Найти тему

О рифмовке и строфике не только для поэтов

Многие прозаики вставляют в свои произведения стихотворения. Потому я не шутил, когда заметил в названии, что материал будет интересен не только поэтам.
В общем-то, знать о строфах и рифмовке нужно совсем немного (я еще поделюсь с вами небольшим словариком видов строф и рифм):
самая маленькая строфа – это двустишие (то есть две строки),
самая большая – десятистишие,
самая распространенная – четверостишие (катрен).

Основных рифмовок тоже мало:
► Смежная рифмовка (парная) – рифмуются каждые две строки: а а б б.
► Перекрёстная рифмовка – рифмуется первая строка с третьей, вторая с четвёртой: а б а б.
► Кольцевая рифмовка (охватная) – рифмуются первая строка с четвертой, вторая с третьей: а б б а.
► Сплетённая рифмовка – рифмовка строк (не в четырехсложной строфе) по принципу: а б в а б в.
► Смешанная рифмовка – вольная рифмовка

-2

Что важно знать о строфах и рифмовке (классика)

1️⃣ Рисунок строф и рифм соблюдается во всем стихотворении. Тогда мы наблюдаем эвритмию – то есть гармоничный плавный по звучанию стих.

2️⃣ Добавление слога или усечение стопы. Осторожно нужно относиться к строке, состоящей из неполного предложения, сокращенного ради сохранения размера. Добавлять или усекать слог бесконтрольно – плохо. Пиррихий и спондей – это приемы, которые тоже имеют свои правила (см. статью о размерах).

3️⃣ Всегда заметны рифмы ради рифмы. Здесь можно выделить четыре случая.

► так бывает, когда автор придумал красивую рифму (как ему кажется), не хочет от нее отказаться и ради нее пожертвовал смыслом:

Несётся в море славный галеон,
Как будто по трясинам батальон…

► когда автор придумал первое слово в рифме, а к нему халтурно подобрал второе, как и всю строку:

Несётся в море славный галеон.
Когда ж на берег высадится он…

► когда автор поменял ударение в одном из слов ради рифмы:

Несётся в море славный галео́н,
Алмазами и золотом поло́н… (по́лон)

► когда ударение в слове игнорируется (упускается) ради сохранения рифмы или ритма. Атонирование. Допустимый и распространенный в поэзии прием. Особенно это касается таких выражений, как:

По́ небу
По́ полю
По́ свету и т.д.

4️⃣ Менять ударение в словах для сохранения размера, ритма плохо:

Несётся на волна́х прекрасный галеон,
А рядом бриг летит, и красиве́е он.
У берега тотча́с цепо́чка кораблей
Под солнцем превратилась в лебедей.

Правильно: краси́вее, то́тчас
А вот «по волнам» – допустимо, тут ударение вариативно.

5️⃣ Стыки. Множество согласных на стыках слов нарушают гармонию. Не украшают стих и скопления гласных на стыке слов (гиатус):

Призыв взрывает тишину

Достои
нств воинства не счесть

Не тая и я

Летевшее еле-еле

Земли ли

7️⃣ Нарушают гармонию и «лишние» слова, которые авторы вставляют в строку для сохранения ритма. Это очень распространенная ошибка. Она получила название еще в 18 веке – «втычки».

Как правило, к втычкам относятся:
► частицы:
уж, пусть, ну, -ка, -то, ли, ль, -бы, -б, даже, вон, вот, просто и др.

► союзы (или частицы, или наречия): ведь, только, лишь

► некоторые местоимения (или в значении частицы, наречия, числительного): это, сколько и др.

► некоторые местоимения: свой, такой, себя, себе, их, его, наш, мой, твой, этот, тот, который, любой, всякий, весь, всё, все, какой-то и др.

► некоторые глаголы: был, имел, являлся, хотел и др.

► некоторые абстрактные прилагательные и существительные, причастия, наречия: их много, то есть те, которые никак не характеризуют предмет.

► союзы там, где они не нужны: и, а, но, как, чтобы, чтоб

► некоторые вводные слова: точно, значит, правда

Какой-то странный зверь упал на травку,
Откуда-то свалившийся без крыл.
Он
был простым, не трогал и козявку,
И даже, правда, с мухами дружил!

Но вот пришла огромная лягушка,
И с нею в
этот мир пришла беда.
Ведь только счастье обрела зверушка,
Но что лягухе дружба ли, вражда?

Ей бы набить обветренное тело
Вдруг этой появившейся едой.
Лягушке нет
ну никакого дела,
Чтоб тот зверёк остался весь живой.

Ну, вы поняли, да? «Лишние» слова надо безжалостно выпалывать. И, конечно, оставлять, если они важны.
Некоторые из этих правил хорошо бы соблюдать и прозаикам. Роман или рассказ вряд ли украсят подобные ошибки.

Статья в ВК
Все статьи в подборке
"О языке"
©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.