Найти тему

Каждый пятый россиянин становился жертвой телефонного мошенничества

Жители России поделились с «Вебером» своим мнением о телефонных мошенниках.

Эпоха цифровизации и информационных технологий, помимо очевидных преимуществ, остро поставила вопрос о сохранности персональных данных пользователей интернета. Не секрет, что наши данные становятся цифровой «витриной», доступ к которой могут получить третьи лица, в том числе спамеры и мошенники. В результате сегодня каждый человек – потенциальная жертва обманных схем мошенников, выдающих себя за специалистов службы безопасности банка, судебных приставов и следователей.

«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников», — поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.

Самые распространенные звонки от мошенников – это от службы безопасности банка (69%), от «сотрудников» правоохранительных органов и государств (65%), сообщения о попавшем в беду родственнике и просьбы о помощи (21%).

«Вебер» также сообщил, что 81% россиян не продолжают разговор, если начинают подозревать, что на том конце провода – мошенники. При этом лишь 29% уверены: они бы смогли понять, что разговаривают с мошенником.

В Югре самым распространенным способом совершения преступлений являются звонки лжесотрудников банка или правоохранительных органов. На втором месте – продажа и покупка различных товаров в сети Интернет. Далее следуют инвестиции в сомнительные брокерские организации и игры на бирже.

«Основными причинами роста регистрации преступлений и соответственно причиненного ущерба остаются низкий уровень финансовой и технической грамотности населения. Граждане до сих пор не понимают, как работают банковские учреждения, как правильно пользоваться банковской картой и какие контрольные данные разглашать запрещается. Они не знают основные правила безопасности использование сети интернет. Это приводит к тому, что результативность профилактики значительно снижается», - отметил начальник отделения по противодействию преступлениям, совершаемым с использованием ИТТ Управления уголовного розыска УМВД России по Югре Алексей Распутний.

По его словам, среди причин также - естественный ход развития общества. «По мере того, как современное общество все больше использует цифровые технологии в своей повседневной жизни, появляются новые схемы совершения преступлений. Развитие вычислительной техники также сказывается на рост преступлений IT-направленности», - сказал он.

Интересно, что 81% признались, что никогда не дослушивают рекламные предложения по телефону до конца; 29% рассказывают своим близким и родным, как не стать жертвой обманных схем; 28% хоть раз вели диалог с мошенниками ради шутки/не всерьез; 15% сталкивались с новыми мошенническими схемами, когда злоумышленники отправляли видео или аудиосообщения, сгенерированное нейросетью.

Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 8 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 300 россиян старше 18 лет.

Читать в источнике