Найти тему
Neftegaz.RU

Ягуар в Вадинар, Чайка в Вишакхапатнам. Зависшие танкеры с российской нефтью Sokol начали движение в Индию

Читайте больше новостей в нашем Telegram-канале

Пока это 2 первые ласточки, но, если все пойдет нормально, то зависшие у Сингапура танкеры могут начать двигаться в сторону Индии.


Один из
танкеров, не дошедших до Индии с грузом российской нефтью сорта Sokol с проекта Сахалин-1, находится на подходе к порту Вадинар.
Об этом свидетельствуют данные сервисов отслеживания судов.

2 поехавших танкера

Речь идет о нефтяном танкере типоразмера Aframax дедвейтом 105 тыс. т Jaguar под флагом Габона.
Перемещения танкера:

  • Jaguar загрузил нефть сорта Sokol и начал путь в Индию в декабре 2023 г.
  • 29 декабря 2023 г. судно остановилось к западу от Филиппин.
  • 1-8 января 2024 г. танкер оставался в Южно-Китайском море, а затем начало движение в направлении Сингапура,
  • в качестве пункта назначения указывался порт Парадип в шт. Одиша на восточном побережье Индии, где находится терминал, обслуживающий нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Paradip, принадлежащий Indian Oil Corp. (IOC),
  • однако затем судно остановилось и вновь начало движение на запад в 20-х числах января,
  • Малаккский пролив танкер прошел 23 января,
  • пунктом назначения Jaguar указал порт Вадинар в шт. Гуджарат на западном побережье Индии с датой прибытия 1 февраля 2024 г.,
  • 30 января судно обогнуло мыс Каморин, южную оконечность п-ва Индостан, и начало движение на север вдоль побережья.

В порту Вадинар расположены терминалы Indian Oil Corp. и терминал, который снабжает НПЗ Вадинар, принадлежащий Nayara Energy Limited, в которой у Роснефти 49,13%.
По данным
Ъ, груз поставляется для НПЗ Nayara Energy, хотя изначально вся нефть с проекта Сахалин-1 (у Роснефти - 20% в проекте и статус оператора) предназначалась для IOC.
В движение пришел еще один из зависших танкеров с нефтью Sokol.
Танкер-афрамакс Seagull (Чайка) под флагом Панамы дедвейтом 115 тыс. т 5 февраля должен прибыть в порт Вишакхапатнам в шт. Андхра-Прадеш на восточном побережье Индии, где располагается НПЗ Hindustan Petroleum - дочки ONGC, владеющей 20% в проекте Сахалин-1.

Sokol в Индии

Проблемы с поставками нефти сорта Sokol начали складываться с конца ноября 2023 г. и сохранялись в течение декабря и января 2024 г.
Изначально по пути в Индию зависло 6
нефтеналивных танкеров - NS Century (попал под санкции США), а также NS Commander, Sakhalin Island, Krymsk, Nellis и Liteyny Prospect.
По данным Bloomberg, к концу января в танкерах
находилось 20 грузов общим объемом около 14 млн барр., которые должны были быть поставлены в Индию, но зависли в районе Сингапура, к ним могут присоединиться еще 2 груза по 700 тыс. барр.

Нефть Sokol традиционно торгуется с премией к Brent и ее продажи оказались затруднены.
Ранее глава Миннефти Индии Х. С. Пури
пояснял, что проблемы с поставками российской нефти в Индию связаны с потолком цен и санкциями США против судоходных компаний (в конце декабря под санкции США попал Sun Ship Management, который Штаты связывают с Совкомфлотом).
Также министр рассказал о желании Индии о том, чтобы нефть была намного дешевле, потому что она является крупным потребителем.
А. Новак на Дне энергетики
сообщил, что с поставками российской нефти в Индию все нормально - регулярно поступает информация от компаний-экспортеров, нефтеналивные танкеры отгружаются, расчеты за поставленную нефть идут.

Изначально все партии нефти Sokol предназначались Indian Oil Corp,, но у Роснефти и индийской компании по условиям поставок.
Как сообщил Ъ, разногласия в т.ч. касаются валюты платежа и совпали по времени с ужесточением потолка цен на российскую нефть со стороны США.
Компромисс с Indian Oil пока не достигнут, однако было решено отправить часть нефти на принадлежащие акционерам Сахалина-1 НПЗ в Индии.
Отправив 1 партию нефти Sokol на НПЗ Вадинар, а другую - на завод дочки ONGC, Роснефть дает сигнал IOC, что у нее есть альтернативы в плане сбыта нефти.
Возможно, это станет предметом переговоров на форуме India Energy Week, который пройдет 6-9 февраля 2024 г., и, если стороны придут к договоренностям, то зависшие у Сингапура танкеры могут начать двигаться в сторону Индии.

По оценкам Kpler, за счет практически стабильного объема поставок нефти Urals в Индию (около 1,1 млн барр./сутки), Россия сохраняет статус самого крупного поставщика нефти в Индию, поставляя около 1,45 млн барр./сутки нефти всех сортов.
Однако отсутствие поставок Sokol уже позволило Ираку, который в январе 2024 г. экспортировал в Индию около 1,3 млн барр./сутки, приблизиться к уровню российских поставок.