Чем хорош Вархаммер, помимо других особенностей? — в нем полно миров на любой вкус. Хочешь — промышленные, хочешь — аграрные… а хочешь — демонические. Итак, сегодня у меня есть немного очень личного мнения о старой и когда-то знаковой для вселенной книжке «Демонический мир» за авторством Бена Каунтера. Если вам охота зачерпнуть настоящей ядреной демонятины и болтерпорно — вперед, за мной, читатель, я покажу тебе настоящую любовь (к демонам)!
Бен Каунтер — историк и учитель по профессии, и что-то мне подсказывает, что этот человек через километры рубилова и месилова сублимирует нервное напряжение своей непростой работы. Кроме романов и рассказов для БЛ, он пишет также сценарии для комиксов и даже был секретарем Гильдии создателей комиксов. «Демонический мир» вышел в 2003 г., это была заря настоящей книжной Вархи — с зашкаливающим гротеском, с «говорящими» именами вроде Голгоф или леди Харибдия, с гримдарковой эстетикой и полным игнорированием любой научной матчасти. Но, в конце концов, какая наука, если демоны…
Действие начинается на мире Тормендис, где часть населения, по-видимому, деградировала до родоплеменного строя. В то же время другая его часть, похоже, застряла на позициях раннего феодализма. У них уже есть города, а в городах — лорды и леди, у них трепещут знамена, правда, отнюдь не имперские. И можно догадаться, кто повинен в этой деградации: «феодалов» охраняют (а на деле руководят ими) хаосмарины!
Орден Насильников присутствует именно в этой книге.
Но ежели кто-то надеялся почитать разнузданную порнушку — увы и ах. Получите и распишитесь, вот ваш гримдарк: безысходность, отчаяние, миллионы миллионов сломленных душ, Слаанеш наслаждается кровью и болью — как и написано в бэке, а не в фантазиях мемоделов. И среди этой повальной деградации обнаруживается космический корабль…
Космического десанта в этой книге будет много. Однако это космодесант Хаоса. Благородные подвиги и отважные свершения — это не про них. Слаанешитам противостоят Несущие Слово, а спор у них идет не за спасение мира Торвендис, а лишь за то, какому богу Хаоса он будет посвящен. Ведь мир-то с точки зрения хаоситов годный: один из Несушек восторженно восклицает «Какой мир! Сколько смерти!» А читатель на каждой странице обнаруживает, что мир и впрямь хоть куда: рваная рана гор, гнилые топи — все несет на себе печать запустения и насилия. Отличные декорации, чтобы в них развернулись всевозможные демонические ужасы: гигантский князь демонов (кто там говорил про «видно с орбиты»?), морской бой в кровавом океане, мистический город, который завис над пропастью и существует ради кощунственных наслаждений, воины, идущие в бой с кличем «Прочувствуй смерть врага, как свою собственную!», чудовищные жертвоприношения. Словом, это именно то сочинение, которое можно написать по картинам Босха.
Однако у Торвендиса есть собственный… святой? Его зовут Аргулеон Век. Все, чего касалась его рука, приобретает высочайшую ценность. Конечно же, он чемпион Хаоса. Но не простой…
Кроме людей — обычных и постчеловеков, мы встретим разнообразное демоническое население. Фантазия Каунтера поселила одну из демонеток Слаанеш в гарем колдуна, причем другие жены ее яростно защищали. А командир Несущих Слово прознает, что на этом мире можно встретить и демона поувесистее. Особая изюминка в том, что это демон Кровавого Бога, и часть населения мира обратилась именно к нему…
Вообще «Демонический мир» — это не космическая и уж тем более не научная фантастика, к которой мы привыкли за последние лет 15. Ничего похожего на сай-файный боевик с окопами и элементами пост-апа или киберпанка тут нет. Это совершенно классическое темное фэнтези «меча и магии», которому придали некоторые черты Вархаммера. У нас есть общество, не продвинувшееся дальше феодализма, потому что фэнтези меча и магии обычно пишется в антураже феодальных отношений, замков и холодного оружия, — правда, подчас оно силовое или цепное. У нас есть герои с мечами наперевес, которые знай убивают, сквернословят, ненавидят и снова убивают. У нас есть колдуны — абсолютно злые, хитрые и могущественные. Они приносят людей в жертву, поклоняются темным богам и вообще злодействуют, чтобы заполучить еще больше мистической власти. Есть злая-презлая леди, черная королева, перенесенная в книгу прямиком из сказок для взрослых. Злые королевы — часть западноевропейской сказочной традиции: Моргана в легендах о короле Артуре, злая королева-мачеха в «Белоснежке», Ледяная Дева скандинавских историй… ну, вот теперь леди Харибдия, кровожадная слаанешитка. И, конечно же, есть могучие свирепые воины на стороне зла. В отличие от позднейшей традиции, например, Толкина, светлых воителей тут не будет. Все-таки у нас гримдарк.
«Демонический» антураж большинство писателей воспринимает как отмашку «тащите столько трэша, сколько можете унести». Надо признать, Каунтер может много трэша. И к этому нужно быть готовым. Перебор с трэшем часто идет в ущерб содержательности или занимательности — и к этому тоже нужно быть готовым.
Стоит держать в голове, что мир Торвендис располагается в Мальстреме. Это объясняет многое из его странностей.
Возможно, Каунтер задумывал нечто философское. Промерить, так сказать, зло собственными руками. Но для этого нужно быть, пожалуй, не Каунтером, а Гарсиа Маркесом или Эко. А у Каунтера получилась страшненькая сказочка про войны хаоситов и гибель последнего уцелевшего в этом секторе мира, который когда-то принадлежал не людям и знавал более счастливые времена. И по этой книге хорошо видно, что Хаос как его видит «БЛ» никогда не ведет ни к чему конструктивному — только к гибели и разрушению.