Найти тему
Великая Евразия

7 малоизвестных фактов о христианстве на Руси (часть 1)

История христианства на Руси полна тайн и умолчаний. Предлагаю Вам информацию для размышления.

Всё было не так. То есть не просто не так, а буквально совсем по-другому! Мы, к сожалению, находимся в плену иллюзий навеянных нам СМИ, к которым я отношу официальную версию истории, в том числе касаемую церкви. Не верите? Вот пример: в конце XIX века российский император Николай I изумлённый отчётом немецкого исследователя русской деревни А. Гакстгаузена, отправляет из недр ведомства МВД вторую экспедицию, призванную разобраться с царящими в глубине народа традициями и верованиями.

В её составе по Ярославской губернии колесил будущий известный публицист И. Аксаков, тогда молодой чиновник ведомства внутренних дел. Благодаря его письмам друзьям и родным, мы имеем возможность оценить масштабы открытий религиозных предпочтений русских крестьян. Хотя по документам местной администрации все кругом значились православными, да и само население с готовностью подтверждало принадлежность к синодальной церкви, везде «почти все старообрядцы, да ещё, пожалуй, беспоповцы» .

Лично окунувшись в повседневную действительность, Аксаков оценил размах раскольничьих брожений в народе, с удивлением констатируя: «Право, Россия скоро разделится на две половины: православие будет на стороне Казны, Правительства, неверующего дворянства и отвращающегося от веры духовенства, а все прочие обратятся к расколу… Все соки испорчены, и едва ли есть исцеление. Кажется, нам суждено только понять болезнь и созерцать, как она пожирает постепенно ещё не вполне заражённые члены. Когда кончится наша Комиссия – Бог весть».

По итогам работы комиссии были подтверждены наблюдения барона Гакстгаузена о царящем в крестьянстве двоеверии, а число так называемых сект, было увеличено в 10 раз, да и то с оговоркой, что самые многочисленные и разветвлённые общества не поддаются учёту вообще. Напомню, что согласно официальной точки зрения тогда и уж тем более сейчас, население губерний Центральной России было поголовно истинно православным и воцерковлённым. На деле же, у чиновников «волосы дыбом на голове вставали» от увиденного.

Иногда чтобы обнаружить несоответствия истинного положения дел с доминирующей версией, достаточно провести простую проверку информации в доступных источниках. Всё дело в том, что многое из неизвестных фактов никто не скрывает, достаточно просто их не афишировать. Среднестатистический пользователь потребляет то, что ему подкидывает сеть и не критичен к всплывающим в мониторе сведениям. В пример можно привести вопрос обретения христианской веры народами населявшими Восточно-Европейскую равнину.

Содержание

1) Когда христианство пришло на Русь?

Крещение Киева князем Владимиром
Крещение Киева князем Владимиром

Официально принятая сегодня версия гласит, что христианство в массовом порядке было принято на Руси в правление великого киевского князя Владимира Святославовича примерно в 987-988 году. Эта дата считается канонической, широко и торжественно отмечается. Само событие известно и чтится отцами церкви издавна, но в то же время, ранее всегда отмечался факт прихода в I веке на Русь первого Ученика Иисуса Андрея Первозванного.

Вплоть до разгрома большевиками русской церкви, факт проповедования и основания Апостолом Андреем приходов христианской веры признавался церковными иерархами, российскими государями, а вслед за ними и всем остальным миром. Таким образом, на территории современной России в I веке была образована Апостольская церковь, причём первым Апостолом, что ставило её в совершенно особенное положение, по отношению ко всем остальным, включая римскую.

Изменения произошли уже после крушения СССР. С 1991-го года в риторике святейшего патриарха стала звучать только дата крещения Руси князем Владимиром, как бы пропуская вопрос миссии Андрея Первозванного мимо. В пределах Русской равнины активно торговали и проходили транзитом купцы с Запада и Востока. Надо при этом оговориться, что в Западной Европе изначально имела силу арианская конфессия, а в Азии несторианская, обе они в последующем были объявлены ересью и преследовались римской церковью.

Однако этот факт совсем не означает того, что названные направления веры не были представлены в традиционно многоконфессиональном пространстве Древней Руси. Задолго до времени князя Владимира известна и самовластная Скифская епархия, окормлявшая верующих южно-русских степей. Этот вопрос тоже как-то упускается из виду, но чтобы князю Владимиру креститься Херсонесе, там как минимум должна быть церковь. Подробнее с вопросом крещения Руси можно ознакомиться в статье Вся правда о крещении Руси.

-3

2) На Руси не сразу было православие

Вопреки расхожему мнению, сформировавшемуся опять-таки по умолчанию, православная вера укоренилась в нынешнем виде на территориях Руси-России далеко не сразу. Известные люди науки, доктора теологи и истории в один голос утверждают, как это не странно звучит, будто православие в классическом виде, который мы знаем и видим сегодня, стало шагать по российским просторам лишь с 1943-го года.

До этого в русских пределах практиковались различные течения христианской веры наряду с народными культами. И даже больше того, непосредственно христианская религия претерпела настолько значительные изменения, что их можно разделить, как минимум, на четыре больших этапа. Тем кто хочет подробнее ознакомиться с историей вопроса, рекомендую к прочтению статью На Руси было четыре разных версии христианства?

А я вслед за компетентными в таких вопросах людьми науки констатирую: народные верования и традиции у наших народов оказались настолько сильными и вписанными в «исходный код нации», что любая модель христианства вынуждена была учитывать их и приспосабливать свой устав. Это наблюдается и сегодня, когда глубинные народные праздники и обряды, гармонично вписаны в самую радикальную из всех моделей христианства, из исповедовавшихся когда-либо на Руси.

3) Язычество и двоеверие

Абсолютно все исследователи темы верований, обрядов и традиций русского суперэтноса, так или иначе проводят в своих трудах мысль о сочетании древних народных культов и обрядов монотеистических религий, будь то христианство или ислам. В повседневной жизни люди не задумываясь шли к знахарям, слушали сказителей, смеялись над скоморохами и одновременно с этим крестились на купола ближайшей церкви. Это и называется двоеверием.

Следует отметить устойчивую закономерность: чем крупнее населённый пункт или город, тем значительнее в нём наблюдался уклон в сторону монорелигии. И наоборот, чем удалённее от городских порядков были сёла и деревни, тем менее заметна становилась тонкая нить, связывающая быт крестьян с авраамическими обрядами и строгими церковными порядками. Исследователи утверждали, что в глубинке не найти было образованного по канонам веры попа или имама.

Подробнее эта тема раскрыта в статьях: Тайны русских заговоров: язычество или христианство? / Что лежит в основе русского язычества? / Возврат христианства к ведическим истокам?

Глубоко вписанные в подсознание народа ритуальные действия, с большим трудом замещались строгими предписаниями и непонятными церковными порядками. Это в первую очередь касалось, например, вопросов жизни и смерти, поминовения, работы на земле — то есть действий, напрямую связанных с нитью жизни каждого человека. И что интересно, первые версии христианства достаточно благосклонно относились к этим проявлениям. Двоеверие достаточно органично сосуществовало с христианством, вплоть до смены царствующей династии в XVII веке.

-4

4) Несториане Батыя, Орда и православие

Звучит несколько неожиданно, но специалисты однозначно и с фактами на руках утверждают: во времена, так называемого, «монголо-татарского ига» наблюдается, необъяснимый с официальной точки зрения освещения тех событий, расцвет культуры и христианской веры в Древней Руси. Массовое строительство каменных храмов и монастырей, выделение ханами Орды широчайших полномочий православной церкви, полное освобождение её от всяческих налогов и повинностей.

В чём искать причину столь неожиданной веротерпимости «страшных монголо-татар»? Для того чтобы понять это, нужно взвесить все имеющиеся факты и начать стоит задолго до самого «нашествия». Начиная с XII века католическая церковь активно проводит экспансионистскую политику на юге и на востоке. Крестовые походы собирают огромные армии и буквально стирают государства, где первым делом меняется и главенствующая религия на католицизм.

XIII век известен нам в истории постоянными попытками атаковать Новгородскую и Киевскую Русь, многочисленными буллами и призывами римских понтификов идти крестовым походом на восточных славян и Русь. Самый известный пример такого противостояния — борьба князя Александра Невского с тевтонскими братьями-рыцарями, шведами и польско-литовскими интервентами. В самое ближайшее время я представлю вам отдельную статью по этой теме, а пока обратим свои взгляды на запад.

Не помню примера, когда Запад отказался или свернул бы на полпути, почувствовав запах наживы. К середине XIII века папские послы прокатились по всем восточно-европейским землям, везде продвигая идею объединения церквей, то есть подчинение римской церкви. В отличии от Невского, не все князья послали папских легатов туда, где им самое место быть, некоторые согласились на принятие католичества. Назревала большая междоусобная война, где на стороне склонявшихся к католичеству, должны были присоединиться западные рыцари.

Все историки сходятся во мнении, что Ярослав Всеволодович и его сын Александр вступили в союз с Чингизидами, но по мнению историков, решились на это после Западного похода Батыя. Однако логика событий намекает на другую последовательность: сначала был заключен союз, а потом каждый занялся своим делом. Батый утюжил сепаратистов на юго-востоке Руси, а Ярослав с сыном в то же время на северо-западе отражали натиск неуместно активных папских рыцарей.

-5

Псы-рыцари: и никого не жалко…

Рекомендую к прочтению Монгольский крестовый поход (часть 1 и 2) / Монгольский крестовый поход (часть 3 и 4) / Как скифы сокрушили Латинскую империю.

Есть множественные упоминания о распространении христианства несторианского толка среди Чингизидов. Да и дальнейшие действия полков Орды, имеют логику только с учётом союзных обязательств перед русскими князьями. Подробно об этом рассказано в серии статей: Русский царь Батый / Русский царь Батый. Союз леса и степи / Русский царь Батый. Покорение Монголии. Стоит отметить тот факт, что одним из ярких примеров сотрудничества с папскими престолом, служит Даниил Галицкий.

Этот князь юго-западной Руси принял предложение Папы о союзе и получил от него корону короля Руси. Именно в его княжение Киев был разорён ордынскими войсками, а во время прохода армий Батыя через Галицко-Волынское княжество, он предпочёл спрятаться в Польше. Благодаря усилиям Невского, ордынский хан заставил Даниила участвовать в совместном походе на враждебную тогда Литву, чем вынудил уже литовцев обернуть своё оружие на запад. При всём этом, в выигрыше оказалась именно православная Русь.

Кроме всего прочего, поход Батыя в Европу снял угрозу вторжения армий крестоносцев для окончательного решения вопроса лояльности русских княжеств. Западная угроза на длительное время перешла в разряд вялотекущего конфликта. Ещё раз напомню о расцвете православия на русских территориях, начале преследования языческих волхвов и полноценного укоренения христианства, в качестве основной религии Руси.

Интересно, что при основании каждого населённого пункта в Золотой Орде того периода, хан приказал ставить там православную церковь. А в ордынском войске, стёршим в пыль армии западных рыцарей, очевидцы и современники узнавали русских, половцев, бродников и других народов Русской равнины, но не опознали ни монголов, ни татар. Набор рекрутов в армию Золотой Орды был прекращён только после последнего визита туда того же князя Невского, что наводит на мысль о прекращении взаимных обязательств.

Далее Орда и Русь жили также, как всегда осёдлые регионы жили в соседстве со степняками. А противоречия стали нарастать только после принятия в Золотой Орде ислама в качестве основной религии, да и то не сразу, а с течением времени. При этом крымский хан, к примеру, помогал Ивану III бить литву и поляков в качестве союзника. А настоящие проблемы возникли в Русском царстве лишь при смене царских династий в Москве.

Продолжение читайте в следующей части...

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: Великая Евразия.

Каталог публикаций канала: Добро пожаловать или посторонним В.

Моё сообщество ВКонтакте — «Великая Евразия». Немного другая история. Следите за главными новостями онлайн.

В издательстве КТК «Галактика» вышла моя новая книга о скифах «Скифы — белые кочевники Евразии» . Популярное изложение истории кочевого народа, создавшего огромную империю, о которую разбивались армии Александра Македонского, персидского царя Дария и римские легионы, дополненная сведениями генетиков. В магазинах Озон и Wildberries будет доступна для покупки с 6 февраля 2024-го года.