Найти тему
Телеканал "78"

Не по пути с Петербургом: какой будет транспортная реформа в Ленобласти?

С 1 февраля 2024 года в Ленобласти официально стартует транспортная реформа. В её рамках обновят подвижной состав для большинства социальных межрегиональных маршрутов, но, в отличие от Петербурга, в 47-м регионе сохранятся и коммерческие перевозки. Разбираемся, как реформа изменит ситуацию и какие у неё есть важные нюансы.

Коллаж 78.ru: freepik.com/wirestock, vk.com/transportlo, pexels.com, flaticon.com/Freepik
Коллаж 78.ru: freepik.com/wirestock, vk.com/transportlo, pexels.com, flaticon.com/Freepik

Пилот по обкатке транспортной реформы в Ленинградской области стартовал ещё летом 2023 года. Для эксперимента был выбран Кингисеппский район. Как заверяют местные чиновники, после старта «ноу-хау» количество обращений от населения «снизилось кратно».

Теперь с 1 февраля реформа должна прийти во все районы. Но запускать её будут не как в Северной столице этапами, а одновременно во всей Ленобласти. Максимум, в марте должны состояться конкурсы по выбору подрядчиков с тем, чтобы к 1 января они смогли закупить новый подвижной состав среднего и высокого класса вместимости для социальных межрегиональных маршрутов, трассировку которых переделывать опять же, в отличие от Петербурга, не планируют.

Сохранится в Ленобласти и транспорт с пометкой «К», от которого город на Неве полностью избавился.

Выясняем, какие ещё есть отличия в реформах двух регионов и почему Ленобласть решила пойти по своему пути.

Такая разная Ленобласть

Как рассказал председатель Комитета по транспорту Ленобласти Михаил Присяжнюк, всего в рамках транспортной реформы предполагается закупить 450 новых автобусов среднего и большого класса вместимости для 90 из 126 межрегиональных смежных маршрутов. Благодаря им жители Ленобласти добираются в город на работу и обратно домой, а петербуржцы едут на отдых или к достопримечательностям. Это 50-километровая зона агломерации 47 региона и Петербурга, а также Гатчина, Выборг и т. д.

Для старта реформы выберут победителей-перевозчиков, которые и закупят новую технику с тем, чтобы обновление подвижного состава было полностью завершено к 1 января 2025 года.

Всего будет 12 лотов, разбитых по территориальному принципу. Они не сильно изменятся с прошлых лет так же, как и не будут корректироваться сами социальные маршруты. Лоты разыграют весной.

Напомним, корректировка трасс для общественного транспорта и отмена части маршрутов в своё время в Петербурге доставила много неудобства горожанам.

Как пояснил Михаил Присяжник, в Ленобласти социальные маршруты сильно разнятся по районам. Где-то есть очень протяжённые, но ими пользуются мало пассажиров, а лишать их транспортной доступности тоже нельзя. Где-то экономически обоснованный тариф может составлять 2 рубля 65 копеек за километр, а максимальный может доходить до 5 рублей.

Каким будет новый транспорт?

Как заверил Михаил Присяжнюк, все льготы для населения после старта реформы будут сохранены. Для этого регион направит перевозчикам в 2024 году дополнительные 700 млн рублей. Единый льготный социальной проездной не изменится в цене и будет стоить 453 рубля. Здесь стоит пояснить, что до 1 января его стоимость составляла 433 рубля.

По словам члена правления Национальной транспортной Ассоциации, директора по организации перевозок Романа Юренева, новые автобусы могут выйти на линии уже даже в 3— 4 квартале 2024-го, потому что после их приобретения и доставки вряд ли кто-то из компаний станет держать технику в простое.

Как отметил Михаил Присяжнюк, кроме основных заводских настроек, салоны будут дооснащены видеонаблюдением. Так чиновники и перевозчики в режиме реального времени смогут контролировать пассажиропоток и оперативно реагировать на его изменения.

— Думаем над возможностью, как оснастить технику такими элементами, как датчики температуры воздуха в салонах, так как много обращений, что зимой холодно, а летом жарко. Много обращений, что кому-то хочется открыть форточку, кому-то нет, — добавил Михаил Присяжнюк.
Михаил Присяжнюк/ Фото: пресс-служба Комитета Ленинградской области по транспорту
Михаил Присяжнюк/ Фото: пресс-служба Комитета Ленинградской области по транспорту

Новые маршруты в будущем в Ленобласти всё же будут появляется. Первой станет линия в Новосаратовку, которая сейчас активно застраивается жильём. Сейчас это будет средний класс вместимости, но затем его могут заменить на большой и даже сделать несколько социальных маршрутов.

Обсуждаются и поставки в регион техники с китайской Yutong, одного из крупнейших производителей автобусов и электрокаров в мире.

Не «брутто», а «нетто»

Как напомнил Михаил Присяжнюк, в 2023-м был создан цифровой двойник всей маршрутной сети Ленобласти, и сейчас ведутся переговоры с профильным департаментом правительства Москвы, чтобы ретранслировать опыт столицы по мониторингу в 47-й регион.

— То есть, вся оплата перевозчикам будет происходить тогда, когда автобус по факту «проедет» по этому цифровому двойнику. Если машина сошла с линии, то и оплаты не будет, — заверил чиновник.

Примечательно, что с перевозчиками на социальных линиях в Ленобласти будут заключать так называемые «брутто-договоры». По ним вся выручка остается у компаний, а не идет в бюджет региона. В Петербурге пользуются «нетто-договорами». По их условиям полученные средства как раз отправляются в казну Северной столицы.

Однако федеральное законодательство допускает использование обоих механизмов по решению самого субъекта.

— В Ленобласти выручка будет оставляться перевозчикам, для того, чтобы они сами боролись за каждого пассажира. И чтобы бюджет не настолько нагружался количеством контролёров, как в случае с Петербургом. Мы идём своим путём, — заверил Михаил Присяжнюк.

Не «маршрутки», но оставят!

Важно отметить, что в Ленобласти после 1 февраля останутся «маршрутки». Как отметили в пресс-службе правительства региона, сейчас это 84 направления.

Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com
Фото: Maksim Konstantinov/globallookpress.com

При этом ленобластные чиновники называть такой транспорт именно «маршрутками» не любят, а предпочитают термин «коммерческий» или с пометкой «К». Здесь обновлённый состав можно будет увидеть уже в феврале. Всего должно быть закуплено 70 единиц техники.

«Коммерцию» поддержат в рамках специальных казначейских кредитов. Ленинградская область взяла на закупку новых «маршруток» 800 млн рублей кредит. Перевозчики добавили ещё порядка 400 млн.

Как заверил заместитель главы Кингисеппского района по ЖКХ, транспорту и экологии Евгений Смирнов, после старта пилота количество жалоб от населения кратно снизилось, обращений и вопросов практически не стало.

При этом в самом Кингисеппе задумываются о запуске в качестве эксперимента кольцевого маршрута, который станет для всех бесплатным.

— Некоторые автобусные линии мы привязали к графику электрички, которая ходит в Петербург из Ивангорода, — поделился Евгений Смирнов.

Проблемы на будущее?

Автор tg-канала «Сказочный проектировщик» Иван Вергазов считает, что Петербург пошёл по более правильному системному пути, «брутто-контракты» более продуманы с точки зрения контроля за перевозчиками.

В отношении Северной столицы остаётся неочевидным решение с отменой маршруток, так как горожане сильно проиграли в скорости перемещения. Коммерческий транспорт предоставлял возможность пользоваться остановкой по требованию. Что и ускоряло процессы. Остановки по требованию для социальных линий в итоге так и не ввели.

— Хотя и в отношении Петербурга можно сказать, что это в основном была реформа автобусных перевозок.
Да, понятно, что в 47 регионе нет ни трамваев, ни троллейбусов. Но там есть электрички. И вот на их развитие и надо было делать ставку. Да, в Кингисеппе молодцы, что привязали автобусы к электричке. Но ходит-то она туда-сюда один раз в сутки! — эмоционально добавил Иван Вергазов.

По словам эксперта, в обеих реформах вызывает сомнение залповая форма их проведения, когда весь подвижной состав меняется одновременно, но через семь лет его снова придётся закупать и тоже одномоментно. Это серьёзная проблема на будущее.

Изначально более оптимальна?

Эксперт транспортного развития территории ООО «Лабград» Илья Резников уверен, что каждый регион в выборе модели для себя прав по-своему.

Так, маршрутная сетка в Ленобласти не меняется, потому что она и так оптимальна, продуманна, а сама схема действует ещё где-то с 80-х годов.

— Сложно изобрести принципиально новый способ, как проехать в ту или иную деревню. Да, конечно, есть такие локации как Всеволожский район. Там многое поменялось, появилось много нового жилья. Но есть и пример Тосненского района, где тоже многое осталось таким же, как было 30 лет назад.
В Петербурге же с 90-х всё принципиально поменялось, потому и нужны были глобальные корректировки, — полагает Илья Резников.

По его словам, вопрос о замене подвижного состава в Ленобласти висел на повестке дня уже давно. Там до сих пор ездят «пазики», а низкопольная техника есть в крупных городах, и её не так много.

— К «нетто-контрактам» 47 регион прибегает, скорее всего, по одной простой причине. Там до сих пор себя считают бедными, привыкли экономить каждую копейку, а «брутто-контракты» — это далеко не самая дешёвая вещь, — рассуждает Резников.

В отношении маршруток эксперт подчёркивает, что их изначально было и есть сейчас не так много, угрозы доходам соцтранспорта автобусы с пометкой «К» не создают.