Мишель Пфайффер (Родилась 29.08.1958)
Боже, как летит время! Казалось бы, еще совсем недавно Мишель Пфайфер впервые появилась на экране: тонкие черты лица, сияние огромных зеленоватых глаз, стройная, хрупкая фигура. Но вот уже больше 10-ти лет она снимается в кино, и неумолимая стрелка отсчета ее жизненных весен проходит где-то между 30 и 40...
Впрочем, время не властно над ее красотой, и с каждой новой лентой ее известность стремительно расширяет границы. Со времени выхода в отечественный прокат гангстерского триллера Джонатана Дэмма «Замужем за мафией» она, быть может не ведая о том, приобрела в нашей стране миллионы восторженных поклонников, которые, затаив дыхание, следили за острыми поворотами судьбы ее героини, в один прекрасный день узнающей, что ее погибший муж был связан с преступным миром...
Если бы Мишель Пфайфер была французской актрисой, она, быть может, стала бы звездой изысканно-интеллектуальных, рафинированных картин Алена Роб-Грийе, Алена Рене или виртуозных трагикомических притч непревзойденного знатока женских душ Мишеля Девиля... Но она снимается в Америке, и американский кинематограф предлагает ей роли в фильмах иного плана – в гангстерских драмах, триллерах, романтических сказках, пародиях...
Впрочем, есть у нее роль и вполне европейского стиля – в экранизации «Опасных связей», поставленной англичанином Стивеном Фрирсом, она, опираясь на традиции классической актерской школы, блестяще играет роль коварно и расчетливо соблазненной мадам де Турвиль. Ангельская внешность, скромная благочинность замужней светской дамы... Все это рушится под напором дьявольского искушения, она влюбляется - страстно и бесповоротно.
В «Опасные связи» Мишель была приглашена как суперзвезда мирового экрана. Но начинала она отнюдь не с главных ролей в картинах известных мастеров. Как и многие ее сверстницы, стремящиеся любыми путями попасть в голливудскую сказку, она играла в третьеразрядных лентах, всякий раз надеясь поймать за хвост свою Синюю птицу...
Ей повезло. Брайан Де Палма пригласил ее стать партнершей самого Э.Пачино в гангстерской драме «Лицо со шрамом». Потом была заглавная роль в романтической сказке о рыцарской эпохе «Леди-Ястреб» Ричарда Доннера, участие в одной из лучших пародий Джона Лэндиса «В ночи». И, наконец, - героиня, с завидным чувством жанра и стиля сыгранная ею в фантастической «черной комедии» Джорджа Миллера «Ведьмы из Иствика», где ее партнерами были Джек Николсон, Сьюзен Сэрендон и Шер.
В «Ведьмах...» Мишель Пфайфер исполняет роль одной из трех подруг, которых решает соблазнить сам... Дьявол. Играет, создавая то самое ощущение баланса на грани реальное и мистики, без которого эта история лишилась бы значительной части своего магнетизма...
Мишель Пфайфер побывала и в Москве: снималась в фильме Фрэда Скепси «Русский дом», поставленном по мотивам шпионского романа Джона Ле Карре. Даже тут она проявила свой отнюдь не ангельский характер, сформированный на пути восхождения на вершину успеха. Она... объявила голодовку в знак протеста против того, что русских актеров, участвовавших в съемках, лишили гастрономических деликатесов, входивших в ежедневное меню зарубежных звезд. Говорят, что эта несправедливость была далеко не единственным потрясением, которое она испытала, столкнувшись с нашими, мягко говоря, своеобразными нравами и бытом. Что ж, ей было, о чем вспоминать, уютно устроившись на веранде своей роскошной голливудской виллы...
В 1990-х Пфайфер с радостью соглашалась играть самые контрастные роли. В мелодраме Гэрри Маршалла «Френки и Джонни» её героиня - скромная официантка в кафе - сыгранная с пронзительным лиризмом. В супербоевике Тима Бертона «Бэтмэн возвращается» актриса исполнила свою роль загадочной женщины-кошки в гротескно-эксцентрической манере. В драме Мартина Скорсезе «Век невинности» Мишель играет в классическом стиле психологического реализма: на полутонах, с эмоциональным и интеллектуальным подтекстом, с тонкими нюансами мимики и жестов. А в фильме ужасов «Волк» Николса Мишель тактично держится на втором плане, позволяя своему партнеру Джеку Николсону раскрыть всю мощь своего темперамента и неподражаемой пластики...
Киновед Александр Федоров
Джоди Фостер (Родилась 19.11.1962)
По-видимому, Джоди Фостер - единственная в мире актриса, из-за которой стреляли в американского президента. Не знаю, был ли Рональд Рейган поклонником ее таланта, но после того, как в 1981 году был ранен неким вполне симпатичным на вид молодил человеком, он, наверное, запомнил ее имя навсегда. Пресса сообщила сенсационные подробности: оказывается, парень в течение нескольких месяцев безуспешно пытался завоевать сердце красавицы-кинозвезды, буквально засыпая ее любовными посланиями, а потом с той же настойчивостью - угрозами в случае отказа сотворить нечто ужасное. Слава Богу, стрелком он оказался неважным, и президент остался в живых...
Так в судьбе Джоди Фостер драматическим отблеском отозвалась похожая ситуация из самого нашумевшего фильма с ее участием. Он назывался «Таксист», а Джоди играла в нем малолетнюю проститутку. По ходу сюжета этой картины Мартина Скорсезе главный герой тоже хотел совершить покушение на американского политического деятеля, а потом устраивал кровавую бойню в публичном доме...
Джоди Фостер родилась 19 ноября 1962 года в Лос-Анджелесе. Родители назвали ее Элис-Кристиан, но ей больше понравилось короткое Джоди. Карьера Фостер - яркий пример свойственного американскому кино мифа о киновундеркинде. Уже с 3-х лет девочка была занята в рекламном бизнесе, а чуть позже участвовала в телевизионных передачах, исполняла детские роли в сериалах.
На большом экране она впервые появилась в 10 лет («Наполеон и Саманта»). В 12 сыграла выразительную роль своей сверстницы в драме Мартина Скорсезе «Алиса здесь больше не живет». В 14 получила номинацию на «Оскара». Некоторые из критиков, правда, возмущались, что Джоди участвовала в слишком «взрослых» для ее возраста сценах. Однако вскоре выяснилось, что в некоторых любовных сценах «Таксиста» ее подменяла актриса постарше...
После Каннского триумфа «Таксиста» режиссеры предлагали Джоди одну роль за другой. В остроумной пародии на гангстерские ретро-фильмы типа «Крестного отца», названной Эланом Паркером «Багси Мэлоун», Джоди Фостер сыграла роковую красавицу. Все роли в этом забавном фильме играли дети, и Джоди с наслаждением вела соло в «своих» эпизодах, которых, к слову, было не так уж много.
Популярность Фостер во второй половине 1970-х была столь велика, что режиссер Питер Хэйден посвятил ей документальный фильм с красноречивым названием «Кино - это моя жизнь». В 17 лет Джоди сыграла в фильме будущего автора «Девяти с половиной недель» Эдриена Лайна («Лисы»), а в 22 года - в картине Тони Ричардсона «Отель «Нью-Хэмшшр» и драме времен второй мировой войны «Кровь других» («Чужая кровь»), поставленной во Франции Клодом Шабролем.
В фильме Шаброля зрители увидели уже не вундеркинда, а актрису со сложившимся почерком, способную к передаче сложных психологических состояний своей героини.
К сожалению, после возвращения из Франции Джоди Фостер не удалось получить ролей, достойных ее таланта. К примеру, в мистической драме Мери Лэмберт «Сиеста» из-за невнятности, приблизительности драматургического материала и режиссуры Фостер выглядела весьма заурядно. И кто знает, как сложилась бы ее судьба, если бы не главная роль в криминальной драме Джонатана Каплана «Обвиняемые», принесшая ей «Оскара» и «Золотой глобус» лучшей актрисы года. Джоди Фостер досталась здесь роль жертвы коллективного насилия, одного из тех, что каждые 6 минут происходят сегодня в Соединенных Штатах...
В 1990-х годах Джоди Фостер неожиданно для большинства своих поклонников решила пополнить немногочисленные ряд женщин-режиссеров («Маленький человек Тейт»), но главными её достижениями стали роли в психологическом триллере Джонатана Дэмми «Молчание ягнят» («Оскар») и в исторической драме «Соммерсби».
Киновед Александр Федоров
Джейн Фонда (Родилась 21.12.1937)
Многие скажут, что Джейн Фонде повезло: родилась в семье знаменитого актера Генри Фонда (1905-1982), с детства находилась в ауре театра и кино, училась, в одном из лучших американских колледжей, изучала музыку и живопись в Париже, была фотомоделью, закончила актерскую школу легендарного Ли Страсберга (1901-1982), снималась у Джорджа Кьюкора (1899-1983), Фреда Циннемана (1907-1997), Джозефа Лоузи (1909-1984), Рене Клемана (1913-1996), Мартина Рита (1914-1990), Артура Пена (1922-2010), Сидни Люмета (1924-2011), Элана Пакулы (1928-1998), Роже Вадима (1928-2000), Хэла Эшби (1930-1988), Сидни Поллака (1934-2008), Нормана Джуиссона, Жана-Люка Годара...
Все так - шумная известность, миллионы поклонников, портреты на обложках журналов. Однако были в жизни Джейн и черные дни: когда ей исполнилось 13 лет, Генри Фонда оставил семью, вскоре заболела душевным расстройством мать, в больнице покончившая жизнь самоубийством...
По-видимому, в этой ситуации увлечение искусством стало для Джейн своего рода защитной реакцией, попыткой обрести смысл жизни. После парижского путешествия и работы манекенщицей она с огромным желанием стала учиться в школе Страсберга. Сценическое мастерство, хореография, психоанализ - все это занимало ее в равной степени.
В 22 года она дебютировала в комедии Джошуа Логана «Рассказанная история», где сыграла молоденькую студентку. Роль не потребовала особого перевоплощения, здесь ценились совсем иные качества. «В 1950-е нужно было быть сексуальной, обольстительной, и только так ты могла добиться удачи как актриса, - вспоминала Джейн Фонда много лет спустя. - И вот я согласилась стать тем, чем мне велели. К моему изумлению, это сработало».
В «Прогулке по дикой стороне» Эдварда Дмитрыка она сыграла проститутку и мелкую воровку, в «Рапорте Чепмена» Джорджа Кьюкора вновь оказалась в стихии эротической теш: речь шла о научных исследованиях в области секса, в комедии Джорджа Роя Хилла «Период приспособления» (по пьесе Тенесси Уильямса) ей досталась роль новобрачной...
Почувствовав, что может заштамповаться, Джейн вернулась в Париж, где снялась в фильме Рене Клемана «Хищники». Это была история о двух красотках, пленивших в буквальном смысле этого слова симпатичного парня (Ален Делон). После шумного успеха одного из предыдущих фильмов Клемана «Жгучее солнце» можно было надеяться, что на экране возникнет новая психологическая дуэль, на сей раз, между мужчиной и двумя женщинами. Однако картина оказалась не слишком глубокой. Но нет худа без добра: Джейн познакомилась с известным режиссером Роже Вадимом и стала его женой. Брак оказался не прочным, однако в своей книге Роже Вадим очень тепло написал об этой поре его жизни. Как и всех остальных своих дам сердца (Брижит Бардо, Катрин Денёв, Мари-Кристин Барро), Роже Вадим снял Джейн в нескольких фильмах, самым знаменитым из которых оказался фантастический кинокомикс «Барбарелла». Кроме нее были еще «Карусель», «Добыча» и эпизод в картине «Три шага в бреду».
Этот фильм представлял собой сборник из 3-х новелл, поставленных крупнейшими мастерами экрана - Федерико Феллини, Луи Малем и Роже Вадимом (впрочем, относительно «крупности» творчества последнего можно, вероятно, спорить, ибо широкая известность режиссера связана в большей степени с его репутацией скандально-эротического толка). Каждый из режиссеров предлагал свою трактовку рассказов Эдгара По. Роже Вадим взялся за «Метценгерштайн», пригласив в партнеры Джейн ее младшего брата Питера Фонду. Новелла получилась таинственной, красивой, но при этом значительно уступала художественному уровню «соседей», особенно мощному барокко Федерико Феллини...
Так или иначе, но лучшие роли Джейн суждено было сыграть у себя на родине. Первый крупный успех ожидал ее в «Погоне» Артура Пенна, где снимались также Марлон Брандо и Роберт Редфорд.
Драматическая судьба бежавшего из тюрьмы парня (Р.Редфорд), затравленного обывателями провинциального городка, волновала зрителей не меньше, чем история шерифа (М.Брандо), ставшего по мрачной иронии судьбы по сути единственным защитником беглеца от яростной и безжалостной толпы, жаждущей крови. Фонде досталась здесь роль жены беглеца, которую она сыграла психологически убедительно и эмоционально: чувственная красота ее героини сочеталась с неоднозначностью характера.
«Я верю в необходимость создания серьезных фильмов, говорящих о выборе, который делают люди в переломных жизненных ситуациях», - не раз говорила Джейн Фонда в своих интервью.
В 1969 году ей преставился шанс сыграть главную роль в еще одной картине такого плана. Это была драма Сидни Поллака «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?».
Отчаяние и безысходность в душах героев, осознающих бесчеловечность «танцевальной машины», были впечатляюще сыграны актерским ансамблем при несомненном лидерстве Фонды. Ее героиня пыталась во что бы то ни стало сохранить в себе человеческое достоинство. После этой роли о Джейн не раз писали как об «антизвезде». В самом деле, далеко не каждая популярная актриса согласилась бы предстать на экране в столь невыигрышных для женщины ситуациях, безо всякого грима...
От фильмов социальной тематики Джейн Фонда вскоре перешла к политике, она участвовала в антивоенном движении, протестовала против вьетнамской войны, за что даже несколько раз попадала под арест. Именно в это время она подчеркивала: «Никогда больше не стану сниматься в фильмах вроде «Барбареллы», в тех лентах, где женщин изображают мелкими, пассивными, где шли манипулируют при помощи секса... Меня, прежде всего, увлекают роли не тех женщин, которые уже освобождены, а тех, кто растет и развивается... Актер должен открывать людям глаза на мир, избавлять от ложных мнений, доносить до них правду...».
Так, в фильме Жан-Люка Годара «Все в порядке» Джейн Фонда сыграла роль американской журналистки, ведущей репортаж о забастовке; сняла во Вьетнаме документальную ленту «Знакомство с врагом». Однако, если ей предлагали интересные роли обычного, не политического плана, она не спешила отказаться. Так, в «Клюте» Элана Пакулы Джейн Фонда еще раз сыграла роль проститутки, но это была отнюдь не ординарная развлекательная поделка. Подтверждение тому – «Оскар» за лучшую женскую роль...
Удачной получилась у Джейн и роль Норы в экранизации ибсеновского «Кукольного дома», поставленного английским мастером Джозефом Лоузи («Посредник», «Убийство Троцкого», «Месье Кляйн» и др.).
В 1975 году вместе со своим новым мужем - журналистом и политиком Томом Хайденом Джейн побывала в нашей стране, где вместе с Элизабет Тейлор снималась в экранизации сказки Метерлинка «Синяя птица». Черная шляпа, темная вуаль... В роли Ночи Джейн Фонда была загадочна и неотразима.
Годом позже в комедии Тэда Котчева «Забавные приключения Дика и Джейн» в дуэте с Джорджом Сигелом она азартно сыграла пародийный парафраз на тему гангстерской баллады Артура Пенна «Бонни и Клайд» (1967) - истории о влюбленной парочке, грабящей банки в начале 1930-х. В комедии Т.Котчева было немало эксцентрических ситуаций, смешных реплик, остроумных трюков, и Джейн Фонда хорошо вписывалась в эту суматошную кутерьму.
Еще одной заметной работой Фонда 1970-х стала роль в драме Фреда Циннемана «Джулия». За фильм Хэла Эшби «Возвращение домой» Фонда вторично получила «Оскара». Многие американские критики называли эту картину лучшей из антивоенных лент, посвященных вьетнамской теме...
Помня об удачной совместной работе в «Клюте», Джейн Фонда приняла предложение Элана Пакулы сняться в его фильмах «Приближается всадник» и «Перекачка». К сожалению, они не оставили заметного следа в ее биографии.
Куда более весомо прозвучал в свое время фильм Джеймса Бриджеса «Китайский синдром», где Джейн сыграла роль журналистки, пытающейся получить правдивую информацию об аварии на атомной электростанции. В год выхода этого фильма на американский экран (1978) он воспринимался как рассказ «об их нравах», однако горькая чернобыльская расплата за беспечность показала, что к такого рода экранным предупреждениям об опасности следует относиться со всей серьезностью...
Роль репортера Джейн Фонда сыграла и в грустном вестерне Сидни Поллака «Электрический наездник». Это была история бунта современного ковбоя (Р.Редфорд), выступившего в защиту красавицы-лошади. Фонда мягко и тактично вела свою роль, психологически точно попадая в романтическую ноту фильма.
За год до смерти Генри Фонда Джейн снялась с ним в картине «На золотом озере». Примерно в то же время она резко осудила вторжение советских войск в Афганистан и поддержала польскую «Солидарность». Последовала немедленная реакция Кремля: актриса была на несколько лет отлучена от советских экранов.
Впрочем, на видео можно было посмотреть фильмы с ее участием: «Божью Агнессу» Нормана Джуиссона, «С девяти до пяти» Коллина Хиггинса...
В 1986 году Фонда снялась в психологическом триллере Сидни Лимета «На следующее утро». Автор «12 разгневанных мужчин» (1957), «Убийства в восточном экспрессе» (1974), «Собачьего полдня» (1975), «Телесети» (1976) и «Дэниэла» (1983), как обычно, поставил очень профессиональную, жанровую ленту, имевшую заслуженный успех на наших экранах.
Киновед Александр Федоров