Сделанный в псковской церкви кадр победил в престижной всероссийской премии в области фотографии Russian Photo Awards 2023. Его автор, печерянка Елена Плинер, рассказала «АиФ-Псков» о секретах съемки в храме и о Союзе церковных фотографов.
Два чуда
Елена родилась в Плюсском районе Псковской области. В два года родители привезли ее в Печоры. Сколько себя помнит, всегда везде ходила с фотоаппаратом. «В семье у меня фотосъемкой никто не занимался и не увлекался, но фотоаппараты у нас почему-то всегда были», – вспоминает она.
Сам процесс ей казался маленьким чудом: пойти, найти, сфотографировать, проявить, распечатать. Увлек он ее настолько, что она даже пошла в фотокружок.
Потом появились мобильные телефоны с камерами и чуда не стало. Фотография перестала быть чем-то необычным и редким, а процесс завораживающим, и свой фотоаппарат Елена отложила.
Она выучилась на учителя биологии и химии, полтора года поработала в школе, получила второе высшее образование и занялась растаможкой товаров. Но в какой-то момент рука снова потянулась к фотоаппарату, и жизнь изменилась.
Елена поехала в Санкт-Петербурге и прошла обучение. Говорит, что в первый раз хотелось это сделать оффлайн, чтобы максимально погрузиться в процесс, почувствовать и понять все его тонкости. Это потом уже были миллионы мастер-классов и обучающих онлайн-курсов. Собственно, учится она до сих пор.
«По первости фотографировала все подряд, потому что ну а как еще понять, что тебя заинтересует? А вот вести церковную съемку боялась. Это что-то неизвестное, очень личное. Пару тройку раз, когда меня просили об этом, даже отказывалась», – рассказывает девушка.
Все решил случай. Сделать фотографии с крещения у Елены попросили ее знакомые. Таинство должен был совершать священник, который крестил и ее дочь тоже, да еще и в той же самой церкви. «Было не так страшно, - признается она. - Я согласилась. Все прошло хорошо, да еще и священник отнесся к фотосъемке скорее с радостью. Сразу мне объяснил, куда заходить можно, а куда не стоит».
Первое время трудно было лишь в одном — не пропустить значимые моменты. К первой съемке Елена готовилась особо тщательно, и среди всего прочего заранее ознакомилась с последовательностью таинства, но тогда ей это мало помогло.
Понимание, знания, умения пришли с опытом, но первая фотосъемка крещения стала для нее знаковой. Она перестала отказываться от подобных заказов, понимая, что ей самой это доставляет большую радость и удовольствие. «Это, правда, таинство, – говорит девушка. – Собираются, как правило, самые близкие люди. Бывает совсем камерно и замираешь, потому что чудеса происходят. Иногда такая атмосфера, что аж до слез. Это что-то трогательное, торжественное и настоящее».
Красота веры
Пытаясь по максимуму вникнуть в процесс, Елена взяла несколько мастер-классов по церковной фотосъемке. Говорит, что каких-то обучающих курсов в этом деле нет, учиться приходилось методом проб и ошибок. «Как-то фотографировала рождественскую службу в Псково-Печерском монастыре, – вспоминает она. – Хотя, по правде говоря, там и своих фотографов хватает. С приходом митрополита Тихона пошла популяризация этого направления. Службы снимают и монахи, и семинаристы. Так вот, один монах мне тогда сказал, что фотограф в храме должен быть «как ниндзя»: везде и нигде одновременно. С тех пор я этого правила придерживаюсь: меня нет, но я здесь. А вот уже после того, как таинство заканчивается, я беру процесс в свои руки и делаю постановочные кадры».
Большим подспорьем в овладении мастерством церковной съемки стали советы коллег. Елена – член Союза церковных фотографов. Говорит, что организация эта небольшая и очень дружная, всегда можно обратиться за помощью, рекомендацией, обменяться опытом. «Мы как маленькая семья, и это здорово, потому что география огромная: от Иркутска до Калининграда. - рассказывает Елена. – Есть у нас и свои внутренние мероприятия. Например, этим летом в Иваново проходил съезд, в ходе которого обсуждали интересные темы».
В церковной съемке есть своя специфика, свои правила. «Я специально одеваюсь, – рассказывает Елена. – Беру перед съемкой благословение у священника. Во-первых, считаю это правильным, а, во-вторых, тем самым я даю понять, что я в теме, понимаю, что будет происходить и точно мешать не буду».
За все время работы она очень редко встречала, чтобы батюшки настороженно относились к фотосъемке. Почти каждый раз в процессе Елена успевает пофотографировать и храм, и этими фото при возможности всегда делится со священником. У многих приходов есть свои страницы в социальных сетях и фотографиям они всегда рады.
Еще одна особенность – в псковских храмах всегда очень мало света, и надо умело поймать моменты. «Я когда-то работала со вспышкой, но быстро поняла, что это не то, она убивает свето-теневой рисунок и все таинство. А в храмах ЮНЕСКО, кстати, и вовсе нельзя со вспышкой фотографировать», - отмечает Елена.
Порой она приходит в церковь просто для того, чтобы поснимать службу. Но тут, говорит, женщинам-фотографам сложнее. В отличие от мужчин, они имеют ограниченный доступ: поснимать в алтарь их никто не пустит. «Но мне все равно интересно, например, запечатлеть на фото какую-нибудь бабулечку лет под 90, которая в этот храм всю жизнь ходит».
Люди в церкви совершенно по-разному реагируют на фотографа. В монастыре, говорит Елена, никого фотоаппаратом уже не удивишь и не испугаешь, а в приходах прихожане, видя фотографа, порой стесняются, отворачиваются. «Я прекрасно понимаю их чувства, они пришли помолиться, а тут я со своим фотоаппаратом. Если чувствую, что кто-то не хочет, то настаивать никогда не буду», – говорит она.
Елена до сих пор живет в Печорах, хотя фотосъемку ей заказывают и псковичи, и жители Санкт-Петербурга. Чаще всего с семьями из других регионов работает в родном городе. В последние годы многие приезжают венчаться или крестить детей в Печоры и запечатлеть на память это событие просят Елену.
«Я православный человек, понимаю, что я снимаю, зачем это делаю, и рада, что у меня есть возможность через свои фотографии показать красоту нашей веры, – говорит она. – Возможно люди, которые фото увидят, сами захотят прийти в храм однажды».