02.02.2024 • Александр Ананьев, старший советник МИД России в отставке
В ходе итоговой пресс-конференции Министра иностранных дел РФ С.Лаврова (18 января) 3 вопроса из 17 заданных были посвящены армяно-азербайджанскому урегулированию[1]. Интерес к теме показывает, насколько ситуация на Южном Кавказе остается приоритетной для российской внешней политики.
Глава МИД России констатировал, что Армении и Азербайджану не удается прийти к миру из-за вмешательства Запада, который выступает против соглашений, достигнутых при посредничестве Москвы. Ереван, используя интерес США и ЕС к региону Южного Кавказа, пытается выторговать для себя их поддержку в качестве своеобразной платы за отход от России и услуги по ее вытеснению из региона.
Армения участвует в сомнительных геополитических играх в качестве инструмента для внерегиональных стран, что, в конечном счете, тормозит процесс миростроительства в регионе.
Сергей Лавров во время пресс-конференции подчеркнул, что Россия никогда не была инициатором какого-либо охлаждения связей с Арменией. Нынешний уровень двусторонних отношений, в котором в последнее время заметна взаимная напряженность, стал следствием ряда шагов армянской стороны, которые в Москве сочли недружественными и даже «антироссийскими»: ратификация Римского статута Международного уголовного суда, проведение совместных военных учений с США, встречи представителей политического руководства республики с представителями киевского режима. По сути, глава российского внешнеполитического ведомства указал на то, что Армения пожинает горькие плоды своей же политики.
Министр также отметил, что армянское руководство неоднократно действовало вопреки договоренностям. Так, «между лидерами трех стран было понимание, что на тему статуса [Нагорного Карабаха – прим. автора] еще предстоит продолжить переговоры, чтобы окончательно согласовать этот вопрос», в связи с чем туда был направлен российский миротворческий контингент. Однако осенью 2022 г. на конференции Европейского политического сообщества в Праге и уже без России, которая помогла восстановить мир на Южном Кавказе, был принят документ, фактически признающий Нагорный Карабах в составе Азербайджана без какого-либо особого статуса. Таким образом, подчеркнул С.Лавров, «вопрос о статусе Карабаха «закрыт» лично Премьер-министром Армении Николом Пашиняном».
Таким образом, у армянской стороны не может быть вопросов о том, почему пражский сговор привел сначала к полной блокаде Лачинского коридора, а потом и к исходу армянского населения из Карабаха. Это, по сути, итог решения нынешнего руководства Армении.
Российский министр упрекнул армянское руководство: «Всем известно, что Запад публично заявляет о необходимости «убрать» Россию из Южного Кавказа. Мы не слышали каких-то возражений из Еревана».
Известный армянский политолог Сурен Суренянц объяснил это так: «После апреля 2022 года у Пашиняна невесть откуда возник тезис о том, что Армения и Азербайджан имеют общие интересы в вопросе вытеснения России из региона. Он считал, что именно на этой основе должна проходить нормализация или примирение. В этой логике процесс переместился на западные площадки. Пашинян полагал, что, принося в жертву Нагорный Карабах, сможет избежать выполнения 9 пункта[2] трехстороннего соглашения. Мы видим, что этот расчет полностью, фундаментально был неверен»[3].
Сергей Лавров напомнил и другой случай отказа Еревана от договоренностей. По его словам, в рамках трехсторонней рабочей группы, которая была создана в 2021 г. на уровне вице-премьеров Армении, России и Азербайджана было условлено, что при разблокировании всех связей и маршрутов, страны, по территории которых любой такой маршрут проходит, в полной мере сохраняют суверенитет и юрисдикцию над этими маршрутами. Также была договоренность о том, чтобы возобновить такое сообщение сначала для железнодорожного транспорта. Во время визита в Ереван 23 ноября 2022 г. Президент Вдадимир Путин согласовал эту договоренность с Премьер-министром Армении. В качестве первого этапа разблокирования транспортных маршрутов предстояло возобновить железнодорожное сообщение между основной территорией Азербайджана и Нахичеванью, существовавшее еще во времена Советского Союза.
«Прекрасно помню, как это было встречено весьма позитивно, но потом куда-то все опять «ушло»», - напомнил российский министр. Теперь, по словам Лаврова «Ереван выдвигает новые требования в том, что касается обеспечения безопасности на пути следования. Не хочет, чтобы там стояли российские пограничники, хотя это записано и подписано Премьер-министром Николом Пашиняном. Не хочет, чтобы был нейтральный таможенный и пограничный контроль – только сами. Это противоречит тому, о чем договорились».
Не согласна с изменением условий договора и азербайджанская сторона: «Я неоднократно говорил руководству Армении, что гарантий Армении нам недостаточно. В Заявлении от 10 ноября [в российской версии - от 9 ноября 2020 г. – прим. автора] указано, что российские пограничники осуществляют охрану и контроль на участке в 42-43 километра, и это обязательство должно быть выполнено»,- заявил[4] Президент Азербайджана Ильхам Алиев.
В ответ армянский премьер[5], а за ним и министр иностранных дел А.Мирзоян[6] сообщили очевидное: в трехстороннем заявлении нет упоминаний ни о «Зангезурском коридоре», ни о том, что «Россия на какой-либо территории Армении должна обеспечивать безопасность коммуникаций. Напротив, написано, что Армения гарантирует безопасность на своей территории». Совершенно верно, таких упоминаний в трехстороннем заявлении нет. Никто этого и не утверждает, а российский министр иностранных дел на вышеупомянутой итоговой пресс-конференции отдельно остановился на этом вопросе: ««Премьер-министр Пашинян где-то сказал, что Армения категорически против «Зангезурского коридора». Про «Зангезурский коридор» никогда речь не шла в рамках трехсторонних договоренностей лидеров Армении, Азербайджана и России. В заявлении, которое было подписано 9 ноября 2020 года, остановившее войну, было сказано, что разблокируются все экономические и транспортные коммуникации».
Кроме того, в пункте 9 заявления было зафиксировано требование к Армении организовать «между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой беспрепятственное движение граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях», при этом «контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России». Другими словами, Армения должна гарантировать безопасность транспортного сообщения в обоих направлениях между западными регионами Азербайджана и Нахичеванью, а контроль над этим транспортным сообщением должны осуществлять российские пограничники. Это совершенно разные функции и, например, на железнодорожном транспорте Российской Федерации за них отвечают разные исполнительные органы[7]. Эта модель и была предложена.
Вряд ли помощники армянского премьер-министра не удосужились сообщить своему руководителю о разделении функций обеспечения безопасности и контроля на упомянутом маршруте. Скорее, это намеренная путаница, которую армянский политолог Суренянц назвал «театрализованными постановками»[8] официального Еревана по данному вопросу в целях решения своих проблем, которые, в первую очередь, связаны с оправданием попыток перевода переговоров на западные площадки. По-русски это называется «наводить тень на плетень». Армянское руководство, рассчитывая на неосведомленного обывателя, вбрасывает ложные месседжи, тем самым уходя от сути вопроса.
Не поддаются логике, по мнению Лаврова, и претензии Пашиняна на «такие же условия для транзита через Армению, которые будут использоваться при транзите из Азербайджана в Нахичевань через иранскую территорию». Дело в том, что в отличие от ирано-азербайджанских договоренностей, условие транзита через Сюникскую область было согласовано Пашиняном в обмен на остановку азербайджанского наступления и полного разгрома армянской армии. На данный момент трехстороннее заявление от 9 ноября 2020 г. остается единственным документом, служащим основанием для прекращения огня. Ереван выполнять условия, подписанного им же соглашения, не желает. Правительство Пашиняна пытается обсуждать мирный договор и делимитацию границ так, как будто не было войны. Однако невыполнение условий упомянутого заявления может стать реальным поводом для возобновления военных действий.
Необходимо признать, на фоне армянской непоследовательности позиция Азербайджана в вопросе разблокировки коммуникаций ужесточилась — Баку стал претендовать на большие уступки Армении, чем это было предусмотрено трехсторонним заявлением.
Аналогичная ситуация складывается с вопросом делимитации армяно-азербайджанской границы. Глава российского внешнеполитического ведомства и также отметил: «Мы предложили свои услуги, стороны подписали договоренность о создании комиссии по делимитации, в которой российская сторона будет участвовать в качестве консультанта. Нас туда не приглашали. Председатель Евросовета Шарль Мишель уже объявил, что делимитацией будет заниматься ЕС»: будто бы на Западе «каким-то образом оказались карты Генштаба СССР и, мол, «русские не нужны»».
Однако, как уверенно заявил Сергей Лавров, «каких-либо карт у него [Запада – прим. автора] быть не может». Азербайджан, пользуясь топографической неразберихой, созданной Арменией и коллективным Западом, уже дал свой ответ на этот счет, заявив, что будет определять границу с Арменией не по картам определенного года, но «на основе либо политической методологии, либо хронологии». Так поставил задачу своим переговорщикам Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев в ходе интервью[9] местным телевизионным каналам 10 января, которое было воспринято как предвыборная программа. Он подробно рассказал, как в советское время от Азербайджана были якобы неправомерно отторгнуты в пользу Армении его исконные территории, включая город Иреван (азербайджанское название столицы Армении – Ереван) и Западный Зангезур (азербайджанское название Сюникской области в Армении): «Наши земли по частям передавались Армении, и площадь, составлявшая почти 100 тысяч квадратных километров, – я имею в виду территорию Азербайджанской Демократической Республики – сократилась до 86,6 тысячи квадратных километров», - сообщил журналистам азербайджанский президент. В этой связи, по его мнению, на данный момент «армяно-азербайджанская граница носит условный характер». Это фактически означает, что почти половину территории Армении он рассматривает как часть территории Азербайджана. Как следствие, Ильхам Алиев заявил, что азербайджанские войска не отступят с захваченных в 2021-2022 годах территорий: «Нас на этих территориях не было на протяжении 30 лет. Если бы эти территории были границей, и Армения признала бы ее границей, то она указала бы ее. Но ведь она сама не считала ее границей, она считала, что ее граница находится в Агдаме».
Короче говоря, если нынешнее руководство Армении, пойдя на поводу у Запада, подпишет мирный договор без предварительной делимитации границы, то вряд ли впоследствии будет обеспечена территориальная целостность Армении площадью в 29 800 кв. км.
Свою позицию Ильхам Алиев сформулировал предельно жестко. Он требует для азербайджанских грузов или граждан такой режим проезда через армянскую территорию, который, даже если его не назвать «Зангезурским коридором», фактически близок к экстерриториальному: «Люди и грузы из Азербайджана в Азербайджан [через Армению в Нахичевань – прим. автора] должны проходить без какой-либо проверки, в противном случае Армения навсегда останется тупиком».
Таким образом, говоря о деталях переговорного процесса, Ильхам Алиев практически полностью опроверг все те утверждения, которые в последние месяцы делали власти Армении под лозунгом «мир любой ценой». Они заявляли, что, перенеся переговоры на западные платформы и выполняя условия западных посредников, можно будет обеспечить суверенитет Армении с помощью Запада. Армянское руководство убеждало народ, что Запад будет вынуждать Азербайджан к тем или иным действиям. Однако Запад на это не пошел, учитывая энергетическую роль Азербайджана для Европы и его стратегическую роль, как форпост против Ирана. При этом Ильхама Алиева совсем не пугают декоративные резолюции французского сената[10] и ПАСЕ[11], которыми Запад всего лишь попытался спасти лицо. Президент Азербайджана уверен, что они никакого серьезного влияния ни на что не окажут.
Известный российский политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа - Станислав Тарасов так отзывается о деятельности азербайджанского лидера: «Я скептически оцениваю внешнюю политику Алиева, но мы должны признать и быть объективными, в том смысле, что он блестяще ориентируется во внешней политике. Он прекрасно разобрался с Западом, он почувствовал центр силы, и переформатировал свою политику»[12]. Так, например, одним из последних шагов Баку в его взаимоотношениях с Западом стало недавнее заявление Алиева о том, что Азербайджан пересмотрит свое участие в Совете Европы и юрисдикции ЕСПЧ, если права его делегации в ПАСЕ не будут восстановлены.
Жесткая риторика азербайджанского президента повергла армянское руководство в состояние ступора. После долгого молчания лишь глава МИД Армении в ходе итоговой пресс-конференции выразил сожаление о «регрессе от уже достигнутых договоренностей»[13], а премьер Пашинян инициировал[14] изменение Конституции Армении, которое требовал президент Азербайджана еще в 2021 г.
Вместо заочной дискуссии с азербайджанским лидером Арарат Мирзоян решил поучить главу российского внешнеполитического ведомства, как «правильно представлять хронологическую последовательность событий»[15], опять же «наводя тень на плетень». Суть его интерпретации хронологии в том, что, мол, Россия виновата в переносе Арменией переговоров на западные площадки и отказе там отстаивать статус Карабаха.
На очевидный подлог оперативно отреагировала[16] официальный представитель МИД России М.В.Захарова на брифинге 26 января: «Ложным является утверждение главы армянской дипломатии о том, что только в августе 2022 г., якобы, российская сторона предложила отложить «на потом» вопрос статуса Нагорного Карабаха. Прекрасно известно, что с такой формулировкой работали ещё в рамках Минской группы ОБСЕ. В трёхстороннем формате «джентльменская договорённость» на этот счёт была закреплена в ходе контактов лидеров России, Азербайджана и Армении в ноябре 2020 г., по итогам которых было принято трёхстороннее заявление на высшем уровне от 9 ноября 2020 г.».
Но, главное, разве посредник должен отстаивать интересы одной из сторон? Как будто только Россия заинтересована в безопасности армянского населения Карабаха, а Армения может соглашаться с этим или нет. Да и сам А.Мирзоян говорит, мол, Баку с самостийностью Карабаха не согласился и мы-де не стали больше поднимать этот вопрос. Неужели такова точка зрения министра внешнеполитического ведомства Армении на обеспечение безопасности армян?
Далее, он упрекает Россию и ОДКБ, в том, что после того, как азербайджанские войска продвинулись вглубь серой зоны, они (Россия и ОДКБ) отделались от Армении отговоркой: «Границы Республики Армения, по крайней мере, в этом районе, недостаточно четкие, поэтому российская сторона затрудняется оценить, в какой степени нарушена территориальная целостность и границы Армении». И это все?
На самом деле Россия оперативно остановила эскалацию боевых действий на армяно-азербайджанской границе, за что даже Папа римский Франциск открыто поблагодарил российские власти[17]. В район эскалации были направлены генеральный секретарь ОДКБ и руководитель объединенного штаба. Самолет с передовой группой приземлился в Ереване уже через день. ОДКБ сработала быстро и эффективно[18]. По результатам инспекции сразу же были подготовлены рекомендации о направлении на территорию Армении на границу с Азербайджаном мониторинговой миссии наблюдателей ОДКБ и проект решения Совета Коллективной безопасности «О совместных мерах по оказанию помощи Республике Армения». Оставалось лишь стране-председателю ОДКБ (в 2022 г. – Республика Армения) созвать Совет коллективной безопасности для одобрения такого решения и принятия конкретных мер. Однако по непонятным причинам Армения тогда этого не делала. В Астане 13 октября 2022 сразу после пражского сговора и, еще не зная его последствий, российский министр иностранных дел дал исчерпывающий ответ: «Сразу же после того, как Армения попросила созвать внеочередной саммит ОДКБ, он состоялся. Были приняты решения о направлении туда генерального секретаря ОДКБ и руководителя объединенного штаба. Они туда съездили. Привезли рекомендации…. И они заключаются в том, чтобы направить на территорию Армении на границу с Азербайджаном мониторинговую миссию наблюдателей ОДКБ»[19]. Однако Армения как председатель ОДКБ всячески оттягивала принятие такого решения, впоследствии стала ясна причина. Оказывается, Ереван закулисно уже к тому времени договорился принять гражданскую миссию ЕС вместо миссии наблюдателей ОДКБ.
Кроме того, как указывает Мария Захарова: «Боестолкновениям на границе в сентябре 2022 г. предшествовал саммит лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе под эгидой лично председателя Евросовета Шарля Мишеля 31 августа 2022 г. То есть, если следовать логике Арарата Мирзояна о неких причинно-следственных связях, эта брюссельская встреча не смогла снять разногласия между сторонами и стала причиной последовавшей эскалации»[20].
В этом контексте причинно-следственных связей обращает на себя внимание, что всякий раз, когда армяно-азербайджанские взаимоотношения становились более-менее сбалансированными, Пашинян не раз делал резкий ход к обострению. Например, это были его заявления («Карабах - это Армения, и точка») и танцы в Шуше, что стало толчком к началу азербайджанского наступления в 2020 г. Также, по признанию самого Ильхама Алиева, в сентябре 2023 г. провести контртеррористическую операцию в Нагорном Карабахе его также подтолкнуло провокационное поведение Пашиняна. Армянский премьер, официально признавая Карабах территорией Азербайджана и неоднократно заявляя об этом, вдруг демонстративно направил туда поздравительное послание в связи с 32-ой годовщиной провозглашения республики Арцах[21].
Таким образом, по словам Марии Захаровой, «можно лишь удивляться словесной эквилибристике в расчёте, видимо, «сыграть на аудиторию», понравиться западным партнёрам»[22].
Пока Ереван занимается «словесной эквилибристикой», Баку проводит практическую политику. Иран и Азербайджан при участии представителей России подпишут официальное соглашение о разработке и открытии Араксского коридора (Aras Corridor), между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой по территории Ирана, сообщил[23] 18 декабря 2023 г. министр дорог и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш. Еще до меморандума, с 6 октября началось строительство автомобильного моста, соединяющего Азербайджан и Иран через Аракс – маршрут коридора по южному берегу реки будет состоять из автомагистрали, железной дороги и сопутствующих линий связи.
Это не означает ослабление внимания к коммуникационной связи через армянскую территорию, потому что Баку вряд ли хотел бы быть зависимым от железнодорожного транзита только через иранскую территорию. И азербайджанский президент прямо указывает на это: «Если упомянутый мною маршрут не будет открыт, то мы не намерены открывать границу с Арменией в каком-либо другом месте. То есть, таким образом, они получат от этого больше вреда, чем пользы»[24].
Депутат армянского парламента, эксперт по вопросам безопасности Тигран Абрамян полагает, что «по сути, Алиев описал то, что в действительности есть в переговорном процессе. А это означает, что по большому счету делимитация и демаркация границы произойдет не по международно зафиксированным принципам, а в соответствии с азербайджанскими представлениями»[25].
Представляется, что для выхода из создавшейся ситуации с минимальными потерями руководству Армении необходимо вернуться в пространство трехстороннего заявления от 9 января 2020 г. Но, к сожалению, слишком много воды утекло, да и в политике Еревана до сих пор мало что меняется.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs