[ Смотреть видео на сайте НТВ ]
Столичное правительство одобрило больше 200 грантов на тестирование инноваций. За счет полученных средств стартапы могут компенсировать затраты на логистику, монтаж оборудования, техобслуживание и другие расходы. Так, благодаря грантам московские ученые из Сколтеха и психиатрической больницы имени Алексеева работают над технологиями раннего определения болезни Альцгеймера по анализу крови. В случае успеха новые методы смогут подарить 15 лет здоровой жизни.
Отца Элеоноры Старцевой его диагноз изменил до неузнаваемости. Болезнь Альцгеймера буквально стирает личность. Это наиболее распространенный тип деменции, при котором происходит постепенное и необратимое отмирание клеток коры головного мозга. По данным международной организации по борьбе с болезнью Альцгеймера, новый случай в мире развивается каждые три секунды. В эту статистику попала и семья Элеоноры. Развиваться болезнь Леонарда Кондратьева начала задолго до постановки точного диагноза. Но спустя несколько лет, по словам Элеоноры, стало понятно, что этот диагноз — билет в один конец. Мужчина прожил с болезнью Альцгеймера девять лет, а во время пандемии ковида симптомы дали о себе знать с новой силой.
Элеонора Старцева: «Это ад. Двигался Леонард по квартире как ниндзя. В абсолютной тишине медленно-медленно, как в фильме ужасов, поворачивается ручка, и ты понимаешь, что кроме тебя и отца в квартире никого нет, но тебя окатывает чувство дикого страха. Это все накапливается, накапливается, накапливается, и ты говоришь себе: „Все, я больше не могу“».
Лекарств для излечения этого недуга нет — можно только отсрочить развитие болезни, для чего нужна ранняя диагностика. Медицинский ребус пытаются решить ученые всего мира. В Москве вопросами болезни Альцгеймера занимаются сразу на нескольких столичных площадках. Город на тестирование инноваций выделяет гранты — один отправился в Сколтех. Здесь разрабатывают тест-систему которая позволяет выявлять значимые белки в крови человека — они служат маркерами болезни Альцгеймера. Распознавать нужные белки помогают методы искусственного интеллекта.
Евгений Николаев, ученый-физик, специалист в области масс-спектрометрии, член-корреспондент Российской академии наук: «Искусственный интеллект распознает болезнь по совокупности — не по одному белку, а когда они все изменены. У него в памяти хранится, он это видел у человека, у которого через пять лет произошел Альцгеймер».
Пока достоверность такого теста составляет около 70% — по словам ученых, это мало. Но в случае успеха тест сможет предсказывать вероятность развития болезни еще до появления клинических симптомов. Существующие методы диагностики выявляют болезнь, только когда уже есть необратимое поражение мозга. В Сколтехе продолжают пилотные исследования. В планах — получить регистрационное удостоверение в Росздравнадзоре. Метод предложат и для использования в клиниках.
Еще одно решение разработали в институте молекулярной биологии имени Энгельгардта РАН. Здесь создали платформу в виде гидрогелиевого биочипа.
Дмитрий Грядунов, заместитель директора по научной работе института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН: «Мы сделали такой биочип, посадили на него молекулярные зонды, которые распознают эти 23 маркера, и, самое главное, не просто детектировали маркеры, но перевели результат анализов в так называемую цифровую форму. То есть мы смогли придумать некие значения, которые врачи уже могут интерпретировать».
Развивают метод тоже благодаря городскому гранту — эту разработку уже протестировали в психиатрической больнице имени Алексеева. Здесь наглядно показывают метод в работе. Для анализа достаточно ДНК человека. Ее получают из крови пациента.
Георгий Костюк, главный внештатный психиатр Москвы: «Мы размещаем, соответствующим образом метим эти гидрогелиевые капельки, микрокапельки, на которые мы помещаем ДНК человека, и по тому, как они связываются между собой, мы можем судить, какой генетический профиль по 23 маркерам у данного человека».
В Москве работают бесплатные Клиники памяти куда обращаются пожилые люди. В таких учреждениях в первую очередь и заработает этот тест. По словам медиков, технология позволяет проводить анализ быстро. От забора крови до результата проходит не больше суток.
Аналогов предложенным решениям сегодня в мире нет. Впереди клинические исследования. Если эти методы заработают на практике, они смогут подарить пациентам до 15 лет практически здоровой жизни, то есть самое главное — время.