Найти тему
Newslab.ru

Штурм автобусов, рассадник заразы и мнимая безопасность: плюсы и минусы транспорта Москвы

Спускаемся в столичное метро

Общественный транспорт Москвы назвать лучшим в мире сложно: есть образцы и получше. Но для всей России — это недосягаемая высота. Ни у одного другого города нет и близких бюджетов, организационных ресурсов и (порою) политической воли, чтобы так активно модернизировать транспортную систему. Но это не значит, что все в столице идеально. Почему — продолжаем разбираться с Кириллом Зориным, который специально для читателей Newslab написал уже вторую статью про метро, электрички и трамваи Москвы.

Желающие уехать на московских электричках в час пик
Желающие уехать на московских электричках в час пик

Первая часть: «Московский блеск и российская нищета»: главные отличия общественного транспорта в столице и регионах

Оценивая объективные успехи московского транспорта, надо учитывать одно важное обстоятельство: в столице игнорировать логистические проблемы просто невозможно, иначе мегаполис встанет колом. А это снижение деловой активности и налоговых поступлений.

Лишь в провинции на просторах соцсетей до сих пор идут баталии на тему: «что лучше — комфортно сидеть в пробке в личном автомобиле, или стоять в переполненной общественной «скотовозке». Потому что «безлошадные» могут в случае нужды и пешком пойти.

В Красноярске одна моя знакомая из-за вечных пробок несколько лет назад начала ходить пешком из Северного до Центра. Ее философия проста: лучше потратить время на ЗОЖ и пройти не менее 10 тысяч шагов в день, чем потерять его в пробке в переполненном автобусе.

В Москве это не вариант: регулярно пользуясь общественным транспортом, я «наматываю» не менее 6-7 тысяч шагов в день, просто перемещаясь из дома на работу и по пути заходя в магазин. Начну пешком ходить — будут все 20 тысяч шагов. Только вот я сейчас живу в трех станциях от работы, а не в десяти. А многие пересекают город из конца в конец.

Это в Красноярске можно, если приспичит, пройти полгорода пешком, в Москве даже пользуясь транспортом, успеваешь пройти 6-7 тысяч шагов для здоровья.
Это в Красноярске можно, если приспичит, пройти полгорода пешком, в Москве даже пользуясь транспортом, успеваешь пройти 6-7 тысяч шагов для здоровья.

В Москве развитие транспорта — насущная необходимость. Во-первых, никакие дороги и парковки не переварят столько машин, чтобы 20 миллионов людей разъезжали туда-сюда на личных автомобилях. А, во-вторых, даже элита, включая олигархов и сити-менеджеров, регулярно вспоминает жизнь простых смертных, стоящих в заторах, когда на работу едут федеральные министры и президент. Так что даже ради сугубо личного комфорта московским управленцам выгоднее как можно больше людей пересадить на общественный транспорт.

20 миллионов на автомобилях не перевезешь, да и по дорогам кроме всех прочих регулярно ездят Президент и кабмин.
20 миллионов на автомобилях не перевезешь, да и по дорогам кроме всех прочих регулярно ездят Президент и кабмин.

Естественно, сами господа, пользоваться транспортом не спешат. Мой приятель Денис, работающий учителем, год преподавал в элитной московской школе и лично общался с детьми, которые ни разу в жизни не спускались в столичное метро. Некоторые из них даже не верят, что оно существует. Ну а раз общественный транспорт — это для «прислуги», то зачем вкладывать деньги в то, чтобы все работало идеально? Внешне красиво, без особых сбоев работает — и ладно. А недостатки... Где ж их не бывает?

Штурм автобусов в столице тоже есть

Во-первых, несмотря на развитие транспортной системы, москвичи не забыли народную русскую забаву «влезь в переполненный автобус / вагон». Приезжие замечают это лишь если окажутся в метро в час-пик, или если какой-нибудь очередной самоубийца бросится на рельсы, парализуя движение на линии на час-полтора. А вот на московских центральных диаметрах и МЦК электрички регулярно опаздывают, их постоянно отменяют (по тем же путям и обычные поезда РЖД ездят). Ну а в некоторых новых ЖК за МКАДом люди порою час могут стоять только в очереди на сам автобус (естественно, переполненный).

Хотя теперь это в народе называется «очередями за шаурмой»: когда километровые толпы стали попадать в соцсети, чиновники Подмосковья возмутились и обвинили авторов фото и видео в... распространении фейков! Видимо, блогеры специально уговаривали народ ради хайпа в очереди на морозе постоять... Реакция чиновников понята: в собственной персональной реальности, опирающейся преимущественно на отчеты и постановочные фотографии с мероприятий с перерезанием красных ленточек, транспорт действительно работает идеально.

Отдельная история — московские трамваи. Когда я жил в Строгино, до метро надо было еще добраться (или идти пешком минут 25). Зимой, да и летом в жаркие дни, все напоминало игру в рулетку. Электробусы в час-пик могли встать в пробке со всем остальным транспортом, а трамваи скопиться на мосту у знаменитого ЖК «Алые паруса». В том районе была самая слабая подстанция Краснопресненского депо, и она «вылетала» уже при минус 10 градусов. А иногда ломались и сами трамваи, парализуя движение на всей линии.

Казалось бы, все проблемы решаются в два счета: наладить подстанцию, починить машины — это же Москва, бюджеты бескрайние. Но инсайдерские «сливы» в соцсетях рисуют иную картину. После присоединения трамвайных депо к единой системе московского транспорта денег перестало хватать даже на автоматизацию стрелок. Поэтому водителей вооружили ломиками и в том же Строгино и Щукино они теперь меняют направление рельс именно таким дедовским способом. Зимой вот так, много раз за день выбежав на улицу, водители подхватывают бронхиты и прочие ОРВИ. Но болеть некогда, или не получишь нормальную зарплату. А если что не нравится — ответ простой: увольняйся.

Московские трамваи — новенькие, а переводят стрелки часто по старинке: ломиком.
Московские трамваи — новенькие, а переводят стрелки часто по старинке: ломиком.

Бюрократия forever

Во-вторых, решение многих ситуаций, с которыми сталкиваются пассажиры, забюрократизировано и не отработано. Сейчас одна из самых актуальных проблем — блокировка карт «Тройка».

Идея простая: карточку надо прикладывать к валидатору не только на входе, но и на выходе. Зачем — не ясно: видимо, учет пассажиров ведется. Только вот на некоторых платформах московских диаметров турникеты не работают... или их вовсе нет! Да что турникеты! Я сам видел некоторые платформы, где билетная касса — это железный ларек из 90-х.

На московских диаметрах надо прикладывать тройку не только на входе, но и на выходе, иначе ее заблокируют. А разблокировка стоит денег, времени и нервов.
На московских диаметрах надо прикладывать тройку не только на входе, но и на выходе, иначе ее заблокируют. А разблокировка стоит денег, времени и нервов.

Именно из-за отсутствия турникета на выходе мой министерский знакомый лишился «Тройки» при поездке на дачу. Он честно пытался ее разблокировать. Оказалось, это делают только в отдельных офисах Метрополитена, но оттуда его послали в РЖД (дело-то на диаметрах городских электричек было). А оттуда — на конкретную станцию за справкой об отсутствии турникетов и валидаторов... В общем, восстановили «Тройку» через месяц и каким-то чудом. Теперь у него их две: одна для метро, вторая — отдельно для городских электричек на диаметрах...

Рассадник заразы

В московском транспорте надо всегда ездить с теплыми вещами, даже летом в тридцатиградусную жару, потому что простыть — дело нехитрое.
В московском транспорте надо всегда ездить с теплыми вещами, даже летом в тридцатиградусную жару, потому что простыть — дело нехитрое.

В-третьих, пользуясь «самой лучшей транспортной системой» России, не забывайте: это — главный источник заразы в Москве. По нарастающему чиху и кашлю пассажиров можно без всякого Роспотребнадзора определить, когда в столицу приходит новый вирус. Конечно, все вагоны вроде как проходят санитарную обработку, а в метро тетки с тряпками иногда протирают поручни эскалаторов. Ролики про это на инфоэкранах «крутят» регулярно. Но пара рейсов с переполненными вагонами — и толку? Кто-то реально из Мосгортранса замерял скорость, с которой в поездках плодятся бациллы? В пандемию хотя бы санитайзеры везде стояли.

Впрочем, простыть в московском транспорте легко и без эпидемий. Постоянные сквозняки в метро, мощные кондиционеры в трамваях и вагонах поездов заставляют жителей мегаполиса придирчиво выбирать гардероб. Здесь всегда надо иметь под рукой теплые, но легкие вещи, чтобы скинуть их, если жарко, и укутаться в них, если стало холодно. И даже летом в тридцатиградусную жару я как-то после часовой поездки завидовал девушке, на который был теплый свитер.

Но простудой дело не ограничивается. Иногда в транспорте, и даже в охраняемом метрополитене, можно в вагонах увидеть (и не только увидеть — вдохнуть!)... воняющих бомжей. После таких вот перформансов я стал совсем иначе смотреть на неистребимые пятна, которые постепенно покрывается кремовая обивка сидений в новых вагонах: вряд ли Мосгортранс нанимает работниц старательно обрабатывать сиденья хлоркой.

Безопасность явление относительное

Ну а, в-четвертых, есть вопросы и к безопасности. Нет, то, что украденные вещи найдут вмиг — не сомневайтесь! И потерянных детей отыщут. Транспорт напичкан камерами видеонаблюдения и такие вопросы решают быстро: опыт терактов не прошел даром. После внедрения системы распознавания лиц в метро даже находили преступников, которые годами были в розыске. Проблема в другом — в персонале и его отношении к работе.

Одна моя знакомая какое-то время встречалась с бывшим водителем трамвая, а ныне диспетчером. Даже если его истории — знатное вранье и преувеличение («фейк» — с точки зрения чиновников и руководства транспортного цеха), есть о чем задуматься. Как-то он рассказал, как лихо избежал проверки наркоконтроля: скорая с врачами приехала в 5 утра, а он уже вышел в рейс. А вот другим водителям не повезло — десятерых «замели»... Зато теперь, перейдя на повышение, он вместе с коллегами может открыто пить водку прямо у мониторов слежения за трамваями.

Рекламные плакаты заверяют: в Мосгортрансе есть работа для всех желающих, даже приезжих. Но в реальности даже для того, чтобы быть в депо поезда, крайне желательна прописка в Москве или Московской области.
Рекламные плакаты заверяют: в Мосгортрансе есть работа для всех желающих, даже приезжих. Но в реальности даже для того, чтобы быть в депо поезда, крайне желательна прописка в Москве или Московской области.

Конечно, все это можно воспринимать как фейки. Вот только есть и другие факты по поводу кадровой политики Мосгортранса. Если на должность водителей автобусов и трамваев еще берут приезжих, то позиции диспетчеров и прочих управленцев доступны только жителям Москвы и Московской области. Такая вот негласная политика, чтобы там не говорили яркие плакаты про вакансии с призывами присоединиться к большой и дружной команде московского транспортного цеха. Один мой знакомый, тоже приезжий, как-то оказавшись без работы, пытался утроиться в московский метрополитен мыть составы — не взяли: пропиской не вышел.

А при такой интересной политике желающих работать особо нет, да и мотивация работать хорошо у персонала хромает: а зачем «пахать», если уже есть московская квартира и прописка? Вот и закрывает Мосгортранс глаза на «шалости» персонала: другого-то нет.

После невольного знакомства с изнанками московского транспортного цеха, приходишь к выводу: при всем внешнем лоске и блеске транспортная система столицы не так уж сильно ушла вперед от российской. Ведь там тоже нередко отправляются в рейс мигранты, наевшись «насвая», да и менеджеры наверняка не прочь «снять стресс», и даже прямо на рабочем месте... И лишь в парадных отчетах и одобренных материалах СМИ совсем иная, «согласованная» картина...

Кирилл Зорин специально для Newslab, фото из личного архива автора

Больше интересных историй:

Подросший маткапитал, СМС для вкладчиков и запрещенные пищевые добавки: новые законы с февраля 2024 года

Яды, которыми мы всё еще дышим