Мне регулярно в комментариях пишут, что я теоретик и мне бы лучше посмотреть на реальное производство, "поговорить с настоящими людьми" а не выдумывать небылицы опираясь на какие то там цифры. Только вот факт из жизни: я проработал почти ровно 20 лет (без нескольких месяцев) на производстве. Более того, вел проектную деятельность и суммарно успел поработать и познакомится с бизнес процессами на десятках предприятий. Точно более 30 проектов и больше 100 предприятий. В массе своей это крупные ТПП от 700 человек штатной численности. Понятно что когда видишь разные предприятия и вникаешь в бизнес процессы, то сразу понимаешь, какие типичные ошибки есть в учете на разных предприятиях. И какие заблуждения есть у "людей от сохи".
Писал о том, что я и ватником из либерала стал после того, как погрузился в рамках проектной деятельности в "западные бизнес-процессы" в рамках работы в дочке Шелл. Если до этого смотрел на многие вещи в розовых очках и восхищался какими то моментами в западной культуре управления предприятием, то по мере вникания в процессы Шелл начинал замечать кучи косяков в управлении. Собственно, так как до этого был хорошо знаком с крупной российской компанией из ТОП 3 российских в рамках которой и вырос как специалист, то мог сравнить российскую компанию и Шелл. И понял, что наша много эффективнее. Это и стало поворотным моментом в моем мировоззрение.
Чтоб долго не разглагольствовать, приведу такой пример: в российской компании внедрялось на всех предприятиях как правило одно и то же решения. Из-за централизации согласовать и объяснить всем интересантам необходимость подобного решения было сложно. Занимало много времени. То есть, система не гибкая и нифига оперативно не реагирует на изменения. Но, после внедрения все везде единообразно и поддерживать такое решение обходится компании значительно дешевле. Более того, за счет единообразности можно агрегировать информацию и собирать по всем площадкам. Что сильно прощает отчетность, бизнес процессы и прочее. Более того, чато управленческий учет как раз таки и заставляет бизнес работать в соответствии с учетной политикой. Так как отступления от нее не "ложатся в существующую ERP систему". Соответственно, есть специалисты которые погружены в продукт, есть глобальная служба поддержки и компания еще выбивает максимальные скидки из продавца продукта, так как на опте скиды получить всегда дешевле. А вот в западной можно было кучами разных способов протащить свое решение. В результате за десятилетия работы там такой зоопарк и зверинец, что даже в рамках одного управления могли иметь два приложения для решения одной и той же задач. Соответственно, на покупку, поддержку и внедрение тратилось несравнимо больше денег (чтоб в этом убедиться на цифрах откройте себестоимость добычи нефти у нас и них и вам наступит счастье).
Так вот постоянная ситуация: нам кровь из носа нужен этот отчет, или производство встанет. Начинаешь с ними разбираться что за отчет и почему "производство встанет". В 99% случаях оказывалось, что просто такой отчет так всегда делали и к нему все привыкли. После перехода на другой отчет / отчеты через несколько месяцев про предыдущий отчет никто не вспоминал. Потому что решение из коробки, как правило, более универсальное, удобное и правильное.
Или с другой стороны: нам нужны вот такие проводки в системе. Начинаешь разбираться, что за проводки, оказывалось что невнимательно читали учетную политику и оказывалось, что делали неправильно. Например, списание спецодежды при увольнении. Надо списать на затраты недоношенную СО и тряпки отдать на ветошь в РММ. Но кто - то умудрялся с работника удерживать, кто - то на склад возвращал спецодежду у которой срок полезного использования (более 12 месяцев) не закончился и т.д. Но в системе это делать нельзя и после внедрения начинали делать по учетной политике.
То есть, если говорим про учет, то в 9 случаях из 10 решение из коробки было правильное, а бухгалтерия хотела сделать какую - то херню. Поэтому я всегда максимально настаиваю на том, чтоб работали на коробочном решении.
Понятное дело, что мы внедряли "коробку" и например на 80-ти предприятиях не могли под каждый чих делать локализацию. Соответственно, с коробкой жили все предприятия и вполне успешно. А мы максимально бились за то, чтоб внедрить коробку. Чисто с финансовой точки зрения. А за деньги да. Правда удивительным образом заказчик тоже не готов был платить за хрень.
После внедрения все предприятия начинали наконец работать без нарушений и ЕДИНООБРАЗНО. У меня была тогда поговорка: лучше безобразно, но единообразно.
Поэтому. как человек внедрявший системы управленческого учет 20 лет утверждаю с полной ответственностью: лучше жить на коробке. Дешевле, удобнее, ПРАВИЛЬНЕЕ.
Ну или другой типичный прикол: прилетаем на очередное предприятие. Стандартная схема: их руководство, сильно вышестоящее согласовало все планы и оплатила наши работы. Но до конкретных исполнителей часто это не было донесено в нужном объеме. Мол приедут к Вам мальчике, чего то там будут делать. Ну и отношение соответствующе:
Давайте на следующей недели, подходите во вторник, а лучше в пятницу. Сейчас у меня времени на Вас нет. И один из стандартных тезисов: "Вы не представляете сколько у нас работы!! У нас ТАКИЕ объемы!!!". К сожалению для них, я прекрасно знал, какие у них объемы. После чего распечатывал кол-во проводок по каждому бухгалтеру и представлял на суд представителям заказчика, которые отказывались работать с нами. Практика показывает, что те, кто больше всех возмущался, как правило меньше всех как раз таки работали. А я в свою очередь мог измерить в цифрах и сравнить с другими предприятиями. И вот это сравнение, как правило, было не в пользу возмущающихся. Раз 5 такой трюк точно проделывал и каждый раз находил понимание со стороны заказчика, что надо с нами поработать и прямо сейчас.
Обычный метод работы в такой ситуации. https://aftershock.news/?q=node/1057872
- Попробовали объяснить что это не мы придумали, что есть план работ. элементарно мы к вам прилетели, это уже затраты серьезные. Человеку ни о чем не говорит. Она видит что и сейчас работает по 10 часов в день. А с нами ей надо пахать по 14 часов в день месяц без выходных.
- Объясняем, что планы подписаны вице президентом компании (компания из ТОП российских, все ее на АШ прекрасно знают). Пофиг. Хотя для них это практически бог.
- Прибегает главный инженер, говорит, да, давайте отменять. Не можем. С кем согласовывать надо? Собственно, максимальный уровень конфликта. Естественно мы со своей стороны ни голос не повышали ни грубили, наоборот максимально вежливые. Но мне тогда 22 года, моему коллеги немного больше и мы выглядим мальчиками. Со стороны заказчика курирует проект в этом городе конкретный мужик. Вот вообще конкретный, который мог и послать и обматерить, но работу делал тоже конкретно. Говорим надо с ним и нашим руководством согласовать. Ну они решили согласовать с ним. Мы ушли. На следующий день мы примерно в к 8:30 приходим в офис, а уже у нас сидит наша главный бухгалтер, и сообщает что у нее сегодня время есть 4-е часа до обеда, и если надо она поработает с нами после окончания рабочего дня. Ну и так в течение месяца и по выходным практически полный рабочий день. (Понятно что отхватила по полной. Справедливости ради, мы потом скорефанились. Хорошая тетка. Мы весь месяц чай пили за их счет. Когда ж я принес чего то к чаю сказала: да я сроду представительские не трачу даже на половину. Хоть вы нам поможете. Вот печенья различные и конфеты как раз по статье представительские расходы и проходили. Чеки было главное сохранить.).
Это примерно о том, что человек пытался судить и рулить процессами, в которых не разбирается. Благо, есть другой человек, который может наставить на путь истинный.
Так вот, когда люди варятся на одном предприятии, им очень сложно отловить типичные ошибки, которые есть в данной отрасли. Это примерно как типичная ситуация с бухгалтером материальной группы: часто по 15-30 лет работают на одном месте. Свой учет знают, знают всех мастеров и кладовщиков с экспедиторами. Гоняют и тех и тех и уверены что знают бухгалтерию отлично. По факту же знают 10 проводок и в бухгалтерии на шарят от слова совсем. С такими сложнее всего было всегда работать.
Мы же, приезжая на каждое новое предприятие видели одни и те же ошибки на каждом новом предприятии. Как то в возрасте 24 лет, проработав уже 3 года с пересадкой прилетаю на серер. Там уже рабочий день близится к концу. А я ночь почти не спал, два перелета, сонный, в костюме приехал в итоге на предприятие. И меня ведут познакомится с главбухом. Говорим не больше 30 минут. За эти 30 минут я им указываю минимум на 5 ошибок учета. Задавал вопросы, "как делаете?" (в рамках проекта). Ну и с ходу нашел на то, чтоб ее и премии лишили и уволили в придачу. Причем это сделал не специально. Сонный. На расслабоне. На выходе сказал: "...завтра поговорим на эту тему...". Сам не подумал, а получилось вполне зловеще.
Картина Репина: прихожу с утра на работу. Меня сразу на входе ждут и просят зайти к главбуху. Там они сидят с замом как ученицы и ждут что будет. Поняв что напугал теток конкретно, сразу говорю: да мне главное как это в новой системе завести, просто есть такое решение, такое ... Вы пока подумайте как лучше сделать. Я служебки никакие писать не буду. Тетки откровенно выдохнули. Жили мы душа в душу в ту командировку. Нас в местной столовой отлично бесплатно кормили. Ну и мы им проект хорошо сделали. Тетки не воровали. Просто типичные ошибки. Хотя и типичное воровство тоже постоянно находили. Например пересортица (усредняют позиции с разницей в цене в 10 раз а потом на сторону по средней отпускают). Я такое по приколу находил. Примерно на каждом втором предприятии. Косил под дурочка: мол как так получилось? ... как исправить?... а так можно? ...Тоже помогало настроить каналы коммуникации. А что, у меня скрипты написаны, несколько минут запустит и посмотреть отчет. Зато как помогало периодически.
Правда вот с трубой было всегда сложнее. Воровали ее только в путь. Учет так что ногу сломаешь и не только. Поэтому мешали внедрить на всех этапах производства.
Причем в рамках проектной деятельности общаться приходилось от кладовщика на холодном складе на территориально производственном предприятии на севере до ТОП руководства. Когда все дороха бохато.
Все это я к чему: когда человек работал на разных предприятиях, он лучше понимает нюансы работы, может найти точки роста, найти косяки и так далее. По идее в этом и заключается консалтинг. Но консалтинг упирается в другую проблему: реальных специалистов мало. И чаще всего именно впаривают хрень всякую. Как то нам консультанты из большой четверки написали стратегию развития ИТ. Мы на нее посмотрели, сказали круто, заплатили кучу денег и положили в шкаф. В следующие два года к этой херне никто не обращался ни разу на моей памяти. Так как там было кучу моментов, которые реализовать нельзя.
Но если человек реально вник в бизнес процессы, вот он как раз таки и может реально помочь и сделать оценку. И вот подобный опыт в Ит мне часто позволяет говорить о типичных ошибках. Собственно, к чему я это все написал сегодня. Реально убили комментарии к предыдущей статье, где мне писал что мол "позор то вы это выложили".
Блин, реально? Александр, на самом деле знает отлично бухучет, знает его в рамках сотен предприятий. Прошел своими клиентами суды, и прочее и реально разбирается в производстве. И вот с этой точки зрения мне лично было крайне интересно с ним общаться и слушать его мнение про многие вопросы. То есть, это тот человек, который разбирается в малом и среднем бизнесе. Человек "от сохи". В общем то, и я тоже отчасти такой. Так вот, хотел бы вынести несколько тезисов, из предыдущего материала и сегодняшнего, которые думаю, многие не поймут.
- Специализация улучшает качество и увеличивает производство
- Грамотная конкуренция всегда полезна. В этом плане можно рассматривать аутсорс как конкуренцию для своих работников в плане улучшения качества работы.
- Сейчас на рынке дефицит специалистов
- На рынке сейчас дефицит кадров
- Фрилансеры практически не способны выполнять качественно работу
- Штрафы от государства можно уменьшать
- Один человек не может все знать. Особенно бухгалтер.
- Заниматься уходом от налогов сейчас опасно
- Бухгалтерия - это сервис производства а не его сердце. Бухгалтер должен заниматься только бухгалтерским учетом
Ну это на мой взгляд. Что я вынес из беседы. Но странным образом многим не понравилось, что реальный человек из реального бизнеса с большим опытом делится своим опытом. Ну да ладно. Вопрос в практической области. Думаю делать серию видео, до 30-40 про реальное производство. И на каждом предприятии рассматривать набор одних и тех же вопросов:
- Санкции. Как повлияли.
- Импортозамещение. Серый импорт, потеря рынков, приобретение российского рынка.
- Средства производства. Как поддерживать (серый импорт, ремонт, замена)
- Кадры (Найм, обучение, текущая квалификация, текучка).
- Оплата, социальный пакет
Хотел бы посоветоваться: какие еще области стоит рассмотреть? Только не надо писать станкостроение в России или микроэлектроника. Для конечных производственников это далекие вопросы. Пример такого видео вот https://vk.com/video-173134511_456241224.
Автор - brekotin