Найти тему
BFM.ru

Темп роста деловой активности в сфере услуг в РФ замедлился в январе

Индекс PMI в первом месяце года составил 55,8, в то время как в декабре он был выше 56. Редакция Business FM спросила предпринимателей, ощущают ли они спад деловой активности

   Soe Zeya Tun/Reuters
Soe Zeya Tun/Reuters

Индекс PMI сферы услуг РФ в январе 2024 года составил 55,8 пункта, говорится в материалах исследования S&P Global. Он слегка опустился с декабрьского значения в 56,2 пункта.

Однако, согласно отчету, даже при таком снижении деловая активность в сфере услуг год к году растет уже 12-й месяц подряд. Значение PMI выше 50 пунктов указывает на рост экономической активности, ниже — на спад.

Тенденции способствовал резкий рост заказов и количества новых иностранных предприятий в стране. Ожидания в отношении объема производства, как сказано в отчете, выросли до максимального с апреля 2019 года уровня. Оптимизм подкрепляется увеличением числа новых клиентов.

Редакция Business FM спросила представителей сферы услуг, как для них начался этот год и какие у них ожидания от оставшихся 11 месяцев:

Гендиректор юридической компании «Юрвиста», владелец гостиницы «Чемоданов» и совладелец сети кофеен Take & Wake Алексей Петропольский:

— Январь — это всегда в цикле года самый низкомаржинальный, низкоактивный месяц. Традиционно вся страна отдыхает 10-11 дней, люди уезжают на дачу, офисы все пустые, бизнес-центры тоже пустые. И конечно, ни о каких продажах в сфере товаров и услуг не может быть и речи. Люди выходят из анабиозного сна недели две, и только в феврале начинается какая-то деловая активность и возвраты к тем показателям, которые были в ноябре-декабре. Сейчас начинается февраль, в феврале традиционно огромное количество годовых мероприятий, крупные компании подводят итоги, проводят форумы. Туризм растет, поскольку люди приезжают по работе и останавливаются в отелях.

— А остальной бизнес? Кофейни?

— Кофейни сейчас возвращаются к росту, потому что у нас подавляющее большинство кофеен находится в торговых и бизнес-центрах , бизнес-центры начали оживать. А торговые центры, честно сказать, после санкций остаются депрессивными, потому что те бренды, которые ушли, заменяются другими, но того же потока посетителей они не несут.

Исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский:

«Мы занимаемся международными грузоперевозками. Всегда в январе и, наверное, до середины-конца февраля есть некий спад, поэтому пока мы не можем оценить субъективную динамику, чтобы свериться с предыдущими годами. Пока смотрим вперед с аккуратным оптимизмом. Конкретно в нашем случае нам помогает не очень дорогой доллар, потому что у нас, как правило, основной грузопоток, 95-98% всего грузопотока, — это импорт в РФ из различных уголков мира. Поэтому доллар на уровне 90 рублей — это тот показатель, при котором импорт в страну стабилен. Если рубль будет ослабевать, тогда мы уже можем прогнозировать снижение грузопотока».

Основатель и гендиректор туроператора «Арт-тур» Дмитрий Арутюнов:

«У нас в январе обычно имеют место две разнонаправленные тенденции. Во-первых , это, конечно же, выходные дни, что отражается на деловой активности в том числе. Вторая тенденция — повышающая, потому что январь — высокий месяц для бронирования, и в начале месяца, например, в эти дежурные дни, очень активно допродавалось все, что осталось на новогодние праздники. Плюс есть такая категория покупателей, мы их называем умные покупатели, которые пытаются ехать в зарубежные поездки не в самые пики, а либо до них, либо сразу после них, имея возможность очень сильно сэкономить. Потому что разница практически 50-70%, если сравнивать с самыми пиковыми датами: например, 8-9 января или 20 января. И плюс у нас наши традиционные направления, они как раз зимние — это страны Ближнего Востока во главе с Эмиратами, это страны Азии, острова Индийского океана — это то, что дарит нам тепло зимой. Поэтому, конечно же, январь для нас не низкий месяц, и мы, в принципе, его тоже закрываем обычно выше, чем предыдущие годы. И этот год не стал исключением, то есть у нас тоже немного повысился [спрос], не скажу, что в два раза, но рост очевиден».

Как отмечает S&P, темпы инфляции отпускных цен стали самыми резкими за последние три месяца. Рост производственных затрат был обусловлен увеличением расходов на электроэнергию, поставщиков, а также повышением заработных плат сотрудников. Темпы инфляции издержек хоть и стали самыми медленными с июня 2023 года, в целом оставались высокими.