Найти тему
Юрий Новиков

Абсолютные ценности

В наше смутное и противоречивое время многие люди стараются найти хоть какие-то надёжные ориентиры в жизни, хоть какие-то более или менее прочные точки опоры. Потому что всем нам нужны ценности, ради которых стоит жить. И желательно, чтобы эти ценности были абсолютными, то есть неизменными и не зависящими ни от точки зрения, ни от других обстоятельств. В качестве таких абсолютных ценностей предлагается многое, но при ближайшем рассмотрении, при простейшем анализе обычно выясняется, что ценности эти на самом деле относительные или даже вообще мнимые.

Например, очень часто абсолютной ценностью объявляется семья. Действительно, во все времена почти во всех народах семья была традиционной ценностью, главной заботой человека, основой общества, опорой страны. Ради защиты своей семьи люди были готовы жертвовать всем, даже собственной жизнью. Но можно ли при этом считать семью безоговорочной абсолютной ценностью?

Вот представьте себе семью, где родители уже раньше состояли в браке по 3-4 раза, причём всё время по расчёту. Где супружеские измены — это норма. Где родители считают детей надоедливой обузой, которую хочется поскорее сбыть с рук. Где дети боятся и ненавидят родителей, мечтают только поскорее получить от них наследство. Где бабушек и дедушек отправляют в приют для стариков и даже не навещают. И как вам такая семья, такая «ценность»?

А теперь представим нормальную семью, где все любят, ценят и уважают друг друга. Где нет обмана, измен, насилия. Где отношения всех членов семьи строятся на доверии, взаимопонимании, самопожертвовании. Где детский и юношеский задор дополняется и уравновешивается мудростью бабушек и дедушек. Где родители помогают детям найти свою дорогу в жизни, а дети прислушиваются ко всем советам родителей. Вот такую нормальную, идеальную, гармоничную семью уже смело можно отнести к абсолютным ценностям.

Второй пример. Многие считают абсолютной ценностью свободу. Действительно, ради свободы люди во все времена устраивали восстания, революции, вели освободительные войны. Духом свободы пронизаны гениальные романы, стихи, песни. Казалось бы, действительно, нет ничего прекраснее свободы, отсутствия всякого угнетения человека человеком. Может быть, свобода — это и есть абсолютная ценность?

Но представим себе общество, в котором действует полная свобода, в том числе свобода криминала. Люди свободно грабят, убивают, насилуют друг друга. Свободно получают и употребляют наркотики, свободно меняют свой пол, свободно предаются разврату, извращениям, педофилии. Свободно захватывают приглянувшиеся дома, свободно забирают в магазинах и на складах нужные товары и продукты. Неужели такая свобода представляет собой ценность хоть для одного здравомыслящего человека?

А ведь есть и нормальная свобода. Когда каждый человек имеет возможность свободно обучиться свободно выбранной профессии. Когда любой человек имеет свободу созидательного творчества и самореализации. Когда люди свободно могут ходить по улицам, не опасаясь любых нападений. Когда можно свободно, честно и без принуждения выбирать или сменять власть. Когда можно свободно высказывать любые мысли без цензуры и репрессий, свободно выбирать свою веру. Когда в магазинах свободно и без очередей продаются качественные продукты, одежда, техника. Когда можно свободно путешествовать без всяких разрешений и без всякой слежки. Вот такая нормальная, идеальная, гармоничная свобода уже вполне может быть названа абсолютной ценностью.

Третий пример. В нынешних условиях тотального давления мирового глобализма многим кажется, что абсолютной ценностью является суверенитет, полная независимость страны. И действительно, как захотим, так и будем жить, никто из-за рубежа нам не указ, сами решим, что нам нужно, а что нам мешает. И наступит тогда у нас всеобщее счастье. Вот уж, наверное, абсолютная, бесспорная ценность.

Но представим себе ситуацию, когда какое-то село, какой-то город, даже целую страну захватили кровожадные бандиты. Поставили бдительную охрану на границах, установили режим жёсткого подавления инакомыслия и жестокую налоговую систему. По улицам ходят вооружённые отряды власти и творят всё, что захотят. Люди запуганы, забиты, многие просто убиты. И вырваться, убежать, скрыться ведь никуда нельзя, приходится терпеть все эти издевательства. На какую-нибудь помощь извне надеяться тоже не приходится. Да никто даже и не знает, что там творится, за границами нашего концлагеря. И как вам такой суверенитет? Правильно ли его называть ценностью?

А ведь можно себе представить и нормальный суверенитет. Когда мы установили у себя безоговорочное главенство моральных законов и теперь стараемся показать их преимущество всем зарубежным народам Когда любые безобразия из-за границы у нас осуждаются и запрещаются. Когда любые посягательства извне на захват нашей территории и на изменения нашего образа жизни эффективно пресекаются. Когда у нас нет сверхбогатых, но нет также нищих и бедных, как в других странах. Когда всякая преступность у нас стала экзотикой. Когда власть у нас принимает и исполняет только те законы, которые улучшают жизнь людей. Вот такой нормальный, идеальный, гармоничный суверенитет уже можно назвать абсолютной ценностью.

Наконец, последний пример. Абсолютной ценностью часто пытаются объявить равенство всех людей. Вот, мол, уравняем всех людей и никто никому не будет завидовать, никто никого не будет презирать, никто никого не будет унижать или возвеличивать. Ведь все же люди созданы одинаковыми, а все наши несчастья — исключительно от навязанного нам неравенства. Так может быть, именно равенство — это абсолютная ценность?

А теперь представим себе страну, в которой великий композитор, выдающийся учёный, гениальный врач получают за свой труд столько же, сколько обычная уборщица, дворник, курьер. Будет ли это справедливо, будет ли это способствовать расцвету культуры, медицины, науки в стране? Или, например, как вам такое: студентов, инженеров, научных работников посылают на плодоовощную базу или на уборку урожая картошки. Ведь все же равны, значит нечего кичиться своими заслугами, берите лопаты, таскайте мешки, копайтесь в загнивающей капусте. Я, например, за время учёбы и работы в институте чего только не делал: колол лёд на остановках, работал на овощебазе, на рыбокомбинате и на стройках, целый месяц мыл посуду в столовой, месяц копал картошку в совхозе, месяц красил домики в лагере отдыха, три месяца ремонтировал свою лабораторию, мыл окна, полы, убирал мусор на многочисленных субботниках… Причём всё это без всякой дополнительной оплаты и в ущерб основной работе. Заметим, что это происходило не где-нибудь, а в МИФИ, престижнейшем, сложнейшем и ведущем вузе СССР. Вообще, полное и идеальное равенство существует только в концлагере, где все получают одинаковую миску каши, правда это не касается лагерного персонала и начальства. Только вряд ли кому-то такое концлагерное равенство кажется идеалом.

Но есть ведь и нормальное равенство. Равенство в возможности получить школьное образование. Равенство в возможности поступить в любой вуз. Равенство в возможности получить хорошую работу без взяток, блата и родственных связей. Равенство в возможности получить любую медицинскую помощь. Равенство в возможности занятий творчеством и в получении справедливых оценок своих результатов. Равенство всех перед законом и моральными нормами. Равенство в гражданских правах и обязанностях. Наконец, равенство в праве на достойную жизнь. Вот такое нормальное, идеальное, гармоничное равенство уже вполне можно назвать абсолютной ценностью.

Наверное, примеров уже достаточно. Какой же вывод можно сделать из всего сказанного? Самое главное, что делает какую бы то ни было ценность безусловно и бесспорно абсолютной — это присущие ей норма, идеал, гармония, то есть, по сути, добро. Если добра недостаточно, то любая ценность становится неполной, относительной, спорной. Если же добро вообще отсутствует, то ценность становится мнимой, ложной, вредной, опасной. Это касается не только четырёх рассмотренных примеров, но и любых других явлений нашей жизни: науки, искусства, литературы, музыки, медицины, государственной власти, технических достижений и т.д.

И получается, что на самом деле единственной подлинной, абсолютной, бесспорной ценностью является именно добро, то есть норма, идеал, гармония мира и всех творений. Именно добро способно одним своим присутствием облагородить любую цель, любое средство, любое явление жизни, любое достижение цивилизации, приблизить их к абсолюту, сделать их прочными точками опоры для всех людей. А вот отсутствие добра и, соответственно, неизбежное присутствие зла способны осквернить, извратить, испортить, разрушить всё что угодно. То есть в любом случае чем больше добра, тем лучше, а чем больше зла, тем хуже. Это универсальное правило работает как в случае каждого отдельного человека, так и в случае общества, страны, человечества, природы и мира в целом.

Будем выбирать и ценить добро.