В развитие вселенной "Cyberpunk 2077" в 2022 году вышел небольшой аниме-сериал "Киберпанк: бегущие по краю". Рассматривать его как самостоятельную историю я бы не стал. Все таки заметно, что авторы старались просто расширить локации Найт Сити при этом не сильно заморачиваясь с сюжетом. Он вторичен и шаблонен (и уж если откровенно - слизан с легендарного "Акиры"). При этом картинка неплоха, хотя не откровение от аниме и каких-то эксклюзивных вещичек вроде детализации картинки (Твое имя) или контраста цветов (Эксперименты Лэйн) не предлагает. Просто анимация на четверку с сюжетом на тройку. Один раз посмотреть можно и плеваться не придется, но и культовым сериалу не быть. Но речь не о том. При всей яркости названия и применении шаблонов, "Киберпанк: бегущие по краю" не имеет никакого отношения к жанру киберпанка.
Начну издалека. С киберпанком все намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Этот жанр не о компьютерах, имплантах и хакерах среди бездушных корпораций и якудза. Это нечно большее, что родилось в 1980-х и тогда же умерло. И ключевым в названии жанра является слово панк,а не кибер. Киберпанк - это форма протеста. Его основоположник Уильям Гибсон написал своего "Нейроманта" в разрез главными направлениями в фантастике того времени. Он убил оптимизм от науки и будущего, он вытащил грязь реальности и возвел ее в степень, он похоронил героев Мери Сью и поставил на первый план настоящие отбросы общества. Он показал неприличный жест человечеству и продемонстрировал ему реальное будущее. Весь антураж, созданный для жанра - японские корпорации, компьютеры, мафия, низкий уровень жизни и обязательный неон - не фантастика, а реальность 80-х. Потом эти штампы стали обязательными для жанра, но тогда они были просто тем что видно из окна.
"Киберпанк: бегущие по краю" использует все шаблоны жанра, но делает это очень неудачно. Начнем с самого основного:
1.Корпорации. Какие могут быть японские корпорации в 2077 году, если они все давно стали пародиями на самих себя так и не выкарабкавшись из кризиса 1990 года? Это в 80-х казалось что японским кэйрецу будет принадлежать весь мир, но сейчас это просто компании-зомби, старающиеся удержаться на плаву (как и сама вымирающая Япония). И понятно что на фоне других финансовых гигантов японским корпорациям уже давно ничего не светит. Ни в 2077 ни в 7022 году.
2.Войны. Вот это был вообще не нужный и даже дикий ход. Корпоративные войны представляются авторами сериала как нечто связанное с наступательными армиями и боевой техникой. Видимо понятие самого термина корпоративная война сценаристам не до конца понятно. Да, не так зрелищно (хотя это и спорно) смотреть на настоящие войны корпораций с финансовыми шпионами, торговыми конфликтами, хакерами (например), борьбой за патенты и лобби в правительстве. Но само скрещивание реальной войны и корпораций выглядит нелепо как соски Бэтмена.
3.Импланты. Даже к этой части нужно было подходить с умом. Я не буду трогать саму нелепость тех имплантов и протезов, которую нарисовали с сериале. Там нужна была зрелищность. Но например бой через час после операции - полная ересь. И место для информационного порта на яремной вене - не лучшее расположение. Постоянное движение шейных мышц будет выводить имплант из строя быстрее бем он будет приживаться. Более статичный разъем в затылке (Матрица) или виске (Джинни мнемоник) выглядят куда убедительнее.
4.Конфликт. Не конфликт героя (он тут есть, хоть и натянутый), а конфликт самого произведения. "Киберпанк: бегущие по краю" не протестует и не идет в разрез. Сложно вообще сказать о чем он и для чего он. Ни нового слова в жанре, ни нового видения концепции "высокие технологии при низком уровне жизни". Ни даже глубокой философской составляющей (даже близко нельзя ставить этит сериал с "Призраком в доспехах", например). Развлечение ради развлечения. Но с претензией на перерождение жанра.
5.Политика. Найт Сити - это вообще что и где? И есть ли тут хоть какая то видимость власти? В "Нейроманте" Гибсона было объяснение того, почему государства отошли даже не на второй, а на третий план. СССР и США фактически уничтожили друг друга в мировой войне и дискредитировали себя как государства. На их место пришли корпорации, а руками корпораций стали мафиозные кланы. Никакой предыстории в "Киберпанк: бегущие по краю" нет. Поэтому шаблон просто выпирает острым краем.
Нельзя одним концертом воскресить русский рок и нельзя одним аниме-сериалом возродить умерший в 80-х киберпанк. Он свое отжил, сделал многое и спокойно ушел. Все что было после - киберфантастика, но никак не киберпанк. И даже культовая "Матрица" не имеет к жанру никакого отношения - это твердая НФ. Просто сравните ее с "Джонни мнемоником" и поймете разницу.
Как итог. "Киберпанк: бегущие по краю" - проходной сериал на 3,5 для тех, кто любит компьютерные пострелялки. Но на полке жанра киберпанка ему не место.