Эссе с моими репортажными фотографиями с места сноса жилого дома. Ходил, фотографировал с разных сторон и приходили мысли. Этими мыслями делюсь с вами.
Зачем они вам? Может они будут созвучны вашим мыслям о жизни. Философским размышлениям. Бывают же у вас такие моменты, когда вы пытаетесь понять, что такое человек, что такое жизнь и другое в этом русле?
Думаю бывают. Вот и меня это событие навело на размышления о жизни человека, её смысле и прочее.
Что меня очень удивило, так это то, на сколько быстро снесли пятиэтажный дом. И даже вырыли фундамент. Через неделю ничего не осталось. Только небольшой след на земле от ковша экскаватора.
Пока я снимал фото, два экскаватора делали своё дело. Машины с большими бортами сновали туда-сюда. И дом растащили.
А ведь там жили люди. Целая эпоха прошла. Советская реальность, перестройка, судьбы, чьи-то жизни. Сколько всего было на этом месте?! Куда всё девалось? Осталось ли, что-то или останется ли что-то?
Может быть, сотрётся бесследно и никто не вспомнит даже, что здесь шумела и кипела жизнь?! Была жизнь и нету… Но ведь что-то должно остаться?!
Такие вопросы я себе задавал и вспоминал своих пчёл. Две пчелосемьи жили у меня один сезон на огороде. Затем несколько весенних дней следующего года.
Что меня удивляло? На том месте, где стояли ульи, сохранялась сфера пчелиной жизни! До осени ещё безмолвно звучало пчелиное: «Жу».
А здесь люди, человеки. Неужто всё стёрто со сносом дома. Специально ходил на место сноса через разные временные промежутки. Тишина. Ушло всё, никакого напоминания.
Если бы я не знал, не был свидетелем процесса то не узнал бы, что там стоял жилой дом. Это меня и побудило написать данное эссе.
Интересно? Читайте! Смотрите фото, пишите комментарии и ваши мысли на тему жизни, на тему эссе. Итак, продолжим:
1. Введение
1.1 Определение темы и её актуальность
1.2 Основной вопрос эссе
Особенность современного мира – человеческая деятельность стала охватывать широкие пространства. Это оставляет неизгладимый след в окружающей человека среде.
Человек воздействует на окружающую среду, преображает её, создаёт и разрушает. Поэтому сегодня вопрос – что остаётся после человека там, где он жил, стал особенно актуальным.
Тема моего эссе – философская и рассматривает взаимоотношение человека с окружающей средой. Его влияние на неё.
Наше общество постоянно сталкивается с проблемами экологического кризиса. С проблемами сохранения культурного наследия и восстановления природных ресурсов.
Основной вопрос, который я ставлю перед собой в данном эссе, разобраться, что остаётся после человека там, где он жил? Каким образом человек оставляет следы своего существования?
Какие вещественные и нематериальные остатки он оставляет после своего ухода? А также, как это влияет на окружающую среду и наши представления о жизни и смерти?
В данном эссе я пытаюсь найти ответы, на сложные философские вопросы, связанные со взаимодействием человека и его среды. Думаю, во все времена, человек задавался этой темой.
Возможно, современный человек даже в гораздо большей степени, чем древний. Потому что мест для полноценной жизни становится всё меньше.
Чистота среды нашего обитания резко падает. И возникает ещё множество проблем, которые можно легко изменить, если изменить сознание современного человека.
Нам есть чему поучиться у древних. Они жили так, чтобы ресурсы восполнялись. Древние прекрасно понимали, что несоблюдение этой позиции грозит вымиранием.
Современный человек находится в иллюзии нескончаемости ресурсов. А это далеко не так. Для раскрытия темы рассмотрю несколько понятий – человек, остаток, жизнь.
2. Понятие "человек"
2.1 Сущности и роль человека в мире
2.2 Взаимодействия человека с окружающей средой
Человек - это уникальное существо. Его отличие от животного мира в том, что он обладает разумом, сознанием и способностью творческого мышления.
Человек занял центральное место в мире и играет важную роль во всех сферах жизни. Он не только биологическое существо, но и обладатель культуры, идентичности и истории.
Изучение сущности человека позволяет нам понять его взаимодействие с окружающей средой. Человек активно влияет на мир вокруг себя, создаёт искусственную среду.
Он создаёт и изменяет свою среду. Стремится адаптироваться к ней и использовать её ресурсы для своих целей.
В то же время окружающая среда также оказывает влияние на человека. Она формирует его взгляды, поведение и образ мышления.
Данный вопрос рассматривал Лев Гумилёв в своём труде «Этногенез». Если хотите подробно изучить тему, то рекомендую.
Взаимодействие человека с окружающей средой имеет несколько аспектов. 1. Это физическое воздействие на природу, использование её ресурсов, создание и изменение городской среды. Влияние на животный и растительный мир.
2. Взаимодействие с окружающей средой через свою культуру, искусство, науку и технологии. Все эти аспекты определяют роль человека в мире и влияют на то, что остаётся после него там, где он жил.
Однако взаимодействие человека с окружающей средой не всегда положительно. Современный человек причиняет вред природе и нарушает баланс в экосистеме.
Поэтому вопрос о том, как человек взаимодействует с окружающей средой, требует серьёзного понимания. Люди и общество должны осознать свою ответственность за сохранение природы.
3. Понятие "остаток"
3.1 Размышление о том, что остаётся после ухода человека
3.2 Анализ физических и материальных следов его пребывания
Остаток - это всё, что остаётся после ухода человека из определённого места. Это могут быть физические и материальные следы его пребывания.
Следы остаются видимыми и ощутимыми даже после его ухода с определённого места. С «остатками» имеют дело археологи.
На основе раскопанных артефактов они делают выводы о человеке иного времени. Что позволяет нам лучше понять, каково влияние человека на окружающую среду и нашу жизнь.
Как негативное воздействие накапливается с течением времени. Но и так понятно – воздействие современного человека, по всем параметрам несравнимо с древним.
Анализ физических следов позволяет нам увидеть присутствие и активность человека в определённом месте. Это могут быть следы строительства, архитектурные сооружения, инфраструктура, созданная человеком.
Также могут быть артефакты и предметы, которые он создал или использовал. Предметы быта и искусства, например.
Однако помимо физических следов, оставленных человеком, есть нематериальные следы его пребывания. Его наследие в виде знаний, идей, культуры, традиций и ценностей, которые он передаёт следующим поколениям.
Нематериальные следы могут быть менее очевидными, но они также имеют огромное значение. Они влияют на наше общество и нашу культуру. И как следствие – влияют на среду обитания.
Потому что сознание формирует инструменты воздействия на эту среду. Воспитание формирует бережное отношение к природе, к ресурсам, ко всему живому.
След человеческой жизни может быть положительным - в виде созданных сооружений, наследия и достижений. А может быть отрицательным - в виде разрушений природы, загрязнения окружающей среды и потери культуры, артефактов.
В случае моей фотосъёмки: что оставили жители снесённого дома? Физического следа никакого. Нематериального? Сказать об этом невозможно, так как нет документов, говорящих о том, кем были эти люди.
А из архивов ЖКХ ничего интересного не выудить. Да и скажем честно – археологические раскопки не могут дать аутентичного и полного представления о жизни древнего человека.
Мы имеем лишь теории и гипотезы, часто придуманные учёными. Но восстановить детально жизнь древних людей по «остаткам» невозможно. Следующее, философское понятие – жизнь.
4. Понятие "жизнь"
4.1 Цикличность жизни и смерти
4.2 Память и культура
Жизнь - фундаментальное понятие, которое отражает сущность человеческого существования. Жизнь - это состояние, в котором мы существуем, дышим и проявляем свою активность.
Цикличность жизни и смерти является неотъемлемой частью бытия человека и всего живого на планете. Жизнь и смерть тесно связаны между собой, и одно без другого не существует.
Смерть - это естественное завершение жизненного цикла. Цикличность жизни и смерти напоминает нам о бесконечном потоке изменений и обновлений, который происходит в мире.
Данный процесс безостановочный. Меняется человек, меняется его сознание. Для нас всех важно в какую сторону. Положительную или отрицательную.
Наследие человека не ограничивается только физическими остатками. Человек также оставляет после себя память и культуру. Память о человеке и его жизни передаются через поколения, сохраняя его историю, опыт и мудрость.
Культурное наследие включает в себя искусство, литературу, музыку, традиции и ценности, обряды, которые передаются от одного поколения к другому. Это наследие помогает нам сохранить и передать культурную идентичность нашего общества.
На примере снесённого дома: ушли люди и унесли с собой всё, чем жили. Песни, которые пели, музыку, которую слушали. Ушёл пласт культуры, пласт воспоминаний. Просто стоя на месте бывшего дома, мы не можем это «прочесть» и ощутить.
Размышление о наследии человека, через память и культуру даёт понять, какое значение имеет жизнь и как она влияет на нас и наши представления о мире.
Помогает нам увидеть её вклад в развитие общества и формирование наших ценностей. Она создаёт связь между поколениями, обогащает нашу культуру и позволяет нам учиться на ошибках и достижениях предыдущих поколений.
5. Влияние человека на окружающую среду
5.1 Экологический след, оставленный человеком
5.2 Плоды присутствия и деятельности человека
Наиболее острая проблема современного мира – влияние человека на окружающую среду. Человеческая деятельность приводит к значительным последствиям для природы.
Меняется климат и устойчивость экосистем нашей планеты. Анализ экологического следа, оставленного человеком, помогает лучше понять влияние человека на окружающую среду. А также сделать необходимые шаги для её сохранения и улучшения.
Экологический след, оставленный человеком, представляет собой совокупность негативных изменений в окружающей среде, вызванных его деятельностью. Это загрязнение воздуха, воды и почвы, вырубка лесов и уничтожение природных местообитаний.
Изменение климата, истощение природных ресурсов и потеря биологического разнообразия. Экологический след также включает в себя проблемы, связанные с отходами и переработкой, энергетическими ресурсами.
Влияние человека на окружающую среду также имеет социальные и экономические последствия, такие как: потеря рабочих мест, ухудшение условий жизни и снижение качества жизни.
Однако не всякое влияние человека на окружающую среду является негативным. Человек оказывает и положительное влияние, принимая меры по охране природы, устойчивому использованию ресурсов и защите экосистем.
Мы можем выбирать более экологически чистые и энергоэффективные технологии, участвовать в экологических инициативах. Сокращать потребление ресурсов и промышленные выбросы, сохранять биологическое разнообразие.
6. Заключение
В моём эссе я рассмотрел ряд важных и актуальных тем и понятий, связанных со взаимодействием человека и окружающей среды. Проанализировал след, который оставляет человек. Показал актуальность и остроту этой темы.
Одна из основных идей моего эссе – человек активно влияет на окружающую среду и оставляет после себя следы своего присутствия. Я рассмотрел физические и нематериальные следы, наследие через память и культуру. Обсудил важность понимания цикличности жизни и смерти.
Анализ экологического следа, оставленного человеком, показывает серьёзность проблемы влияния человека на окружающую среду. Мы увидели негативные следствия – загрязнение среды, потеря биологического разнообразия и изменение климата.
Также я показал положительные аспекты, связанные с охраной природы и устойчивым использованием ресурсов. Мероприятия, связанные с восполнением и умножением ресурсов.
Человечество может внести свой вклад в оздоровление среды, выбирать экологически чистые технологии и принимать меры по сохранению природы. Очень многое зависит от выбора конкретного человека и общества в целом.
Даже один голос имеет значение. Поняв, что человек неизбежно связан со средой и среда тоже влияет на человека, мы можем сознательно строить свою жизнь и жизнь общества.
Могу чётко и определённо сказать – в ближайшие годы эти вопросы встанут ещё более резко. Дойдёт до того, что это будет вопросом жизни или смерти.
Мы все ответственны за среду нашего обитания. Постепенно удаляясь от природы в города, человек всё больше создаёт искусственный мир. И этот мир тихо, а порой и бурно, планомерно уничтожает природу.
К чему это я? Да к тому, чтобы вы понимали происходящее и воспитывали своих детей в лучших традициях гармоничного взаимодействия с окружающим миром, природой.
Чтобы вы оставили светлый след на земле, преумножили культурное, нематериальное и материальное наследство. Чтобы потомки вспоминали вас добрым словом и гордились правильным выбором и позицией.
Желаю счастья вам и вашим детям, внукам и правнукам. Этногенез в действии. Жить на земле и нам и нашим детям. Что останется, что сохраним – зависит только от нас самих!
пысы: мои статьи о фотографии, практика и немного теории доступны здесь:
https://photographyx.ru/
Мои фотоработы смотрите в постах и подборке под шапкой канала.
Эр Соготох Чоронкин,
сказитель, варганист, фотограф, писатель, просто – неравнодушный человек