В СССР автомобильная промышленность развивалась не так активно, как за рубежом. Но все равно отечественные конструкторы работали над новыми автомобилями. Инженерам Советского Союза удавалось разрабатывать и создавать уникальные модели автомобилей. Многие пошли в серийное производство и эксплуатируется на дорогах до сих пор. Хотя не производятся уже на протяжении очень многих лет. А некоторые действительно могли стать бестселлерами, но по каким-то причинам так и не были поставлены на конвейер. Они так и остались в виде прототипов и макетов. Причины на это были разные то финансирования не хватало, то производственных мощностей не было. Бывало и такое, что автомобиль просто не нравился руководству и рабочим ничего не приходилось делать как прекращать работу над проектом.
Запорожский автомобилестроительный завод, как и многие другие автомобильные предприятия Советского Союза работал над интересными и перспективными проектами. Рабочие старались создать машины, которые будут наделены только важными опциями. На счету автомобильного завода немало продукции, которая так и не увидела свет.
В 60-х годах на Запорожском заводе был разработан для того времени перспективный минивэн ЗАЗ-1201 на базе известного всем ЗАЗ-965. Бюро завода, которое занималось разработкой новых автомобилей от руководства страны получило задание создать небольшой минивэн. Так как в то время правительство очень было заинтересовано в развитии автомобильной промышленности стране. Но автозавод смог выпустить только один экземпляр минивэна. Поэтому о ЗАЗ-1201 к сожалению, не так много информации. Вот какая информация есть про минивэн ЗАЗ-1201.
Минивэн ЗАЗ-1201
Создавать минивэн конструкторам завода очень было нелегко. К тому же начинать работу над автомобилем с нуля это очень долго и недешево. Поэтому в качестве базы был взят автомобиль 965 модели. У машины колесная база была очень маленькой для такого крупного автомобиля. К тому же все узлы, агрегаты и запчасти также были взяты от уже известного на то время ЗАЗ-965. Несмотря на большое сходство машина имела кузов вагонного типа. Кузов единственного экземпляра был сделан не из металла, а из стеклопластика. Внешний вид не замысловатый, но некоторые элементы кузова явно опережали время. Большая площадь остекления предоставляла хороший обзор не только водителю, но и всем пассажирам. Вообще по своей конструкции минивэн во многом превосходил ЗАЗ-965.
В салоне микроавтобуса могли разместиться водитель и пять пассажиров. Места в салоне было предостаточно. Даже рослый человек в салоне мог разместиться комфортно. Водительское кресло и кресло переднего пассажира были стеклопластиковые и отделаны поролоном. Имели анатомическую форму и необычную конструкцию. Они были поворотными, на шарнирных кронштейнах. Благодаря этому посадка и высадка водителя и пассажира была комфортной. Пассажирские сиденья у ЗАЗ-1201 можно было складывать. В салоне можно было перевозить достаточно крупный груз. Двери были сдвижными, удобно раскрывались и пассажиры могли быстро садиться. Благодаря сдвижным дверям в салон было удобно загружать и крупногабаритный груз.
Про техническую часть практически нет никакой информации. Известно, что машина была оснащена тормозной системой барабанного типа на всех колесах. Задняя подвеска была независимая, а торсионная передняя. Про силовой агрегат известно, что где-то указывается что минивэн был оснащён бензиновым двигателем мощностью 27 лошадиных сил, а где-то что двигателем 30 сил. Всего скорее силовой агрегат был взят у ЗАЗ-965 и немного доработан для ЗАЗ-1201. Несмотря на это двигатель для такой машины все равно был слабый, но мог разгонять машину до скорости 70 км/ч. Но зато такой мотор был очень экономичный, на 100 км расходовал всего лишь 6-7 литров. Объем топливного бака 30 литров. Грузоподъемность минивэна 350 кг. Двигатель находился сзади. Доступ к нему осуществлялся через специальный люк. Охлаждение двигателя было воздушное. Чтобы он хорошо охлаждался по бокам были сделаны специальные отверстия. Общий вес автомобиля составлял 650 кг, не превышал вес ЗАЗ-695.
Когда разрабатывался и создавался запорожский минивэн было реализовано много задумок и передовых идеи. Но был произведен только единственный прототип ЗАЗ-1201. После небольших испытаний было выявлено, что модель имеет массу недостатков. А чтобы их устранить нужны финансы. Но, как и с большинством опытных автомобилей правительство отказало в финансирование модели. О начале серийного производства уже тогда не было никакой речи. Именно по этой причине машина и не пошла в серийное производство. ЗАЗ-1201 так и остался в единственном экземпляре.