Найти тему
Такая История

Страна Таманго

Случайная встреча

В один из зимних дней я приехал в архив. Надо было поработать с очередной порцией документов. Здание советской постройки, парковка чисто символическая, и я как-то неуклюже разместился. Пришлось сдавать назад. Надо было съехать задом вниз, да еще по косогору, а под колесами приличный слой «каши» из свежевыпавшего снега. Мою «девятку» ожидаемо потащило вбок, и вскоре ее правая сторона оказалась совсем рядом с задним бампером белого джипа «Мерседес», принадлежащего руководителю бригады рабочих, разбиравших соседнее с архивом здание, стоящее ниже по склону.

Источник: sportishka.com
Источник: sportishka.com

Увидев мои маневры, к своей машине подошел южной наружности бригадир и с соответствующим акцентом поинтересовался, не продернуть ли ему вперед, бросив небрежно и с едва заметной надменностью, которая как бы сама собой в такой ситуации полагается, что мол, его бампер стоит 150 тысяч. Я в целом контролировал процесс, но все же для надежности согласился. Южанин важно, но снисходительно сел в машину и проехал несколько метров вперед. Я спустился вниз, взял разгон и заехал как надо и куда надо. Пустяковая, казалось бы, ситуация довольно банально разрешилась. Но что-то в мозгу не давало покоя. Это была мысль о том, что моя машина стоит 30 тысяч, а бампер – 150. Вы можете подумать, что тут я начал печалиться, как несправедлива ко мне жизнь так далее. Но моя мысль состояла не совсем в этом (иначе и писать бы не стоило:)). А подумал я о том, что я могу в любой момент заехать в пункт приема металла и сдать свою машину за 25 тысяч. Такова ее реальная себестоимость, которая никак не опустится ниже. А тот бампер представляет собой кусок пластика, за утилизацию которого не только не дадут денег, но придется еще и доплачивать.

Источник: a.d-cd.net
Источник: a.d-cd.net

Демонстративное потребление

Что же толкает людей на такие нелогичные траты? – промелькнуло у меня в голове. Ведь по потребительским свойствам одна машина, конечно, может быть лучше другой, ну, скажем в 2-3, ну может быть в 5 раз (хотя это уже очень маловероятно). А люди готовы платить за одну машину в сотни раз больше, чем за другую, причем они готовы даже бороться между собой за само право сделать это. Автомобиль тут всего лишь частный случай, и данная схема подходит к великому множеству других вещей. Считается, что людям в экономике присуще рациональное поведение. Но где же оно в данном случае? Зачем совершать такие покупки, которые очевидно невыгодны для покупателя?

Один из вариантов объяснения тут может быть основан на теории праздного класса и демонстративного потребления Т. Веблена. Этот ученый выступал с идеей о том, что люди очень часто покупают вещи всего лишь для того, чтобы создавать тем самым некое впечатление о себе. Очевидно, что рациональное зерно в этой теории присутствует. Сложно не согласиться, что очень многие покупки совершаются именно по этой причине.

Источник: hips.hearstapps.com
Источник: hips.hearstapps.com

Над схваткой

Но тут я вспомнил вот о чем. Миллиардер и один из богатейших людей США 1960-х – 1970-х гг. Поль Гетти экономил на поездках в такси, выбирая время, когда тариф ниже, а в ресторан старался ходить в часы, когда не играет оркестр, потому, что так дешевле. Другой американский миллиардер, нефтяной магнат Гарольд Хант, которого молва обвиняла ни много, ни мало, в организации убийства Кеннеди, почти всю жизнь ездил на одной и той же машине и изнашивал свои пиджаки до дыр.

Очевидно разительное отличие между теми, кто готов отдать львиную долю своего относительно небольшого богатства за вещь, способную впечатлить окружающих с одной стороны, и теми, кто, имея колоссальные деньги, не собирается никого впечатлять своими покупками с другой.

Жан Поль Гетти. Источник: images.thevoicemag.ru
Жан Поль Гетти. Источник: images.thevoicemag.ru

В чем же причина этой разницы? Самый явный ответ – в том, что вторые уже всем все доказали и больше им доказывать нечего и некому. Первые же только идут по этому пути и (увы) подавляющая часть не сможет дойти до конца, навечно застряв в положении осла, тянущегося к морковке.

Ничего личного

А ведь потребление «доказывающих» можно использовать в качестве хорошего средства для заработка. Чем их больше, тем больше можно сделать прибыли. Пополнение этой группы – основной источник дохода для группы «доказавших». Эксплуатируя стремление впечатлить других, следует вовлекать в эту орбиту максимальное число людей, прививая им соответствующую систему ценностей и одновременно, разрушая иные ценностные системы. Этот процесс есть колонизация, которая сегодня перешла в стадию глобализации.

Уже много столетий тому назад белые люди из Европы стали приезжать в Африку, Азию и другие регионы, где прививали местным жителям свои ценности, делая их идеалом и смыслом жизни для наиболее продвинутой (образованной) части аборигенов.

-5

При этом правду, конечно, никто не говорил, действительность сильно приукрашивалась.

Наивных людей удивляли какими-нибудь яркими бусами или шляпой с перьями. Обладавшие полной властью на своей территории вожди аборигенов при полном отсутствии сколько-нибудь серьезного общественного контроля над их деятельностью, увязнув в созданной для них виртуальной реальности, теряли всякие берега и не гнушались ничем ради того самого демонстративного потребления. Без какого-либо зазрения совести они отдавали практически даром самое дорогое (и даже священное), что у них было: земли, на которых жили их предки или становившихся товаром своих соплеменников.

Комплекс собственной ущербности

Но на чем зиждется готовность отдать истинно ценные вещи (людей, территории, природные ресурсы), которые никогда не обесценятся, за воздух или фантики? Одно из условий, как уже было сказано – это полное отсутствие контроля туземных обществ за деятельностью своих правителей и зачастую даже отсутствие понятия о таком контроле. «Белому человеку» неизмеримо проще иметь дело с такими обществами, поэтому он всячески поощряет необразованность, мракобесие, деспотизм и отсталость своих доноров (вспомним, чью сторону принял запад в событиях октября 1993 года в Москве).

Конечно, не обойтись без соответствующих моральных качеств туземной «элиты». Но кроме этого, несомненно, должна иметь место и внутренняя готовность локальных вождей к тому, что их обманывает «белый человек». То есть они сознательно это одобряют (большинство из них не являются идиотами). И одобряют они это, по всей видимости, потому, что признают себя недочеловеками по отношению к «белым людям».

-6

Это можно назвать комплексом провинциальной ущербности. Он есть и в России. У нас он принял форму низкопоклонства перед западом, зародившегося еще в допетровское время. Если мы посмотрим вокруг себя, то найдем множество доказательств того, что это и сегодня очень распространено. Обилие английских слов в языке, употребление которых считается сегодня признаком прогрессивности (в XVIII веке это были немецкие словечки, а в XIX французские), западные бренды (или оформленные под западные) являются абсолютными лидерами рынка, центральные улицы наших городов пестрят названиями (опять таки сплошь на английском) типа «Парижская косметика», «Польская мода», кафе «Прага» и т. д., но вряд ли есть в России хотя бы один магазин с названием типа «Платья из Улан-Батора» или что-то подобное. Это настолько вошло в жизнь, что люди уже давно перестали задумываться об этом, это стало само собой разумеющимся фактом. Таким образом, по сути дела, неотъемлемой частью нашего менталитета является признание своей неполноценности перед западом. Это и есть комплекс провинциальной ущербности.

Интересно, что в сегодняшние дни, когда на нашу страну обрушились санкции и запад показал известную часть своего тела, в нашем обществе практически не видно попыток самоанализа. Вместо постановки вопроса о своей «самости», видны лишь импульсивные попытки остаться в прежнем положении, но теперь не по отношению к западу, а по отношению к востоку.

Незавидная участь продавшегося вождя

В знаменитом рассказе П. Мериме «Таманго» африканский делец, сотнями продававший своих соотечественников за безделушки европейцам, сам оказался брошенным в трюм к проданным им же рабам, поскольку попытался показать работорговцам свое «я». Он поднял восстание на корабле, и рабам удалось перебить всю команду. Но управлять кораблем они не умели и в итоге погибли.

-7

Этот сюжет гениального писателя является готовым сценарием развития любой территории, где правят такие таманго. Условным Ханту и Гетти абсолютно наплевать, бегают ли таманги по джунглям в набедренной повязке и в шляпе украшенной перьями или покупают для своих собак частные самолеты, их участь, а также судьба территорий, которые они населяют, давно определена. Поэтому, как ни тяжек был путь Ленина, Хо Ши Мина, Лумумбы, Санкары и других, только он один может обеспечить стране настоящую свободу. Не случайно столько сил брошено на шельмование этих и подобных им людей.

Конечно, не всем быть революционерами. Но вполне реально начать с малого. Ну, хотя бы с того, что не стоит влезать в многолетние долги только ради того, чтобы на вашем телефоне был нарисован огрызок (это ни что иное, как очередной пример покупки ярких бус у «белого человека»). А еще, безусловно, надо заниматься самообразованием, благо дело, возможности для этого сегодня гораздо лучше, чем когда бы то ни было прежде.

  • Если статья понравилась – ставьте лайк!
  • Помочь каналу: карта сбербанка 2202 2002 3267 4364