Спускаемся в столичное метро
Общественный транспорт Москвы назвать лучшим в мире сложно: есть образцы и получше. Но для всей России — это недосягаемая высота. Ни у одного другого города нет и близких бюджетов, организационных ресурсов и (порою) политической воли, чтобы так активно модернизировать транспортную систему. Но это не значит, что все в столице идеально. Почему — продолжаем разбираться с Кириллом Зориным, который специально для читателей Newslab написал уже вторую статью про метро, электрички и трамваи Москвы.
Оценивая объективные успехи московского транспорта, надо учитывать одно важное обстоятельство: в столице игнорировать логистические проблемы просто невозможно, иначе мегаполис встанет колом. А это снижение деловой активности и налоговых поступлений.
Лишь в провинции на просторах соцсетей до сих пор идут баталии на тему: «что лучше — комфортно сидеть в пробке в личном автомобиле, или стоять в переполненной общественной «скотовозке». Потому что «безлошадные» могут в случае нужды и пешком пойти.
В Красноярске одна моя знакомая из-за вечных пробок несколько лет назад начала ходить пешком из Северного до Центра. Ее философия проста: лучше потратить время на ЗОЖ и пройти не менее 10 тысяч шагов в день, чем потерять его в пробке в переполненном автобусе.
В Москве это не вариант: регулярно пользуясь общественным транспортом, я «наматываю» не менее 6-7 тысяч шагов в день, просто перемещаясь из дома на работу и по пути заходя в магазин. Начну пешком ходить — будут все 20 тысяч шагов. Только вот я сейчас живу в трех станциях от работы, а не в десяти. А многие пересекают город из конца в конец.
В Москве развитие транспорта — насущная необходимость. Во-первых, никакие дороги и парковки не переварят столько машин, чтобы 20 миллионов людей разъезжали туда-сюда на личных автомобилях. А, во-вторых, даже элита, включая олигархов и сити-менеджеров, регулярно вспоминает жизнь простых смертных, стоящих в заторах, когда на работу едут федеральные министры и президент. Так что даже ради сугубо личного комфорта московским управленцам выгоднее как можно больше людей пересадить на общественный транспорт.
Естественно, сами господа, пользоваться транспортом не спешат. Мой приятель Денис, работающий учителем, год преподавал в элитной московской школе и лично общался с детьми, которые ни разу в жизни не спускались в столичное метро. Некоторые из них даже не верят, что оно существует. Ну а раз общественный транспорт — это для «прислуги», то зачем вкладывать деньги в то, чтобы все работало идеально? Внешне красиво, без особых сбоев работает — и ладно. А недостатки... Где ж их не бывает?
Штурм автобусов в столице тоже есть
Во-первых, несмотря на развитие транспортной системы, москвичи не забыли народную русскую забаву «влезь в переполненный автобус / вагон». Приезжие замечают это лишь если окажутся в метро в час-пик, или если какой-нибудь очередной самоубийца бросится на рельсы, парализуя движение на линии на час-полтора. А вот на московских центральных диаметрах и МЦК электрички регулярно опаздывают, их постоянно отменяют (по тем же путям и обычные поезда РЖД ездят). Ну а в некоторых новых ЖК за МКАДом люди порою час могут стоять только в очереди на сам автобус (естественно, переполненный).
Хотя теперь это в народе называется «очередями за шаурмой»: когда километровые толпы стали попадать в соцсети, чиновники Подмосковья возмутились и обвинили авторов фото и видео в... распространении фейков! Видимо, блогеры специально уговаривали народ ради хайпа в очереди на морозе постоять... Реакция чиновников понята: в собственной персональной реальности, опирающейся преимущественно на отчеты и постановочные фотографии с мероприятий с перерезанием красных ленточек, транспорт действительно работает идеально.
Отдельная история — московские трамваи. Когда я жил в Строгино, до метро надо было еще добраться (или идти пешком минут 25). Зимой, да и летом в жаркие дни, все напоминало игру в рулетку. Электробусы в час-пик могли встать в пробке со всем остальным транспортом, а трамваи скопиться на мосту у знаменитого ЖК «Алые паруса». В том районе была самая слабая подстанция Краснопресненского депо, и она «вылетала» уже при минус 10 градусов. А иногда ломались и сами трамваи, парализуя движение на всей линии.
Казалось бы, все проблемы решаются в два счета: наладить подстанцию, починить машины — это же Москва, бюджеты бескрайние. Но инсайдерские «сливы» в соцсетях рисуют иную картину. После присоединения трамвайных депо к единой системе московского транспорта денег перестало хватать даже на автоматизацию стрелок. Поэтому водителей вооружили ломиками и в том же Строгино и Щукино они теперь меняют направление рельс именно таким дедовским способом. Зимой вот так, много раз за день выбежав на улицу, водители подхватывают бронхиты и прочие ОРВИ. Но болеть некогда, или не получишь нормальную зарплату. А если что не нравится — ответ простой: увольняйся.
Бюрократия forever
Во-вторых, решение многих ситуаций, с которыми сталкиваются пассажиры, забюрократизировано и не отработано. Сейчас одна из самых актуальных проблем — блокировка карт «Тройка».
Идея простая: карточку надо прикладывать к валидатору не только на входе, но и на выходе. Зачем — не ясно: видимо, учет пассажиров ведется. Только вот на некоторых платформах московских диаметров турникеты не работают... или их вовсе нет! Да что турникеты! Я сам видел некоторые платформы, где билетная касса — это железный ларек из 90-х.
Именно из-за отсутствия турникета на выходе мой министерский знакомый лишился «Тройки» при поездке на дачу. Он честно пытался ее разблокировать. Оказалось, это делают только в отдельных офисах Метрополитена, но оттуда его послали в РЖД (дело-то на диаметрах городских электричек было). А оттуда — на конкретную станцию за справкой об отсутствии турникетов и валидаторов... В общем, восстановили «Тройку» через месяц и каким-то чудом. Теперь у него их две: одна для метро, вторая — отдельно для городских электричек на диаметрах...
Рассадник заразы
В-третьих, пользуясь «самой лучшей транспортной системой» России, не забывайте: это — главный источник заразы в Москве. По нарастающему чиху и кашлю пассажиров можно без всякого Роспотребнадзора определить, когда в столицу приходит новый вирус. Конечно, все вагоны вроде как проходят санитарную обработку, а в метро тетки с тряпками иногда протирают поручни эскалаторов. Ролики про это на инфоэкранах «крутят» регулярно. Но пара рейсов с переполненными вагонами — и толку? Кто-то реально из Мосгортранса замерял скорость, с которой в поездках плодятся бациллы? В пандемию хотя бы санитайзеры везде стояли.
Впрочем, простыть в московском транспорте легко и без эпидемий. Постоянные сквозняки в метро, мощные кондиционеры в трамваях и вагонах поездов заставляют жителей мегаполиса придирчиво выбирать гардероб. Здесь всегда надо иметь под рукой теплые, но легкие вещи, чтобы скинуть их, если жарко, и укутаться в них, если стало холодно. И даже летом в тридцатиградусную жару я как-то после часовой поездки завидовал девушке, на который был теплый свитер.
Но простудой дело не ограничивается. Иногда в транспорте, и даже в охраняемом метрополитене, можно в вагонах увидеть (и не только увидеть — вдохнуть!)... воняющих бомжей. После таких вот перформансов я стал совсем иначе смотреть на неистребимые пятна, которые постепенно покрывается кремовая обивка сидений в новых вагонах: вряд ли Мосгортранс нанимает работниц старательно обрабатывать сиденья хлоркой.
Безопасность явление относительное
Ну а, в-четвертых, есть вопросы и к безопасности. Нет, то, что украденные вещи найдут вмиг — не сомневайтесь! И потерянных детей отыщут. Транспорт напичкан камерами видеонаблюдения и такие вопросы решают быстро: опыт терактов не прошел даром. После внедрения системы распознавания лиц в метро даже находили преступников, которые годами были в розыске. Проблема в другом — в персонале и его отношении к работе.
Одна моя знакомая какое-то время встречалась с бывшим водителем трамвая, а ныне диспетчером. Даже если его истории — знатное вранье и преувеличение («фейк» — с точки зрения чиновников и руководства транспортного цеха), есть о чем задуматься. Как-то он рассказал, как лихо избежал проверки наркоконтроля: скорая с врачами приехала в 5 утра, а он уже вышел в рейс. А вот другим водителям не повезло — десятерых «замели»... Зато теперь, перейдя на повышение, он вместе с коллегами может открыто пить водку прямо у мониторов слежения за трамваями.
Конечно, все это можно воспринимать как фейки. Вот только есть и другие факты по поводу кадровой политики Мосгортранса. Если на должность водителей автобусов и трамваев еще берут приезжих, то позиции диспетчеров и прочих управленцев доступны только жителям Москвы и Московской области. Такая вот негласная политика, чтобы там не говорили яркие плакаты про вакансии с призывами присоединиться к большой и дружной команде московского транспортного цеха. Один мой знакомый, тоже приезжий, как-то оказавшись без работы, пытался утроиться в московский метрополитен мыть составы — не взяли: пропиской не вышел.
А при такой интересной политике желающих работать особо нет, да и мотивация работать хорошо у персонала хромает: а зачем «пахать», если уже есть московская квартира и прописка? Вот и закрывает Мосгортранс глаза на «шалости» персонала: другого-то нет.
После невольного знакомства с изнанками московского транспортного цеха, приходишь к выводу: при всем внешнем лоске и блеске транспортная система столицы не так уж сильно ушла вперед от российской. Ведь там тоже нередко отправляются в рейс мигранты, наевшись «насвая», да и менеджеры наверняка не прочь «снять стресс», и даже прямо на рабочем месте... И лишь в парадных отчетах и одобренных материалах СМИ совсем иная, «согласованная» картина...
Кирилл Зорин специально для Newslab, фото из личного архива автора
Больше интересных историй: