства.
Любителям исторических легенд предназначены шелковая юбка с кофтой, на которой золотой нитью вышиты драконы. Якобы эту вещь Николай II привез в подарок Матильде Кшесинской. Как раз на начало 1890‑х годов приходится их роман. Что касается складного веера из слоновой кости со стихами средневекового китайского поэта Ван Шифу, то его цесаревич точно привез в подарок матери.
Дети обращают внимание на деревянную «игрушку» с двигающимися человечками. На самом деле это изображение сцены ада. В китайском аду души умерших судили за такие непривычные для нас грехи, как плохое обращение со священными текстами и неправильное цитирование документов. В отдельной витрине помещены медные расписные чашечки с изображениями европейцев, как их представляли китайские мастера, — рыжих с большими носами.
В японском разделе привлекает внимание «Вид Невы и Петропавловской крепости из Зимнего дворца». В 1862 году его нарисовал художник Футибе Токудзо во время первого официального визита японской делегации в Россию. В корейской комнате интересны почтовая бумага с рисунком из золотой пудры, в монгольской — костюм знатной дамы с головным убором в виде рогов. Именно он послужил прообразом наряда королевы Падме в исполнении Натали Портман в фильме «Звездные войны».
Кажется, после всего увиденного уже трудно чем‑то удивить. Но Николай недаром провел три месяца в путешествии по родной стране, он мог увидеть еще много интересного. Например, деревянную фигурку барса с лапами-звеньями. Нанайцы верили, что она помогает лечить боли в суставах. Конечно, если барса хорошо накормить и усадить рядом с больным. Или костюм тувинского шамана из трех видов меха. Перья в головном уборе связывают шамана с духами неба, тряпичная шестилапая змея у ног — с духами подземелья. Фигурки бурятской мистерии «Цан» использовались в обряде, который показали Николаю во время путешествия.
В связи с близкой 80‑й годовщиной полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады уместным выглядит бухарский бархатный с золотым шитьем чапрак (попона для коня), который пострадал от бомбежки и был тщательно отреставрирован.
Послесловием к проекту стала выставка одного предмета из фондов ГМЗ «Гатчина». Это китайская лаковая коробка для хранения шелковых тканей. В 1941 году ее успели вывезти в эвакуацию. На крышке коробки изображена сцена из старинной китайской легенды о ткачихе и пастухе. Супруги живут на разных берегах Небесной реки, они могут встречаться только один раз в год, когда спадает вода и можно построить небольшой мост.