Найти тему
ЛизаАлерт Питер

Лесная Вольва

— Оля, ты где сейчас?
— В лесу.
— Выходи! Нужно идти в другой лес, за потерявшимся.

И она выходит и идёт. Музыкальный педагог и районный депутат Ольга Ивановна, она же неутомимый лесной поисковик Вольва.

Оля и лес – это любовь навсегда. Может быть, даже больше, чем любовь –жизнь. Потому и не манили её никогда огни больших городов: какой смысл находиться там, где нельзя в любой момент пойти в лес.

— Сказать, что я люблю лес, значит, ничего не сказать. Это моё место силы. В моменты печалей, обид или разочарований я иду в лес и возвращаюсь оттуда уже с позитивными мыслями. В ягодно-грибной сезон бываю там по три раза в сутки. В шесть утра – за грибочками, днем – за ягодами, ночью – на поиск. Для меня леса никогда не бывает много! Особенно хорошо ходить одной. А болота! Обожаю гулять по верховым болотам, которые пружинят под ногами. В детстве мы бегали качаться на таких. Шучу, что, возможно, в прошлой жизни я была лягушкой. Но действительно, какие же болота красивые: весной, летом, осенью – такие разные и такие прекрасные!

Пятилетней девочкой Оля переехала с семьей из Вологодской области в деревню Бор Тихвинского района, где папе как молодому специалисту предложили работу директора и учителя музыки в новеньком доме культуры. В этом ДК и прошло Олино детство: музыкальная школа по классу фортепиано, танцевальный кружок, хор… Профессии, правда, манили другие: хотела быть космонавтом, следователем, психологом. И даже пыталась поступить в юридический институт. Но папины гены взяли своё: окончила Сестрорецкое педучилище, затем Ленинградский государственный университет имени Пушкина. Вот уже 23 года Ольга работает музыкальным руководителем в детском саду и получает от этого удовольствие.

Зато дети воплотили Олины мечты сполна. Сын Иван – баянист, клинический психолог, спасатель. Дочь Карина – пианистка, юрист, инспектор ФСИН. Уже радуют душу внучка Анечка и внук Тимофей.

-2

Вырастила и отправила детей в самостоятельную жизнь – появилось время. На себя? Нет, на что-нибудь полезное. Помогать людям, очищать от мусора любимый лес – много сфер, где нужны активные люди с добрыми сердцами. Однажды в поле зрения Ольги попал отряд «ЛизаАлерт» – идеальная возможность одновременно спасать людей и ходить по лесу. К тому же, несмотря на весь свой опыт и уверенность, Оля по себе знает, каково это – заблудиться.

— Впервые это случилось, когда мне было шесть лет. С двумя мальчиками пошли за черникой, пока мамы и папы были на работе, – и заблудились. Только к вечеру выбрались – я вывела нас всех на просвет. Родителям ничего не сказали.
А потом уже дважды незадолго до вступления в отряд. Первый раз – пошли с подругой за морошкой и сбились с пути. При том, что тогда у меня уже был собственный настоящий навигатор. Но я так испугалась, что смотрю на его экран – и ничего не понимаю. Почувствовала тогда, как от паники отключается разум.
Второй раз решила быстренько сходить за ягодами. Ничего с собой не взяла, даже телефона – недалеко же и по привычной тропинке. Но свернула с неё в десяти метрах раньше, чем обычно, – и всё, очутилась в совершенно незнакомом лесу. Коряги, бурелом, я мечусь, не слышу ничего, кроме оглушительного стука сердца… Стала себя уговаривать: сядь, отдышись. Только когда успокоилась, увидела тракторную колею, по ней и вышла.
Решающим моментом стал случай возле моей дачи. Женщина и двое мужчин пошли за клюквой. Мужики вернулись, а она нет. Долго её искали, так и не нашли…

За деятельностью «ЛизаАлерт» Ольга наблюдала два года. Не потому что сомневалась в себе, а просто не знала, как вступить – вводные лекции проводились только в Петербурге. В 2021-м наконец случилась встреча для новичков в Бокситогорске – ура! Впрочем, даже если б нет, Оля, скорее всего, в конечном итоге рванула бы на вводную в Питер. Ездила же она туда потом неоднократно на обучение поисковым премудростям и прочие отрядные мероприятия.

Кстати, отрядный позывной Вольва не имеет никакого отношения к машине Volvo. Это просто трансформация детского дружеского прозвища: Олька, Волька, Вольва.

— Каждый из поисков не похож на другой, с каждым я узнаю что-то новое, каждый – помню. За один особенно переживала, плакала. Это было в Бокситогорском районе, возле деревни Большой Двор. Мужчина ушёл за брусникой, оставив машину на лесной дороге. Я три ночи подряд ездила на этот поиск. Очень много людей было задействовано: родственники, друзья, охотники, спасатели, представители местной администрации, добровольцы. Все были уверены, что он жив. Здоровый крепкий мужчина средних лет. Найден, погиб – сердечный приступ, почти сразу как зашёл в лес, всего в 400 метрах от деревни. На моем треке... Но мы работали на отклик ночью и в темноте его не увидели, обнаружили только через несколько дней. Этот трек с меткой, где его нашли, храню до сих пор.
А в минувшем ноябре я впервые услышала отклик человека в лесу. Мне вечером позвонила коллега – брат «не вернулся с клюквы». Отправила её срочно в полицию и на горячую линию «ЛизаАлерт», а сама – стала собираться на поиск. Два с половиной часа на место на вездеходе, потом ещё пара километров пешком в глубь леса – и там он нам отозвался. Ох, какие ощущения! Сердце колотится, дыхание перехватывает, хочется бежать напролом и кричать ещё и ещё, чтобы только слышать голос... Первыми к найденному тогда вышли спасатели, но это невероятное чувство я не забуду никогда.
Не знаю, что могло бы меня заставить уйти из отряда. Сейчас это очень большая часть моей жизни. Собираюсь развиваться и в других направлениях – например, всерьёз думаю об оперативной картографии. А там уже, может быть, и на «лес на связи» можно будет замахнуться.

Зимой и ранней весной лесных поисков мало, поэтому Вольва отучилась на инструктора Школы «ЛизаАлерт». Логично – кому как не ей, много лет работающей с детьми, рассказывать девочкам и мальчикам о правилах безопасности. Ольга не только проводит беседы в детсадах и школах восточных районов Ленинградской области, но и помогает организовывать «Рыжие Ёлки» в Петербурге. В позапрошлом декабре водила детские группы в образе пушистого зайчика, в прошлом – с помощью папы и сына драконов рассказывала о том, как быть, если потеряешься в торговом центре.

Несмотря на обилие леса в жизни, идеальным отдыхом для Ольги по-прежнему остаётся лес – чем глуше, тем лучше. Дачу вместе с мужем Володей построили в восьмидесяти километрах от дома, в окружении дремучей чащи. Рядом – порожистая, рыбная река Явосьма. Тишина, воздух, банька, цветы, любимые люди – это ли не счастье.

— Когда сижу с удочкой, гребу на лодке или собираю ягоды, в голове сами собой складываются стихи, пишутся рассказы, приходят идеи сценариев для детских утренников. Благодаря отрядным поискам у меня в навигаторе появилось много новых точек грибных мест. Правда, есть здесь и свои издержки. Раньше я в лесу ориентировалась, как папа учил – по рисунку и цвету леса. Спиной чувствовала, откуда пришла. Стала ходить с оборудованием – чутьё отключилось, и знаки леса уже не так замечаю.

Можно подумать, что Ольга дальше своих тихвинских лесов и не выбирается никуда. Ничего подобного – до пандемии успела объездить полмира и влюбилась в совсем не похожую на наши края Азию. Особенно во Вьетнам. Говорит, что вполне могла бы там жить, только пока дела на родине не отпускают. Кто знает, может, когда-нибудь переедет. И в диких джунглях будет себя чувствовать так же комфортно, как среди наших лесов и болот.

-5