Найти тему
AFTERSHOCK

"Теоретик" сходил на реальное производство. И еще пойдет

Мне регулярно в комментариях пишут, что я теоретик и мне бы лучше посмотреть на реальное производство, "поговорить с настоящими людьми" а не выдумывать небылицы опираясь на какие то там цифры. Только вот факт из жизни: я проработал почти ровно 20 лет (без нескольких месяцев) на производстве. Более того, вел проектную деятельность и суммарно успел поработать и познакомится с бизнес процессами на десятках предприятий. Точно более 30 проектов и больше 100 предприятий. В массе своей это крупные ТПП от 700 человек штатной численности. Понятно что когда видишь разные предприятия и вникаешь в бизнес процессы, то сразу понимаешь, какие типичные ошибки есть в учете на разных предприятиях. И какие заблуждения есть у "людей от сохи".

Писал о том, что я и ватником из либерала стал после того, как погрузился в рамках проектной деятельности в "западные бизнес-​процессы" в рамках работы в дочке Шелл. Если до этого смотрел на многие вещи в розовых очках и восхищался какими то моментами в западной культуре управления предприятием, то по мере вникания в процессы Шелл начинал замечать кучи косяков в управлении. Собственно, так как до этого был хорошо знаком с крупной российской компанией из ТОП 3 российских в рамках которой и вырос как специалист, то мог сравнить российскую компанию и Шелл. И понял, что наша много эффективнее. Это и стало поворотным моментом в моем мировоззрение.

Чтоб долго не разглагольствовать, приведу такой пример: в российской компании внедрялось на всех предприятиях как правило одно и то же решения. Из-за централизации согласовать и объяснить всем интересантам необходимость подобного решения было сложно. Занимало много времени. То есть, система не гибкая и нифига оперативно не реагирует на изменения. Но, после внедрения все везде единообразно и поддерживать такое решение обходится компании значительно дешевле. Более того, за счет единообразности можно агрегировать информацию и собирать по всем площадкам. Что сильно прощает отчетность, бизнес процессы и прочее. Более того, чато управленческий учет как раз таки и заставляет бизнес работать в соответствии с учетной политикой. Так как отступления от нее не "ложатся в существующую ERP систему". Соответственно, есть специалисты которые погружены в продукт, есть глобальная служба поддержки и компания еще выбивает максимальные скидки из продавца продукта, так как на опте скиды получить всегда дешевле. А вот в западной можно было кучами разных способов протащить свое решение. В результате за десятилетия работы там такой зоопарк и зверинец, что даже в рамках одного управления могли иметь два приложения для решения одной и той же задач. Соответственно, на покупку, поддержку и внедрение тратилось несравнимо больше денег (чтоб в этом убедиться на цифрах откройте себестоимость добычи нефти у нас и них и вам наступит счастье).

Так вот постоянная ситуация: нам кровь из носа нужен этот отчет, или производство встанет. Начинаешь с ними разбираться что за отчет и почему "производство встанет". В 99% случаях оказывалось, что просто такой отчет так всегда делали и к нему все привыкли. После перехода на другой отчет / отчеты через несколько месяцев про предыдущий отчет никто не вспоминал. Потому что решение из коробки, как правило, более универсальное, удобное и правильное.

Или с другой стороны: нам нужны вот такие проводки в системе. Начинаешь разбираться, что за проводки, оказывалось что невнимательно читали учетную политику и оказывалось, что делали неправильно. Например, списание спецодежды при увольнении. Надо списать на затраты недоношенную СО и тряпки отдать на ветошь в РММ. Но кто - то умудрялся с работника удерживать, кто - то на склад возвращал спецодежду у которой срок полезного использования (более 12 месяцев) не закончился и т.д. Но в системе это делать нельзя и после внедрения начинали делать по учетной политике.

То есть, если говорим про учет, то в 9 случаях из 10 решение из коробки было правильное, а бухгалтерия хотела сделать какую - то херню. Поэтому я всегда максимально настаиваю на том, чтоб работали на коробочном решении.

Понятное дело, что мы внедряли "коробку" и например на 80-ти предприятиях не могли под каждый чих делать локализацию. Соответственно, с коробкой жили все предприятия и вполне успешно. А мы максимально бились за то, чтоб внедрить коробку. Чисто с финансовой точки зрения. А за деньги да. Правда удивительным образом заказчик тоже не готов был платить за хрень.

После внедрения все предприятия начинали наконец работать без нарушений и ЕДИНООБРАЗНО. У меня была тогда поговорка: лучше безобразно, но единообразно.

Поэтому. как человек внедрявший системы управленческого учет 20 лет утверждаю с полной ответственностью: лучше жить на коробке. Дешевле, удобнее, ПРАВИЛЬНЕЕ.
Ну или другой типичный прикол: прилетаем на очередное предприятие. Стандартная схема: их руководство, сильно вышестоящее согласовало все планы и оплатила наши работы. Но до конкретных исполнителей часто это не было донесено в нужном объеме. Мол приедут к Вам мальчике, чего то там будут делать. Ну и отношение соответствующе:

Давайте на следующей недели, подходите во вторник, а лучше в пятницу. Сейчас у меня времени на Вас нет. И один из стандартных тезисов: "Вы не представляете сколько у нас работы!! У нас ТАКИЕ объемы!!!". К сожалению для них, я прекрасно знал, какие у них объемы. После чего распечатывал кол-​во проводок по каждому бухгалтеру и представлял на суд представителям заказчика, которые отказывались работать с нами. Практика показывает, что те, кто больше всех возмущался, как правило меньше всех как раз таки работали. А я в свою очередь мог измерить в цифрах и сравнить с другими предприятиями. И вот это сравнение, как правило, было не в пользу возмущающихся. Раз 5 такой трюк точно проделывал и каждый раз находил понимание со стороны заказчика, что надо с нами поработать и прямо сейчас.

Обычный метод работы в такой ситуации. https://aftershock.news/?q=node/1057872

  1. Попробовали объяснить что это не мы придумали, что есть план работ. элементарно мы к вам прилетели, это уже затраты серьезные. Человеку ни о чем не говорит. Она видит что и сейчас работает по 10 часов в день. А с нами ей надо пахать по 14 часов в день месяц без выходных.
  2. Объясняем, что планы подписаны вице президентом компании (компания из ТОП российских, все ее на АШ прекрасно знают). Пофиг. Хотя для них это практически бог.
  3. Прибегает главный инженер, говорит, да, давайте отменять. Не можем. С кем согласовывать надо? Собственно, максимальный уровень конфликта. Естественно мы со своей стороны ни голос не повышали ни грубили, наоборот максимально вежливые. Но мне тогда 22 года, моему коллеги немного больше и мы выглядим мальчиками. Со стороны заказчика курирует проект в этом городе конкретный мужик. Вот вообще конкретный, который мог и послать и обматерить, но работу делал тоже конкретно. Говорим надо с ним и нашим руководством согласовать. Ну они решили согласовать с ним. Мы ушли. На следующий день мы примерно в к 8:30 приходим в офис, а уже у нас сидит наша главный бухгалтер, и сообщает что у нее сегодня время есть 4-е часа до обеда, и если надо она поработает с нами после окончания рабочего дня. Ну и так в течение месяца и по выходным практически полный рабочий день. (Понятно что отхватила по полной. Справедливости ради, мы потом скорефанились. Хорошая тетка. Мы весь месяц чай пили за их счет. Когда ж я принес чего то к чаю сказала: да я сроду представительские не трачу даже на половину. Хоть вы нам поможете. Вот печенья различные и конфеты как раз по статье представительские расходы и проходили. Чеки было главное сохранить.).

Это примерно о том, что человек пытался судить и рулить процессами, в которых не разбирается. Благо, есть другой человек, который может наставить на путь истинный.

Так вот, когда люди варятся на одном предприятии, им очень сложно отловить типичные ошибки, которые есть в данной отрасли. Это примерно как типичная ситуация с бухгалтером материальной группы: часто по 15-30 лет работают на одном месте. Свой учет знают, знают всех мастеров и кладовщиков с экспедиторами. Гоняют и тех и тех и уверены что знают бухгалтерию отлично. По факту же знают 10 проводок и в бухгалтерии на шарят от слова совсем. С такими сложнее всего было всегда работать.

Мы же, приезжая на каждое новое предприятие видели одни и те же ошибки на каждом новом предприятии. Как то в возрасте 24 лет, проработав уже 3 года с пересадкой прилетаю на серер. Там уже рабочий день близится к концу. А я ночь почти не спал, два перелета, сонный, в костюме приехал в итоге на предприятие. И меня ведут познакомится с главбухом. Говорим не больше 30 минут. За эти 30 минут я им указываю минимум на 5 ошибок учета. Задавал вопросы, "как делаете?" (в рамках проекта). Ну и с ходу нашел на то, чтоб ее и премии лишили и уволили в придачу. Причем это сделал не специально. Сонный. На расслабоне. На выходе сказал: "...завтра поговорим на эту тему...". Сам не подумал, а получилось вполне зловеще.

Картина Репина: прихожу с утра на работу. Меня сразу на входе ждут и просят зайти к главбуху. Там они сидят с замом как ученицы и ждут что будет. Поняв что напугал теток конкретно, сразу говорю: да мне главное как это в новой системе завести, просто есть такое решение, такое ... Вы пока подумайте как лучше сделать. Я служебки никакие писать не буду. Тетки откровенно выдохнули. Жили мы душа в душу в ту командировку. Нас в местной столовой отлично бесплатно кормили. Ну и мы им проект хорошо сделали. Тетки не воровали. Просто типичные ошибки. Хотя и типичное воровство тоже постоянно находили. Например пересортица (усредняют позиции с разницей в цене в 10 раз а потом на сторону по средней отпускают). Я такое по приколу находил. Примерно на каждом втором предприятии. Косил под дурочка: мол как так получилось? ... как исправить?... а так можно? ...Тоже помогало настроить каналы коммуникации. А что, у меня скрипты написаны, несколько минут запустит и посмотреть отчет. Зато как помогало периодически.

Правда вот с трубой было всегда сложнее. Воровали ее только в путь. Учет так что ногу сломаешь и не только. Поэтому мешали внедрить на всех этапах производства.

Причем в рамках проектной деятельности общаться приходилось от кладовщика на холодном складе на территориально производственном предприятии на севере до ТОП руководства. Когда все дороха бохато.

Все это я к чему: когда человек работал на разных предприятиях, он лучше понимает нюансы работы, может найти точки роста, найти косяки и так далее. По идее в этом и заключается консалтинг. Но консалтинг упирается в другую проблему: реальных специалистов мало. И чаще всего именно впаривают хрень всякую. Как то нам консультанты из большой четверки написали стратегию развития ИТ. Мы на нее посмотрели, сказали круто, заплатили кучу денег и положили в шкаф. В следующие два года к этой херне никто не обращался ни разу на моей памяти. Так как там было кучу моментов, которые реализовать нельзя.

Но если человек реально вник в бизнес процессы, вот он как раз таки и может реально помочь и сделать оценку. И вот подобный опыт в Ит мне часто позволяет говорить о типичных ошибках. Собственно, к чему я это все написал сегодня. Реально убили комментарии к предыдущей статье, где мне писал что мол "позор то вы это выложили".

Блин, реально? Александр, на самом деле знает отлично бухучет, знает его в рамках сотен предприятий. Прошел своими клиентами суды, и прочее и реально разбирается в производстве. И вот с этой точки зрения мне лично было крайне интересно с ним общаться и слушать его мнение про многие вопросы. То есть, это тот человек, который разбирается в малом и среднем бизнесе. Человек "от сохи". В общем то, и я тоже отчасти такой. Так вот, хотел бы вынести несколько тезисов, из предыдущего материала и сегодняшнего, которые думаю, многие не поймут.

  • Специализация улучшает качество и увеличивает производство
  • Грамотная конкуренция всегда полезна. В этом плане можно рассматривать аутсорс как конкуренцию для своих работников в плане улучшения качества работы.
  • Сейчас на рынке дефицит специалистов
  • На рынке сейчас дефицит кадров
  • Фрилансеры практически не способны выполнять качественно работу
  • Штрафы от государства можно уменьшать
  • Один человек не может все знать. Особенно бухгалтер.
  • Заниматься уходом от налогов сейчас опасно
  • Бухгалтерия - это сервис производства а не его сердце. Бухгалтер должен заниматься только бухгалтерским учетом

Ну это на мой взгляд. Что я вынес из беседы. Но странным образом многим не понравилось, что реальный человек из реального бизнеса с большим опытом делится своим опытом. Ну да ладно. Вопрос в практической области. Думаю делать серию видео, до 30-40 про реальное производство. И на каждом предприятии рассматривать набор одних и тех же вопросов:

  • Санкции. Как повлияли.
  • Импортозамещение. Серый импорт, потеря рынков, приобретение российского рынка.
  • Средства производства. Как поддерживать (серый импорт, ремонт, замена)
  • Кадры (Найм, обучение, текущая квалификация, текучка).
  • Оплата, социальный пакет

Хотел бы посоветоваться: какие еще области стоит рассмотреть? Только не надо писать станкостроение в России или микроэлектроника. Для конечных производственников это далекие вопросы. Пример такого видео вот https://vk.com/video-​173134511_456241224.

Автор - brekotin

Источник

Друзья, не забудьте поддержать автора лайком, а также подписаться на канал - AFTERSHOCK

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц